Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение К
(рекомендуемое)
Методика
расчета экономической эффективности применения пешеходных настилов из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях и в тоннелях
К.1 Основные положения
К.1.1 Для оценки экономической эффективности применения пешеходных настилов из полимерных композиционных материалов на мостовых сооружениях и в тоннелях применяются основные положения "Руководства по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" утвержденного распоряжением Минтранса России от 10.12.2002 N ОС-1109-р [13].
К.1.2 При расчете экономической эффективности выполняется вариантное сравнение. Сравниваются 2 или 3 варианта проекта реализации пешеходных настилов мостовых сооружений из различных материалов. Первый вариант - типовые железобетонные плиты или металлические настилы прохожей части мостовых сооружений, второй вариант - настилы из ПКМ. В процессе сравнения определяются следующие структурные элементы единовременных и текущих (годовых) затрат:
- единовременные затраты на изготовление;
- единовременные затраты на транспортировку;
- единовременные затраты на заготовку, складирование;
- единовременные затраты на монтаж (установку);
- текущие затраты на эксплуатацию и ремонт пешеходных настилов на мостовых сооружениях.
К.1.3 Затраты на изготовление пешеходных настилов определяются по прайс-листам предприятий-изготовителей, а также согласно действующим "Сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве".
К.1.4 Затраты на монтаж (установку) и текущие затраты на ремонт пешеходных настилов как из традиционных материалов, так и из ПКМ определяются в соответствии с "Методикой определения стоимости строительных продукций на территории Российской Федерации" [14].
К.1.5 Текущие затраты на эксплуатацию пешеходных настилов как из традиционных материалов, так и из ПКМ определяются в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению стоимости работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения" [15].
К.1.6 Затраты на транспортировку по данным экспертных оценок принимают 3%, затраты на заготовку и складирование - 2% от стоимости настилов. При этом, при определении затрат на транспортировку настилов из ПКМ рекомендуется учитывать их более высокую норму загрузки (без использования специального грузоподъемного оборудования), обусловленную значительно меньшим весом.
К.2 Оценка экономической эффективности по приведенным затратам
К.2.1 Для оценки экономической эффективности допускается применять интегральный показатель годового экономического эффекта, который учитывает долговечность конструкции и отражает результат применения продукции с улучшенными, по сравнению с базовой конструкцией, параметрами.
К.2.2 Годовой экономический эффект от внедрения новых технических решений определяется как разность затрат на строительство и эксплуатацию базовой и оцениваемой конструкции с учетом отдаленности затрат во времени, а также надежности и долговечности конструкций по формуле:
(К.1)
где: и - расчетные коэффициенты эффективности, соответственно для базовой и оцениваемой конструкции, исходя из срока службы конструкции, определяемые по формулам:
(К.2)
(К.3)
Указанные коэффициенты являются также показателями накопления повреждений в конструкции и учитывают дисконтирование затрат.
- годовые эксплуатационные затраты оцениваемой конструкции;
- годовые эксплуатационные затраты базовой конструкции;
- стоимость оцениваемой конструкции, включая стоимость материала и строительства;
- стоимость базовой конструкции, включая стоимость материала и строительства;
- срок службы до капитального ремонта оцениваемой конструкции;
- срок службы до капитального ремонта базовой конструкции;
- показатель надежности (вероятность отказа) оцениваемой конструкции;
- показатель надежности (вероятность отказа) базовой конструкции.
В п. К.3 приведен пример расчета экономического эффекта от применения настила из полимерных композиционных материалов взамен железобетонной плиты прохожей части.
К.3 Пример расчета экономической эффективности настилов
Рассматриваемое сооружение - надземный пешеходный переход.
Параметры сооружения: тип пролетного строения - ферма, длина пролетного строения 56,8 м, ширина пролетного строения в осях перильного ограждения 3,92 м. Представлен на рисунке К.1.
Рисунок К.1 - Рассматриваемый надземный пешеходный переход
Рассматривается применение настила из ПКМ вместо железобетонной плиты прохожей части. Базовая конструкция предусматривает заливку бетоном настила в полевых условиях, строительство промежуточной опоры и две остановки движения по автомобильной дороге. Оцениваемая конструкция настила из ПКМ позволяет выполнить установку пролетного строения за один подъем без строительства промежуточной опоры и отказаться от бетонных работ.
Базовая конструкция - железобетонная плита прохожей части;
Оцениваемая конструкция - настил прохожей части из полимерных композиционных материалов.
В стоимость базовой () и оцениваемой () конструкции настилов входят единовременные затраты на изготовление (сметная стоимость или заводская цена железобетонной плиты и настила из ПКМ), а также на монтаж (устройство) железобетонной плиты и настила из ПКМ.
Сметная стоимость на устройство железобетонной плиты и настила из ПКМ представлена в таблице К.1 [17].
Таблица К.1 - Стоимость затрат на устройство железобетонной плиты и настила из ПКМ
Наименование элементов и работ |
Первоначальный проект пешеходного моста |
Вариант моста с применением настила из ПКМ |
||
масса, т |
стоимость, тыс. руб. |
масса, т |
стоимость, тыс. руб. |
|
Металлоконструкции пролетного строения |
84,01 |
6918 |
63,01 |
5188 |
Монтаж пролетного строения (включая сборку, перевозку, монтаж) без учета стоимости м/к |
84,01 |
2358 |
63,01 |
1768 |
Ж/б плита пролетного строения (включая гидроизоляцию, плиточное покрытие) |
110,22 |
482 |
|
|
Устройство ж/б плиты пролетного строения (включая гидроизоляцию и плитку покрытия) без учета стоимости ж.б. плиты |
110,22 |
4363 |
- |
- |
Настил из ПКМ |
- |
- |
8,4 |
5343 |
Устройство настила из ПКМ |
- |
- |
8,4 |
127 |
ВСЕГО: |
194,23 |
14121 |
71,41 |
12427 |
Из таблицы К.1 выбраны значения стоимостных показателей, относящихся к железобетонной плите и настилу из ПКМ, и приведены к стоимости 1 настила (таблица К.2) с учетом известных габаритов пролетного строения.
В результате расчета было получено (таблица К.2), что:
- стоимость базовой конструкции 1 железобетонной плиты = 21630 руб.
- стоимость оцениваемой конструкции 1 настила из полимерных композиционных материалов = 24420 руб.
Годовые эксплуатационные затраты базовой и оцениваемой конструкции согласно "Методическим рекомендациям по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах" [4] принимались равными 0,8 - 1% от стоимости сооружения.
В результате расчета было получено (таблица К.2), что:
- годовые эксплуатационные затраты базовой конструкции (1 железобетонной плиты) - руб.
- годовые эксплуатационные затраты оцениваемой конструкции (1 настила из полимерных композиционных материалов) - руб.
Срок службы до капитального ремонта базовой конструкции (железобетонной плиты) принимается по данным экспертных оценок равным = 20 лет.
Срок службы до капитального ремонта оцениваемой конструкции (настила из полимерных композиционных материалов) принимается равным = 50 лет.
Показатели надежности (вероятность отказа) базовой и оцениваемой конструкций принимаем равными = = 5%.
Расчетный коэффициент эффективности базовой конструкции (железобетонной плиты) .
Расчетный коэффициент эффективности оцениваемой конструкции (настила из полимерных композиционных материалов) .
Подставляя вычисленные параметры в формулу (К.1), получим значение годового экономического эффекта:
.
Таблица К.2 - Сравнение стоимости затрат на изготовление, устройство и эксплуатацию железобетонной плиты и настила из ПКМ
Измеритель: 1
Наименование работ, затрат |
Настил из полимерных композиционных материалов |
Железобетонная плита |
1. Устройство (монтажные работы) () настила (включая гидроизоляцию и плиточное покрытие для ж/б плиты) |
0,567 |
19,478 |
2. Стоимость конструкции () (включая гидроизоляцию и плиточное покрытие для ж/б плиты) |
23,853 |
2,153 |
24,42 |
21,63 |
|
3. Эксплуатация и содержание настила (восстановление покрытия на тротуарах, восстановление слоя износа покрытия проезжей части и т.д.) по п. 3.4 "Методических рекомендаций по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах" [4]. |
0,195 (0,8%) |
0,216 (1%) |
Примечание - Затраты на нормативные работы по содержанию настила принимались 0,8%, а по содержанию железобетонной плиты - 1% от стоимости сооружения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.