Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 апреля 2017 г. N 03-07-05/20198
Вопрос: В соответствии с п. 2.9. Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях" (далее - Положение N 448-П), первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат кредитной организации на сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение объекта основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, когда кредитной организацией в учетной политике определено иное на основании законодательства Российской Федерации).
Банк утвердил в учетной политике для целей налогового учета порядок исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 5 ст. 170 НК, при этом вся сумма НДС, полученная Банком, подлежит уплате в бюджет.
Согласно Разъяснениям Банка России от 24.12.2015 "О порядке формирования первоначальной стоимости основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2016 года" "...кредитная организация, применяющая пункт 5 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, при формировании в бухгалтерском учете первоначальной стоимости приобретаемого объекта основных средств вправе включать в нее сумму НДС, уплаченную кредитной организацией и не подлежащую возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
В учетной политике Банка для целей бухгалтерского учета в перечень фактических затрат на сооружение, создание и приобретение объекта основных средств включены невозмещаемые налоги (НДС) (п. 2.9. Положения N 448-П).
В соответствии с п. 1. Ст. 54 НК РФ, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Главой 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость".
Может ли Банк по основным средствам, приобретенным после 01.01.2016 г., НДС по которым включен в стоимость актива, при реализации данного имущества определять налоговую базу в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ с межценовой разницы?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения банком налога на добавленную стоимость при реализации имущества Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Согласно пункту 5 статьи 170 Кодекса банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, уплачивается в бюджет.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 170 Кодекса установлено, что банки, применяющие указанный порядок учета налога на добавленную стоимость, суммы налога по приобретенным товарам, в том числе основным средствам, в дальнейшем реализуемым до начала использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, учитывают в стоимости таких товаров, в том числе основных средств.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные банку по приобретенному (полученному) имуществу, учитываются в стоимости имущества, если данное имущество подлежит реализации до начала его использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию. В случае использования такого имущества для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или введения в эксплуатацию указанные суммы налога включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Учитывая изложенное, у банков, применяющих вышеуказанный порядок исчисления налога на добавленную стоимость, налоговая база по налогу исчисляется в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса при реализации имущества до начала его использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом налога и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Суммы НДС, предъявленные банку по приобретенному (полученному) имуществу, учитываются в стоимости имущества, если объект подлежит реализации до начала его использования для совершения банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию.
При использовании имущества в указанных целях указанные суммы налога включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 апреля 2017 г. N 03-07-05/20198
Текст письма официально опубликован не был