В соответствии со статьями 81 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийский экономический совет решил:
1. Утвердить прилагаемую Программу формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза.
2. Государствам - членам Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией подготовить и представить для рассмотрения Евразийским межправительственным советом:
до 1 апреля 2017 г. - предложения об использовании существующих в государствах-членах торговых площадок, в том числе об их модернизации (при необходимости), или о создании новых торговых площадок для организации централизованной торговли электрической энергией в рамках общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, а также о механизме привлечения внебюджетных источников для финансирования модернизации или создания таких торговых площадок;
до 1 мая 2017 г. - предложения о финансировании мероприятий по формированию общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза (за исключением мероприятий по формированию системы информационного обмена, обеспечивающей взаимодействие субъектов общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза) с указанием предварительных объемов финансирования по соответствующим источникам финансирования;
до 1 января 2018 г. - предложения о возможности использования интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза и (или) иных (в том числе существующих) механизмов для формирования системы информационного обмена, обеспечивающей взаимодействие субъектов общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, а также предложения о финансировании мероприятий по формированию такой системы информационного обмена.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНА
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 26 декабря 2016 г. N 20
Программа
формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза
Введение
Общий электроэнергетический рынок Евразийского экономического союза (далее - Союз) - это система отношений между субъектами внутренних оптовых электроэнергетических рынков государств - членов Союза (далее - государства-члены) на основе параллельно работающих электроэнергетических систем, связанная с куплей-продажей электрической энергии (мощности), действующая на основании актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, и соответствующих договоров между субъектами общего электроэнергетического рынка Союза.
Формирование общего электроэнергетического рынка Союза осуществляется на основании принципов, указанных в пункте 5 Протокола об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение N 21 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
В соответствии со статьями 81 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 12 утверждена Концепция формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза (далее - Концепция).
Настоящая Программа разработана на основе Концепции в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Договора.
Пунктом 2 статьи 104 Договора определены следующие сроки формирования общего электроэнергетического рынка Союза:
утверждение настоящей Программы - до 1 июля 2016 г.;
выполнение мероприятий настоящей Программы - до 1 июля 2018 г.
Целями выполнения настоящей Программы являются обеспечение готовности государств-членов к участию субъектов электроэнергетических рынков государств-членов в общем электроэнергетическом рынке Союза и создание условий для эффективного функционирования общего электроэнергетического рынка Союза.
Настоящая Программа включает комплекс взаимоувязанных организационных, технологических и других мероприятий, обеспечивающих формирование общего электроэнергетического рынка Союза, последовательность действий, сроки их реализации, исполнителей, источники финансирования, а также разработку актов органов Союза, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза.
В результате выполнения мероприятий настоящей Программы будут сформированы субъектный состав, методическая, организационная, инфраструктурная, технологическая и правовая основы общего электроэнергетического рынка Союза.
Понятия, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных в Договоре и Концепции.
I. Этапы формирования общего электроэнергетического рынка Союза. Формирование субъектного состава общего электроэнергетического рынка Союза
1. Этапы формирования общего электроэнергетического рынка Союза
Разделом XIII Концепции определены следующие этапы формирования общего электроэнергетического рынка Союза:
этап I (2015 год - I и II кварталы 2016 г.) - разработка и утверждение настоящей Программы;
этап II (III и IV кварталы 2016 г. - I и II кварталы 2018 г.) - выполнение мероприятий настоящей Программы. Основным результатом данного этапа должно стать создание всех необходимых правовых, институциональных, технологических и других условий, обеспечивающих функционирование общего электроэнергетического рынка Союза.
На данном этапе необходимо в том числе:
сформировать технологическую основу общего электроэнергетического рынка Союза;
разделить в вертикально интегрированных структурах конкурентные и монопольные виды деятельности;
разработать акты, регулирующие общий электроэнергетический рынок Союза, в соответствии с планом мероприятий по формированию общего электроэнергетического рынка Союза согласно приложению;
этап III (III и IV кварталы 2018 г. - I и II кварталы 2019 г.) - обеспечение функционирования технологической основы общего электроэнергетического рынка Союза, вступление в силу международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка Союза, содержащего в том числе единые правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики (далее - международный договор).
После 1 июля 2019 г. развитие и функционирование общего электроэнергетического рынка Союза регулируются международным договором, актами органов Союза и законодательством государств- членов.
2. Формирование субъектного состава общего электроэнергетического рынка Союза
Субъектный состав общего электроэнергетического рынка Союза определяется поэтапно:
до создания общего рынка газа Союза субъектный состав общего электроэнергетического рынка Союза определяется в соответствии с разделом VI Концепции, пунктом 2 Решения Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 12 и законодательством государств-членов;
после создания общего рынка газа Союза субъектный состав общего электроэнергетического рынка Союза функционирует в соответствии с законодательством государств-членов и положениями международного договора.
Переходные положения, касающиеся этапов развития и функционирования общего электроэнергетического рынка Союза, будут включены в международный договор.
Права и обязанности субъектов общего электроэнергетического рынка Союза устанавливаются законодательством государств-членов в сфере электроэнергетики и предусмотренными разделом VIII настоящей Программы актами, регулирующими общий электроэнергетический рынок Союза, включая:
правила взаимной торговли электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке Союза, содержащие в том числе порядок доступа на общий электроэнергетический рынок Союза (далее - правила взаимной торговли электрической энергией);
правила информационного обмена.
Государствами-членами при формировании субъектного состава общего электроэнергетического рынка Союза обеспечивается разделение конкурентных и монопольных видов деятельности в вертикально интегрированных структурах.
II. Формирование технологической основы общего электроэнергетического рынка Союза
1. Информационно-технологическое обеспечение торговли электрической энергией
С целью создания условий для функционирования общего электроэнергетического рынка Союза:
разрабатываются правила информационного обмена, предусматривающие порядок обмена технологической информацией в объеме, достаточном для годового, месячного, суточного и внутрисуточного планирования режимов работы электроэнергетических систем, формирования расчетных моделей энергосистем и взаимодействия системных операторов в процессе планирования, управления режимами параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов, выполнения необходимых функций по технологическому обеспечению функционирования общего электроэнергетического рынка Союза, а также порядок взаимного обмена и раскрытия государствами-членами информации о субъектном составе общего электроэнергетического рынка Союза;
формируется система информационного обмена, обеспечивающая взаимодействие субъектов общего электроэнергетического рынка Союза на основе данных о функционировании электроэнергетических систем и электроэнергетических рынков государств-членов;
формируется электронная система торговли, обеспечивающая проведение централизованных торгов по срочным контрактам;
формируется электронная система торговли, обеспечивающая проведение централизованных торгов на сутки вперед;
разрабатываются технические требования к системам коммерческого учета электрической энергии, информационным системам обмена данными и каналам связи, обеспечивающим взаимодействие субъектов общего электроэнергетического рынка Союза, а также обеспечивается исполнение указанных требований.
Обеспечение надежной параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов должно осуществляться в соответствии с Договором об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года в рамках принятых государством-членом обязательств и двусторонними договорами об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов.
2. Разработка механизма распределения пропускной способности межгосударственных линий электропередачи
Разработка механизма распределения пропускной способности межгосударственных линий электропередачи (далее - пропускная способность) предусмотрена абзацем пятым раздела V Концепции.
Пропускная способность может использоваться в том числе для обеспечения взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза, межгосударственной передачи электрической энергии, а также для обеспечения устойчивой работы электроэнергетических систем государств-членов.
С целью создания механизма распределения пропускной способности разрабатываются правила определения и распределения пропускной способности, предусматривающие:
порядок распределения и использования пропускной способности;
порядок взаимодействия инфраструктурных организаций с целью взаимного обмена информацией о пропускной способности и об объемах заключенных договоров;
порядок определения наличия технических возможностей, учитывающий следующую приоритетность определения технической возможности межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), установленную пунктом 7 Протокола об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение N 21 к Договору):
обеспечение внутренних потребностей в электрической энергии (мощности) государства-члена, через электроэнергетическую систему которого планируется осуществление межгосударственной передачи;
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) из одной части электроэнергетической системы государства-члена в другую ее часть через электроэнергетическую систему сопредельного государства-члена;
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через электроэнергетическую систему государства-члена из электроэнергетической системы одного государства-члена в электроэнергетическую систему другого государства-члена;
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через электроэнергетическую систему государства-члена в целях исполнения обязательств в отношении субъектов электроэнергетики третьих государств.
3. Развитие межгосударственных электрических сетей
Существующие межгосударственные линии электропередачи позволяют организовать функционирование общего электроэнергетического рынка Союза после вступления в силу международного договора.
Развитие инфраструктуры общего электроэнергетического рынка Союза в интересах его участников и взаимодействие государств-членов по вопросам развития межгосударственных электрических сетей осуществляются в соответствии с разделом X Концепции.
С целью развития межгосударственных электрических сетей разрабатывается положение о развитии межгосударственных электрических сетей, предусматривающее:
порядок подготовки предложений по согласованию сроков и параметров сооружения межгосударственных линий электропередачи;
механизм развития межгосударственных электрических сетей;
определение организаций государств-членов, уполномоченных на подготовку предложений по развитию межгосударственных электрических сетей, согласованию сроков и параметров сооружения межгосударственных линий электропередачи.
III. Развитие взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза по свободным двусторонним договорам
Развитие взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза по свободным двусторонним договорам (далее - взаимная торговля электрической энергией по свободным двусторонним договорам) осуществляется в соответствии с абзацами вторым и шестым раздела V Концепции.
Для развития взаимной торговли электрической энергией по свободным двусторонним договорам:
формируется состав участников взаимной торговли электрической энергией по свободным двусторонним договорам в соответствии с подразделом 2 раздела I настоящей Программы;
в правилах взаимной торговли электрической энергией, разрабатываемых с учетом особенностей электроэнергетических рынков государств-членов, предусматриваются:
порядок и процедуры доступа участников общего электроэнергетического рынка Союза к осуществлению взаимной торговли по свободным двусторонним договорам;
механизмы взаимодействия между субъектами общего электроэнергетического рынка Союза при взаимной торговле электрической энергией по свободным двусторонним договорам;
порядок заключения, регистрации и учета договоров между участниками общего электроэнергетического рынка Союза при взаимной торговле электрической энергией по свободным двусторонним договорам;
формируется технологическая основа взаимной торговли электрической энергией по свободным двусторонним договорам, в том числе в правилах определения и распределения пропускной способности предусматривается механизм учета пропускной способности и ее распределения между участниками взаимной торговли электрической энергией по свободным двусторонним договорам.
Объемы заключенных свободных двусторонних договоров должны регистрироваться и учитываться на внутренних рынках электрической энергии государств-членов в соответствии с законодательством государств-членов.
IV. Организация взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза на централизованных торгах
1. Способы осуществления взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза на централизованных торгах
Организация взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза на централизованных торгах осуществляется в соответствии с абзацами третьим и седьмым раздела V Концепции.
Взаимная торговля электрической энергией на централизованных торгах осуществляется с использованием электронной системы торговли следующими способами:
торговля по срочным контрактам купли-продажи (поставки) электрической энергии с использованием электронной системы торговли (далее - централизованная торговля по срочным контрактам);
торговля почасовыми объемами электрической энергии на сутки вперед (далее - централизованная торговля на сутки вперед) с использованием согласованного государствами-членами алгоритма.
2. Организация централизованной торговли по срочным контрактам
Для организации централизованной торговли по срочным контрактам в целях предоставления заинтересованным участникам общего электроэнергетического рынка Союза возможности участия на добровольной основе в торгах:
определяется возможность использования существующих в государствах-членах площадок для централизованной торговли по срочным контрактам или необходимость создания новых площадок;
формируется состав участников централизованной торговли по срочным контрактам в соответствии с подразделом 2 раздела I настоящей Программы;
в правилах взаимной торговли электрической энергией, разрабатываемых с учетом особенностей электроэнергетических рынков государств-членов, предусматриваются:
порядок и процедуры доступа участников общего электроэнергетического рынка Союза к централизованным торгам по срочным контрактам;
порядок проведения торгов и определения цены купли-продажи (поставки) электрической энергии с учетом особенностей электроэнергетических рынков государств-членов, а также условия заключения договоров (контрактов) при централизованной торговле по срочным контрактам;
порядок учета договоров между участниками общего электроэнергетического рынка Союза при централизованной торговле по срочным контрактам;
требования к торговым площадкам и регламент их работы;
формируется технологическая основа централизованной торговли по срочным контрактам, в том числе электронная система торговли, обеспечивающая проведение централизованных торгов по срочным контрактам;
в правилах определения и распределения пропускной способности предусматривается механизм учета пропускной способности и ее распределения между участниками централизованной торговли по срочным контрактам;
в правилах информационного обмена предусматривается механизм информационного обмена, обеспечивающий взаимодействие субъектов общего электроэнергетического рынка Союза при централизованной торговле по срочным контрактам.
3. Организация централизованной торговли электрической энергией на сутки вперед
Для организации централизованной торговли на сутки вперед:
разрабатываются общие подходы к модели централизованной торговли на сутки вперед;
разрабатываются механизм и порядок проведения централизованных торгов на сутки вперед, а также порядок определения цены на электрическую энергию;
определяется порядок использования пропускной способности участниками двусторонней и централизованной торговли электрической энергией, включая централизованную торговлю на сутки вперед.
По результатам выполнения указанных мероприятий определяется возможность использования существующих в государствах-членах площадок для централизованной торговли на сутки вперед или целесообразность создания новой площадки.
На соответствующем этапе формирования общего электроэнергетического рынка Союза при условии экономической целесообразности централизованной торговли на сутки вперед:
формируется состав участников централизованной торговли на сутки вперед в соответствии с подразделом 2 раздела I настоящей Программы;
в правилах взаимной торговли электрической энергией предусматриваются:
порядок и процедуры доступа участников общего электроэнергетического рынка Союза к централизованным торгам на сутки вперед;
алгоритм координации торгов на сутки вперед в государствах-членах;
механизм и порядок проведения скоординированных торгов, а также порядок определения цены на электрическую энергию;
порядок учета договоров между участниками общего электроэнергетического рынка Союза при централизованной торговле на сутки вперед;
порядок проведения финансовых расчетов при централизованной торговле на сутки вперед;
формируется технологическая основа централизованной торговли на сутки вперед, в том числе электронная система торговли, обеспечивающая проведение централизованных торгов на сутки вперед;
в правилах определения и распределения пропускной способности предусматривается механизм учета пропускной способности и ее распределения между участниками централизованной торговли на сутки вперед;
в правилах информационного обмена предусматривается механизм информационного обмена, обеспечивающий взаимодействие субъектов общего электроэнергетического рынка Союза при централизованной торговле на сутки вперед.
V. Формирование системы урегулирования почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений
Система урегулирования почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений формируется в соответствии с абзацем четвертым и восьмым раздела V Концепции с целью обеспечения физического урегулирования почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии по межгосударственным линиям электропередачи (межгосударственным сечениям) от плановых значений, если это не противоречит законодательству государств-членов и правилам функционирования электроэнергетических рынков государств-членов, между энергосистемами которых должны быть урегулированы указанные отклонения, и финансового урегулирования почасовых отклонений сальдо-перетоков электрической энергии, возникающих в операционные сутки между фактическими и плановыми величинами, включенными в суточный график взаимных поставок электрической энергии.
В целях формирования системы урегулирования почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений и соблюдения взаимосогласованных плановых графиков поставок:
уполномочиваются системные операторы в качестве ответственных за формирование и выполнение суточного почасового графика сальдо-перетоков между электроэнергетическими системами государств-членов или сальдо-перетоков энергосистем государств-членов (включая распределение по межгосударственным сечениям (при необходимости));
определяются организации, уполномоченные на финансовое урегулирование почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений;
в правилах взаимной торговли электрической энергией предусматриваются:
порядок определения почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений;
механизм физического урегулирования отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений;
механизм финансового урегулирования почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений;
механизм ценообразования при финансовом урегулировании почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений, предусматривающий обеспечение равноправия участников общего электроэнергетического рынка Союза и электроэнергетических рынков государств-членов, компенсацию затрат уполномоченных организаций при финансовом урегулировании почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков от плановых значений и прозрачность ценообразования;
перечень договорных отношений, необходимых для урегулирования почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений, а также порядок разработки и заключения договоров между уполномоченными организациями государств-членов;
механизмы взаимодействия между субъектами общего электроэнергетического рынка Союза при урегулировании почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений.
VI. Регулирование общего электроэнергетического рынка Союза
В соответствии с разделом VII Концепции регулирование общего электроэнергетического рынка Союза включает в себя:
регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики на основе права Союза и в соответствии с законодательством государств-членов;
антимонопольное регулирование, осуществляемое в соответствии с разделом XVIII Договора с учетом особенностей, установленных разделами XIX и XX Договора и законодательством государств-членов.
1. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с разделом XIX Договора.
Государствами-членами совместно с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) разрабатываются единые правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики для применения в рамках общего электроэнергетического рынка Союза.
2. Антимонопольное регулирование
Антимонопольное регулирование общего электроэнергетического рынка Союза осуществляется в соответствии с разделом XVIII Договора с учетом особенностей, установленных разделами XIX и XX Договора и законодательством государств-членов.
Государствами-членами совместно с Комиссией проводится оценка целесообразности и необходимости установления особенностей применения общих правил конкуренции на общем электроэнергетическом рынке Союза в соответствии с пунктом 11 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору).
VII. Управление общим электроэнергетическим рынком Союза и обеспечение его функционирования
Организация управления общим электроэнергетическим рынком Союза и обеспечение его функционирования осуществляются в соответствии с разделом VIII Концепции.
Для формирования общего электроэнергетического рынка Союза государствами-членами обеспечивается взаимодействие государственных органов государств-членов, уполномоченных на регулирование в сфере электроэнергетики, инфраструктурных организаций и участников электроэнергетических рынков государств- членов.
Целью взаимодействия является скоординированное выполнение мероприятий настоящей Программы, в том числе разработка проектов актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза.
VIII. Система актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза
Государствами-членами совместно с Комиссией разрабатываются акты, регулирующие общий электроэнергетический рынок Союза, обеспечивающие формирование и функционирование общего электроэнергетического рынка Союза.
Система актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, включает в себя:
международный договор;
свод правил общего электроэнергетического рынка Союза, включающий в том числе:
правила взаимной торговли электрической энергией;
правила определения и распределения пропускной способности;
положение о развитии межгосударственных электрических сетей;
правила информационного обмена;
иные акты, регулирующие общий электроэнергетический рынок Союза.
Порядок принятия свода правил общего электроэнергетического рынка Союза определяется международным договором.
IX. Реализация настоящей Программы
1. Механизм реализации настоящей Программы
Государствами-членами принимаются планы по реализации мероприятий настоящей Программы.
Координация взаимодействия государств-членов по реализации настоящей Программы и мониторинг выполнения настоящей Программы осуществляются Комиссией.
Государствами-членами совместно с Комиссией обеспечивается выполнение мероприятий настоящей Программы.
2. Финансирование мероприятий настоящей Программы
Финансовое обеспечение реализации мероприятий настоящей Программы осуществляется Комиссией в соответствии с ее полномочиями за счет средств бюджета Союза, уполномоченными органами государств-членов за счет средств бюджетов государств-членов в соответствии с законодательством этих государств. Для финансирования мероприятий, предусмотренных разделом III плана мероприятий по формированию общего электроэнергетического рынка Союза (приложение к настоящей Программе), могут привлекаться внебюджетные источники.
3. Мониторинг выполнения настоящей Программы
Мониторинг выполнения настоящей Программы осуществляется Комиссией.
В целях мониторинга выполнения настоящей Программы государственными органами государств-членов, уполномоченными на регулирование в сфере электроэнергетики, не реже 1 раза в год совместно рассматривается ход выполнения настоящей Программы.
Коллегия Комиссии не реже 1 раза в год представляет доклад о ходе выполнения настоящей Программы на рассмотрение Совета Комиссии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Программе формирования общего
электроэнергетического рынка
Евразийского экономического союза
План
мероприятий по формированию общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В ЕАЭС поэтапно создается общий электроэнергетический рынок на основе параллельно работающих электроэнергетических систем. Утверждена программа его формирования.
Определены мероприятия, их последовательность, сроки реализации, исполнители, источники финансирования. Предусмотрена разработка регулирующих рынок актов.
Выполнить мероприятия программы планируется до 1 июля 2018 г.
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 20 "О Программе формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза"
Настоящее решение вступает в силу с 11 апреля 2017 г.
Текст решения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org) 11 апреля 2017 г.