Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей направляет для использования в работе Методические рекомендации по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), разработанные по итогам мониторинга введения ФГОС ОВЗ, проведенного в 2016 году Российским университетом дружбы народов, в рамках государственного задания "Разработка комплексного научно-методического обеспечения мониторинга поэтапного введения ФГОС для детей с ОВЗ в субъектах Российской Федерации и его проведение".
Директор Департамента |
Е.А. Сильянов |
Методические рекомендации
руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Содержание
В рамках Плана действий по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. Министром образования и науки Российской Федерации N ДЛ-5/07вн и в соответствии с госзаданием "Разработка комплексного научно-методического обеспечения мониторинга поэтапного введения ФГОС для детей с ОВЗ в субъектах Российской Федерации и его проведение" Российским университетом дружбы народов разработаны методические рекомендации.
Данные рекомендации имеют целью представить варианты организации деятельности в образовательных организациях Российской Федерации по созданию условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ.
Целесообразно учитывать при реализации ФГОС ОВЗ наличие модели, определяющей последовательность и содержание действий по их введению в работу образовательной организации.
Приоритетным направлением деятельности системы образования Российской Федерации является обеспечение доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью.
В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 24 февраля 2016 года N 07-756 "О проведении мониторинга", в период с 15 апреля 2016 года по 15 октября 2016 года проводился всероссийский мониторинг введения ФГОС ОВЗ посредством заочного анкетирования специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, результаты которого положены в основу данных рекомендаций.
Цель мониторинга - определить готовность регионов к введению ФГОС ОВЗ.
Мониторинг включал следующие направления изучения деятельности общеобразовательных организаций:
- нормативно-правовое и финансовое обеспечение деятельности общеобразовательных организаций в условиях апробации ФГОС ОВЗ;
- финансовое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;
- организационно-методическое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;
- информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ;
- материально-техническое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;
- психолого-педагогическое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях апробации ФГОС ОВЗ;
- кадровое обеспечение общеобразовательных организаций (готовность педагогов 1-х классов к реализации ФГОС ОВЗ).
Методические рекомендации подготовлены на основе анкет, предоставленных 84 регионами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) должно осуществляться комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с ОВЗ, с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Последние описаны и в целом определены в соответствующих общих характеристиках каждой из категорий детей с ОВЗ.
Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательной среде определяется как создание оптимальной организации образовательной среды, соотнесенной с возможностями такого ребенка и реализации программы коррекционной работы соответствующей образовательной программы. В этом случае силами всех участников образовательного процесса должно быть создано равновесие между образовательными воздействиями (организацией программ обучения, характером и организацией межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных воздействий, организации образовательного пространства и т.п.) и индивидуальными возможностями ребенка. В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категорий детей с ОВЗ организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных организаций должен содержать:
- описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов, которые должны обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими рекомендуемой образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательной организации;
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;
- использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Мониторинг показал, что по состоянию на январь 2016 года все образовательные организации Российской Федерации, в контингенте которых есть дети с ОВЗ, имеют лицензии на право образовательной деятельности. В 2016/17 учебном году зачислено 58 576 первоклассников, обучающихся по ФГОС ОВЗ. В связи с этим представляется важным вопрос готовности школ к организации образования детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями и введению ФГОС ОВЗ. С этой целью в регионах обеспечен комплекс мероприятий по повышению квалификации педагогов, в первую очередь учителей начальных классов, информированию педагогической и родительской общественности о переходе на ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года в штатном режиме.
Работа по созданию доступной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации проводилась по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой базы для развития инклюзивного образования; повышение архитектурной доступности; обеспечение коррекционно-реабилитационным оборудованием; развитие кадрового потенциала; методическое сопровождение; информационное сопровождение; формирование толерантных отношений.
Для организации коррекционно-реабилитационного процесса школами закуплены компьютерное и специализированное оборудование (аппаратно-программные комплексы для слабовидящих детей; аппаратно-программные комплексы для детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата (ДЦП); комплекты звукоусиливающего оборудования для слабослышащих детей; рабочие места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; коррекционно-развивающие программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи; кабинеты педагога-психолога, и/или сенсорные комнаты, и/или кабинеты логопеда; цифровые модульные системы для работы с текстом и универсальные цифровые устройства многоцелевого назначения с синтезом речи для записи и воспроизведения звуковой информации).
Нормативно-правовой и методологической основой адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) являются: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; ФГОС ОВЗ, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. NN 1598, 1599.
Основой эффективного психолого-педагогического сопровождения является выполнение ряда системообразующих условий. К ним относятся:
1. Качественное определение специальных условий для получения образования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
2. Наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения;
3. Материально-техническое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
4. Наличие в шаговой доступности образовательных и иных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается.
В связи с тем, что все школы и детские сады относятся к общеобразовательным организациям, приведем схему образовательных программ, реализуемых в современной школе:
Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться как по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, так и в условиях отдельного класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013 г. - образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (Ст. 79, п. 5. ФЗ N 273 от 29.12.2012 г.), разрабатываемой на уровень образования.
Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований ФГОС соответствующего уровня.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают образование по варианту 1 или 2 АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития - СИПР, индивидуальный учебный план), учитывая образовательные потребности отдельного обучающегося с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определённого уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Обращаем внимание на то, что в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, при обучении детей с ОВЗ по вариантам 1 и 2 АООП, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.е. уровень обученности ребёнка с ОВЗ должен соответствовать уровню обученности нормально развивающегося сверстника, и, соответственно, не должно быть академических задолженностей по предметам. А при обучении детей с ОВЗ по вариантам 3 и 4 АООП этого же стандарта, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения могут не соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.к. эти варианты реализуются для обучающихся с различными степенями умственной отсталости. Это, при обучении детей в инклюзивных классах, позволяет переводить их в следующий класс, т.к. для этой категории детей образование является безуровневым.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для создания специальных условий для получения образования ребёнком с инвалидностью и с ОВЗ необходимо межведомственное взаимодействие всех социальных структур субъекта Российской Федерации и муниципальных органов власти:
Администрация образовательной организации несет ответственность за создание и реализацию необходимых специальных условий образования обучающегося с ОВЗ, определенных в заключении ПМПК. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу и специальные образовательные условия, рекомендуемые психолого-медико-педагогической комиссией, рассматриваются как междисциплинарная деятельность специалистов этой образовательной организации, направленная на оптимальное в соответствии с возможностями включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детей, и поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всем протяжении его обучения и воспитания.
В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами консилиума образовательной организации. Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, не только выявляющего детей, испытывающих трудности обучения и определяющего стратегию работы с ними, но и разрабатывает, с обязательным привлечением учителей, адаптированную образовательную программу для обучающегося с ОВЗ.
Организационная схема комплексного сопровождения обучающихся в субъекте Российской Федерации
Подчеркнем необходимость включения в комплексную систему сетевого взаимодействия не только учреждений дополнительного образования детей, но и включения педагогов дополнительного образования общеобразовательных организаций. А в рамках межведомственного взаимодействия привлечение специалистов других ведомств (здравоохранение, социальная защита, спорт, культура).
Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
Группа |
Функционал |
Администрация |
Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ: - финансовое обеспечение реализации АОП; - внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.); - кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование); - обеспечение материально-технических условий (безбарьерной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды); - поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство и сетевое взаимодействие (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.); - организация мониторинга эффективности деятельности специалистов |
Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) - члены психолого-педагогического консилиума (ППк) |
- Разработка и реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана; - отслеживание динамики развития обучающегося; - оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых корректив; - помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения; - проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; - консультирование родителей |
Учитель |
Проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП, создание условий для развития потенциала каждого ребенка: - участие в разработке адаптированных образовательных программ; - разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся; - организация развивающей среды в классе; - формирование у детей отношений сотрудничества, принятия; - формирование у всех обучающихся учебной мотивации; - выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося; - применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ; - адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.); - выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ |
Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования |
- участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ; - помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе детей с ОВЗ; - применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе детей с ОВЗ |
Этапы разработки АОП для обучающегося с ОВЗ в образовательной организации
Этап |
Шаги проектирования АОП |
Содержание деятельности |
Предварительный |
Предварительная оценка особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и запроса родителей |
Администрация ОО (при наличии заключения ПМПК и/или рекомендаций ИПРА): - определяет междисциплинарную команду специалистов психолого-педагогического сопровождения; - при отсутствии в ОО необходимых специалистов администрация рассматривает варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, муниципальной службой психолого-педагогического сопровождения, привлечение волонтеров и т.д.); - заключает договор с родителями; - проводит анализ информации о ребенке и его семье (см. ниже) |
Оценка требований ФГОС общего образования по уровню и ФГОС НОО ОВЗ, примерных основных образовательных программ, в том числе адаптированных |
- изучение документации: нормативно-правовой, учебно-методической; - разработка локальных регламентирующих актов: приказа о деятельности ПМПк, службы психолого-педагогического сопровождения и т.д. |
|
Диагностический |
Проведение комплексного обследования ребёнка педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогами |
- организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия; - подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д. Основная задача - описание зон ближайшего и актуального развития, определение особых образовательных потребностей учащегося, уровня обученности. Определение направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов. |
Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов развития |
- организация деятельности ППк: обсуждение заключений специалистов, принятие решения о необходимости разработки АОП; - определение конкретных условий |
|
Разработка |
Проектирование АОП |
Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках создания АОП Организация обсуждения АОП. При необходимости - привлечение специалистов ППМС-центра в рамках сетевого взаимодействия. Согласование с родителями. |
Определение временных границ реализации АОП | ||
Четкое формулирование цели АОП (Совместно с родителями!) | ||
Определение круга задач в рамках реализации АОП | ||
Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты) | ||
Планирование форм реализации разделов АОП | ||
Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося | ||
Определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы | ||
Реализация |
Практическое применение АОП |
Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом; - организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; - организация мониторинга эффективности коррекционной работы |
Анализ и коррекция |
Определение сроков и способов анализа и коррекции АОП |
Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; - внесение корректив в АОП |
Представленная последовательность действий специалистов ОО соблюдается, если у ребенка есть заключение ПМПК с указанием обучения по определенному варианту АООП, в том числе ребёнка с инвалидностью или обучающегося, имеющего рекомендации врачебной комиссии (медицинской организации) по обучению на дому. Обращаем ваше внимание на то, что требования ФГОС по объемам учебной нагрузки для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому, должны быть выполнены полностью. Т.е. не допускается уменьшение учебных часов и, тем более отсутствие у ребёнка, обучающегося на дому, контактных часов работы с учителем по отдельным предметам.
При выявлении трудностей в освоении основной образовательной программы определённого уровня образования (в случае отсутствия заключения ПМПК), первым шагом администрации и специалистов образовательной организации будет привлечение внимания родителей к данной ситуации и рекомендации посетить ПМПК. При несогласии родителей на прохождение ПМПК, ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
По результатам мониторинга готовности системы общего образования к введению ФГОС ОВЗ на региональном уровне необходимо:
- обеспечить полное комплектование штатов психолого-медико-педагогических комиссий в соответствие с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
- обеспечить полное комплектование штатов служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях (ПМПк) в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - приказ N 1015);
- обеспечить введение ставок тьюторов, ассистентов для сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в штатное расписание общеобразовательных организаций исходя из количества рекомендаций ПМПК и с учетом требования приказа N 1015;
- продолжить создание доступной архитектурной среды в общеобразовательных организациях;
- продолжить повышение квалификации, профессиональную переподготовку педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ в соответствии со сроками введения ФГОС ОВЗ;
- обеспечить вариативность моделей обучения детей с ОВЗ;
- обеспечить условия для социальной инклюзии в рамках внеурочной работы общеобразовательных организаций для детей, которым рекомендовано обучение на дому;
- обеспечить регулярный мониторинг введения ФГОС ОВЗ в общеобразовательных организациях;
- повышать информирование родителей детей с ОВЗ о введении ФГОС ОВЗ, условиях, созданных в образовательных организациях для обучения детей с ОВЗ инвалидностью в субъекте Российской Федерации через размещения соответствующей информации на официальном сайте регионального органа управления образованием и на сайтах образовательных организаций;
- повышать информирование административных и педагогических работников по вопросам нормативного регулирования образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, требований ФГОС ОВЗ, разработки АООП.
Ответы на часто задаваемые вопросы
(Стилистика авторов вопросов сохранена)
1. Вопрос: В нашем муниципалитете всего 10 общеобразовательных организаций. 1 сентября 2017 года в одну школу (предварительно) придет 1 ребенок с ОВЗ, в остальные школы - дети с ОВЗ не придут. К тому же, мы сделали анализ до 2020 года, у нас детей с ОВЗ будет всего 4 и они придут в две школы. В связи с этим у нас вопрос: Нужно ли во всех школах принимать локальные акты по введению ФГОС с ОВЗ? разрабатывать адаптированные программы? заключать договора о сотрудничестве и т.д.
Ответ: Согласно статистическим данным только детей с инвалидностью в Российской Федерации от 4 до 6% от общего количества детей. Детей с ОВЗ в 3-4 раза больше, причём с каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. При этом, семьи мигрируют. Поэтому, приведенный Вами прогноз, очень сомнителен. Подготовка к введению ФГОС ОВЗ предполагает, кроме прочего, подготовку кадров, и это важно сделать заранее. Что касается разработки адаптированных программ, то они разрабатываются для ребенка. Если ребенка с ОВЗ нет в вашей школе, то и адаптированная программа не нужна.
2. Вопрос: В чем разница между коррекционным классом и инклюзивным классом? Коррекционный класс - это где все дети обучаются по АООП, а инклюзивный класс - среди здоровых детей обучается 1-2 ребенка с ОВЗ. Это правильно?
Ответ: Правильно, коррекционный класс - это класс, в котором дети одной категории (например, все дети с задержкой психического развития) обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ЗПР (АООП НОО ЗПР), а инклюзивный класс - это класс, в котором совместно с нормально развивающимися сверстниками обучается ребёнок с ЗПР по адаптированной основной общеобразовательной программе. В условиях введения ФГОС ОВЗ в обоих случаях должна быть разработана адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР.
3. Вопрос: Разъясните, правильно ли мы поняли, что в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ", адаптированная образовательная программа, которая соответствует ФГОС ОВЗ, необходима для детей с ОВЗ, пришедших в первый класс с 1 сентября 2016 года, а дети с ОВЗ, обучающиеся в 3-4 классах, занимаются по-старому, по скорректированным программам по предметам и программам коррекционных занятий.
Ответ: Дети с ОВЗ, зачисленные в образовательную организацию до 1 сентября 2016 года (обучающиеся во 2, 3, 4 и т.д. классах) обучаются по тем программам, по которым обучались ранее. Вместе с тем, всем детям, независимо от класса, должны быть созданы специальные условия для получения образования в соответствии со ст. 79 Закона об образовании и с учетом заключения ПМПК.
Для обучения детей с ОВЗ, зачисленных в общеобразовательную организацию до 1 сентября 2016 года (обучающиеся 2, 3, 4 и т.д. классов) и обучающихся в отдельных (коррекционных) классах или школах, необходимо разработать адаптированную основную общеобразовательную программу начального, или основного, или среднего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы НОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"), или в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"); или в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы СОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413").
4. Вопрос: 1. Может ли ТПМПК, не присвоив ребенку статус с ОВЗ, дать заключение в группу компенсирующей направленности ДОО (на основании действующих нормативно-правовых документов, например, ПООП и др.)? Имеет ли право ребенок без статуса ОВЗ посещать данную группу ДОО? 2. Если дети без статуса ОВЗ посещают группу компенсирующей направленности детского сада (по рекомендации ПМПК), например, для детей с нарушениями речи (в официальном порядке установлены диагнозы: ОНР 3 уровень, дизартрия), какая программа должна реализовываться с данной категорией детей в специальной группе: основная образовательная программа ДОО или АООП, ведь статуса ОВЗ нет?
Ответ: 1. ТПМПК не присваивает статус. ТПМПК определяет необходимость создания специальных условий получения образования (работа специалистов, адаптация программы, сроки обучения и т.д.). Заключение ТПМПК выдается родителям, а не группе компенсирующей направленности. Если ребенку ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи (или с ФФНР, или с ОНР), с ЗПР, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), то ребёнок имеет право посещать группу компенсирующей направленности, созданную для детей определённой категории. Если ПМПК не рекомендовала обучение по АООП, то посещать группу компенсирующей направленности ребёнок не может. Он будет посещать группу общеразвивающей направленности.
2. В группе компенсирующей направленности должна реализовываться адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для конкретной категории воспитанников. Работа с воспитанниками с общим недоразвитием речи (ОНР), чья речь соответствует III уровню развития речи, требует учёта состояния и развития всех компонентов речи, т.е. совместной работы воспитателя и логопеда, что и происходит при реализации АООП.
5. Вопрос: Убедительно прошу оказать содействие в вопросе, касающемся ФГОС ОВЗ для глухих детей в части сроков обучения: согласно методическим рекомендациям период обучения по АООП ОВЗ начального общего образования для глухих детей с нормой развития интеллекта составляет 5-6 лет, обучение по программе основного общего образования - 5 лет (ранее в соответствие с Приказом министерства образования и науки Российской Федерации N 29/2065-п от 10 апреля 2002 г. сроки обучения глухих детей с нормой интеллекта составляли: начальное общее образование - 4 года (5 лет с подготовительным классом без базовой дошкольной подготовки) основное общее образование - 7 лет.
Уменьшение сроков обучения по основному общему образованию до 5 лет значительно усложняет получение знаний по предметам программы основного общего образования в связи с увеличением количества образовательных предметов и объема учебного материала по дисциплинам, а также, начиная с 2016/17 учебного года, увеличением количества Государственных выпускных экзаменов с двух обязательных, до 4-х: двух обязательных и двух по выбору.
В связи с вышеизложенным, прошу дать разъяснения о возможности сохранения в прежних рамках сроков обучения по программам начального образования - 4 года, основного общего образования - 7 лет детям с нарушением слуха (глухим с нормой интеллектуального развития).
Ответ: Период обучения по АООП начального общего образования для глухих детей с сохранным интеллектом составляет от 4 лет (вариант 1 АООП) до 6 лет (вариант 2 АООП), согласно ФГОС НОО ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от "19" декабря 2014 г. N 1598). На уровне основного образования сроки и условия получения образования регулируются ФГОС основного общего образования (Приказы Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1897; от 31.12.2015 N 1577). Согласно ФГОС ООО сроки обучения для лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным программ основного общего образования увеличиваются не более, чем на один год. Таким образом, глухие обучающиеся на уровне основного общего образования могут обучаться не более 6 лет. Обращаем Ваше внимание на то, что сегодняшние ученики, обучающиеся на уровне основного общего образования, должны учиться не более 6 лет (в связи с отменой Типового положения о СКОУ и, соответственно, приказов 2002 года). Однако первоклассники 2016 года уже будут обучаться, как и сегодняшние выпускники, 12 лет. А вот длительность обучения учащихся, поступивших в школу с 2011 по 2015 годы и обучающихся ещё на уровне начального образования, определяется исключительно рекомендациями ПМПК. Необходимо изучить документы, данные ПМПК на каждого ребенка, и локальным актом школы определить срок обучения.
6. Вопрос. Вправе ли орган управления образованием определить в Порядке обучения детей-инвалидов на дому количество часов на реализацию индивидуального учебного плана, ограничив его до 12 ч. для находящихся дома и до 6 ч., находящихся в стационаре (больнице)?
Ответ: Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. (Статья 41 ФЗ N 273 "Об образовании в Российской Федерации).
Обратите внимание на то, что рекомендации "обучение на дому" даёт врачебная комиссия не только обучающимся с инвалидностью. При этом объём часов, который отражается в индивидуальном плане, должен соответствовать требованиям ФГОС того уровня образования, который осваивает обучающийся и максимально допустимой учебной нагрузке, установленной СаНПиН (например, 21 час в 1 классе). Это возможно, если школа организует обучение ребёнка в очной (с присутствием на уроках), очно-заочной (приход учителя в дом, использование дистанционных технологий), заочной (использование дистанционных технологий) формах. Обучающиеся с ОВЗ должны обучаться по адаптированной основной общеобразовательной программе (определенного уровня образования) в соответствии с рекомендациями ПМПК, при этом с ребенком должны работать не только учителя, но и специалисты сопровождения, рекомендованные ПМПК.
Таким образом, Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, определенный нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не может ограничивать образовательный процесс определенным количеством часов для всех обучающихся на дому или в медицинской организации. Количество часов учебного плана должно соответствовать ФГОС и быть индивидуализированным с учетом трудностей в развитии ребенка и его индивидуальных возможностей, состояния здоровья.
7. Вопрос. Распространяется ли Порядок обучения детей-инвалидов на дому на детей-инвалидов, обучающихся дистанционно. Проблема: нам (педагогам и родителям) чиновники от образования объясняют, что дети-инвалиды, обучающиеся на дому и дети-инвалиды обучающиеся дистанционно - это разные категории, и самое главное документ органа управлением образованием (Порядок), ограничивающий количество часов, является аргументом для финансистов.
Ответ: Распространяется, если у них есть рекомендации врачебной комиссии на обучение на дому.
8. Вопрос. Согласно Заключению ПМПК моей дочери необходимо создать особые условия в детском саду. В этом Заключении нам написали, что нам положен ассистент (помощник). В ст. 79 ФЗ Об образовании также значится ассистент (помощник), осуществляющий техническую помощь. Очень часто люди называют этого помощника тьютором. Я всегда считала, что тьютор - это участник обучающего процесса, имеет высшее педагогическое образование, тогда как помощник помогает одеться, поесть и т.д. Но в законе этого тьютора вообще нет. Ищу в сад ребенку помощника, на объявление откликаются тьюторы, у которых соответственно другие совершенно ожидания по поводу оплаты труда. Подскажите, откуда это понятие тьютор появилось и какие документы регламентируют его функционал. Документы, регламентирующие функционал помощника, также интересуют. Если согласно закону тьютор и ассистент - это одно лицо, можно ли требовать с сада нанять нам именно тьютора? Заранее спасибо!
Ответ: Вы абсолютно правы в том, что "тьютор" - это участник образовательного процесса, имеет высшее педагогическое образование, тогда как ассистент (помощник) оказывает техническую помощь: помогает одеться, поесть и т.д., к нему не предъявляется требование о наличии высшего педагогического образования.
Должность "тьютор" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".
Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания", в котором одной из 6 обобщенных трудовых функций определена ОТФ "тьюторское сопровождение обучающихся".
Профессиональный стандарт "Ассистент (помощник) по техническому сопровождению образования инвалидов и лиц с ОВЗ" разработан, одобрен Национальным Советом по профессиональным стандартам и готовится к утверждению приказом Минтруда России. В настоящее время функции ассистента (помощника) в детском саду может исполнять помощник воспитателя.
10. Вопрос. Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако, педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту. Как должен поступить классный руководитель, родители, руководитель ОУ в сложившейся ситуации?
Ответ: Прежде всего, необходимо уточнить формулировки, поскольку формулировка "ребенок обучается по индивидуальному образовательному маршруту" - не дает никакой информации о ребенке. Если это ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), значит, у него есть заключение ПМПК и там должна быть прописана в качестве рекомендаций адаптированная основная образовательная программа для обучения определенной категории детей (с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития и т.п.) на определённом уровне образования (начальное, основное, среднее) и рекомендации по направлениям работы специалистов. Адаптированная программа, которую разрабатывают специалисты совместно с учителями, и является документом, на основании которого ребенок с ОВЗ получает образование. Если ребенок пошел в первый класс в 2016 году, то он обучается по новым ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, тогда в Заключении ПМПК должен быть указан вариант программы с 1 по 4. Уровни заданий определяют варианты программы (1 и 2 варианты соответствуют цензовому образованию, 3 и 4 - не соответствуют цензовому образованию). Если ребенок не может освоить рекомендованный вариант программы, то ПМПК может пересмотреть свои рекомендации и по результатам года изменить вариант программы.
Текущие проблемы с освоением или неосвоением ребенком программы решает психолого-педагогический консилиум школы, куда рекомендуется пригласить родителей и обсудить совместно сложившуюся ситуацию. Возможно, необходимо получить консультацию у внешних специалистов, например, дефектолога, который подскажет, какими конкретно методиками можно помочь этому ребенку в овладении программой.
11. Вопрос. Добрый день! Я работаю учителем-логопедом в комбинированных группах ДОУ. Дети прошли ПМПК и им рекомендовано обучение по АОП. У всех детей ОНР, 4 уровень. Могу ли я вместе с другими специалистами на ВСЕХ детей с этим заключением, взяв за основу программу Нищевой Н.В., написать ОДНУ программу? Или мне надо на КАЖДОГО ребенка с ОНР писать АОП? Получается 15 программ. Отдельно на каждого ребенка план работы написан.
Ответ: Если в группе, в которой Вы работаете, все дети с ОНР, то не важно, как она называется, и Вы можете написать одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для воспитанников с ОНР. Если же в группе, больше детей нормально развивающихся и меньше с ОНР, то должна реализовываться основная образовательная программа ДОУ, а для детей с ОНР разрабатывается АОП, она будет представлять из себя индивидуальный учебный план, обязательно включающий работу воспитателя по заданию логопеда во второй половине дня и программу логопеда.
12. Вопрос. Может ли ребенок, которому рекомендована адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью, обучаться инклюзивно в общеобразовательном классе. На основании чего?
Ответ: Может. На основании Федерального Закона N 273 от 29.12.2012 "Закон об образовании в Российской Федерации", определившего, что для любого ребенка, имеющего особые образовательные потребности (с ОВЗ) в соответствии с заключением ПМПК должны быть созданы специальные образовательные условия, в т.ч. реализация адаптированной образовательной программы, учитывающей его особенности, проведение коррекционных (развивающих) занятий со специалистами, рекомендованными ПМПК. Кроме того, Закон определил, что место получения образования определяет только родитель ребенка. К тому же, федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), принятый в 2014 году, определил, что адаптированная образовательная программа может реализовываться при обучении ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как в отдельных классах (коррекционных, созданных для этой категории детей), так и при совместном обучении (инклюзивно). К тому же, т.к. этот ФГОС безуровневый, т.е. не предполагает проведение аттестации на уровне начального, основного и среднего образования (для выдачи аттестата об образовании), Ваш ребёнок, поступив в первый класс, будет переходить из класса в класс со своими одноклассниками, обучаясь вместе с ними, но по своей адаптированной образовательной программе и выпустится вместе с ними, получив вместо аттестата свидетельство об образовании установленного образца, позволяющего ему пойти продолжить обучение по профессиональной программе и получить рабочую специальность.
13. Вопрос. До скольких лет обучать ребенка в ОУ по программе СИПР (по заключению ПМПК), если в этом году он зачислен в 1 класс обычной МБОУ СОШ? Ребенок-инвалид. Лежачий. Не говорит. Не видит.
Ответ: Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от "19" декабря 2014 г. N 1599 ребенок может обучаться в течение 13 лет.
14. Вопрос. Нужно ли МБОУ СОШ проходить аккредитацию для того, чтобы выдавать учащимся с умственной отсталостью документ об образовании?
Ответ: В настоящий момент документами Минобрнауки России Рособрнадзора не предусматривается проведение аккредитации общеобразовательных организаций, обучающих детей с умственной отсталостью в общеобразовательных классах (совместное, инклюзивное обучение).
15. Вопрос. 1 вариант обучения по ФГОС НОО ОВЗ. ПМПК пишет: 1 вариант АООП для (указывается нозологическая группа) или вариант АООП (например) 7.1. В этом случае ребенок учится в общеобразовательном классе. Но АООП для него отдельно не пишется и, соответственно, не аккредитуется. Ведь 1 вариант практически полностью соответствует ООП, только усиливается программа коррекционной работы. Так будет правильно?
Ответ: ПМПК может написать как "1 вариант АООП НОО для (указывается нозологическая группа)", так и "вариант АООП (например) 7.1. Лучше и более понятно - "АООП НОО (нозологическая группа), вариант 1". Т.к. принят ФГОС НОО ОВЗ, школа обязана разработать, например, АООП НОО ТНР (вариант 1), - взяв за основу Основную образовательную программу начального общего образования и добавив в неё программу коррекционной работы именно для детей с ФФНР, ОНР III-IV уровня речевого развития и т.д., утвердить её и разместить на сайте образовательной организации. Она не аккредитуется, т.к. относится к основным образовательным программам, а в Федеральном Законе N 273 "Об образовании в Российской Федерации", статья 11. "Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты" в пункте 1. сказано, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Если же класс не набрался, для каждого ребёнка разрабатывается АОП, причём во ФГОС НОО ОВЗ указано, что "Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях", что предполагает некоторые изменения и программ предметов, с учетом индивидуальных особенностей этого ребенка.
16. Вопрос. Ребенку нужен какой-нибудь вариант кроме первого. Но нет такого класса, или родители не согласны в этот класс или школу его отдавать. ПМПК пишет в данном случае тот вариант, который реально соответствует ребенку. Например, АООП, 5.2. В школе класса такого нет. Школа пишет АООП, аккредитует ее, но разрабатывает еще и АОП (механизм реализации АООП). Ребенок учится в общеобразовательном классе. Это правильно?
Ответ: Частично. Школа пишет АООП, не аккредитует ее (см. выше), и разрабатывает еще и АОП (добавляя к учебным предметам, которые ребёнок изучает вместе с классом, коррекционные курсы (из часов внеурочной деятельности, и программу коррекционной работы логопеда), т.е. учебная нагрузка ребенка будет состоять из 3 частей, что будет отражено в его индивидуальном учебном плане: 21 час (для 1 класса) + 3 часа ("Произношение", "логопедическая ритмика", "Развитие речи") + не менее 5 часов работы логопеда + оставшиеся 2 часа на направления внеурочной деятельности. Итого: 31 час для ребенка, обучающегося в общеобразовательном классе. Причем, т.к. речь идет об уровневом образовании, к концу начальной школы (4, 5 или 6 год обучения) ребёнок должен освоить ФГОС НОО, т.к. получение цензового образования предполагает завершенность и оценённость каждого уровня образования. Что не позволит переводить ребёнка на уровень основного при наличии даже одного неусвоенного предмета, что может оторвать ребенка от класса, в котором он обучался на уровне начального образования.
17. Вопрос. Если ребенок умственно отсталый. ПМПК пишет опять реальный вариант: например АООП 6.3. Опять ситуация, когда родители не отдают ребенка в специальный класс. Ребенок в общеобразовательном классе. Школа пишет АООП и лицензирует ее (но не аккредитует - т.к. у/о, письмо такое было). И опять разрабатывает еще и АОП (как реальный механизм включения). Или ПМПК должна прописывать АОП во всех проблемных случаях.
Ответ: См. предыдущий ответ. Все также. Но школа не лицензирует АООП обучающихся с интеллектуальными нарушениями и не аккредитует её. И снова разрабатывает еще и АОП (как реальный механизм включения), но в этом случае ребенок осваивает нецензовое образование, т.к. этот вариант ФГОС УО, безуровневый, что позволит ребёнку закончить школу вместе со своими одноклассниками и получить свидетельство об обучении установленного образца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны Методические рекомендации по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Представлены варианты организации деятельности по созданию условий для получения образования данными лицами.
Так, для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Требуется создать равновесие между образовательными воздействиями и индивидуальными возможностями ребенка.
Урегулированы вопросы взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных программ.
Даны ответы на часто встречающиеся вопросы по получению образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. N 07-818 "О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования России", апрель 2017 г., N 7, в журнале "Администратор образования", апрель 2017 г., N 8, в журнале "Образование в документах", апрель 2017 г., N 4, в журнале "Вестник образования", май 2017 г., N 9, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", апрель 2017 г., N 13, в журнале "Образование в документах", май 2017 г., N 5