Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 41.21-99 (Правила ЕЭК ООН N 21)
"Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования"
(введен в действие постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184)
Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to their interior fittings
Дата введения - 1 июля 2000 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил N 21 ЕЭК ООН, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
Внесен Госстандартом России
2 Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 21 с поправками серии 01 (с 08.10.80), Пересмотр 2 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.20/Rev.2, дата вступления в силу 11.09.92) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования" и включает в себя:
- Пересмотр 2 - Поправка 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.20/Rev.2/Amend.1, вступила в силу 18.01.98)
4 Введен впервые
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 21 (далее - Правила), прилагаемые в качестве добавлений 20 к "Соглашению о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний", заключенному в Женеве 20 марта 1958 г.
1 Область применения
Настоящие Правила применяют к следующему внутреннему оборудованию легковых автомобилей:
1.1 внутренним деталям салона, исключая зеркало или зеркала заднего вида;
1.2 расположению органов управления;
1.3 крыше и открывающейся крыше и
1.4 спинке и задней части сидений.
2 Определения
В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении внутреннего оборудования.
2.2 тип транспортного средства в отношении внутреннего оборудования пассажирского салона (кроме зеркал заднего вида, расположения органов управления, крыши или открывающейся крыши, подголовников и задних частей сидений): Механические транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении таких характеристик, как:
2.2.1 форма или материал части кузова, образующей салон;
2.2.2 расположение органов управления.
2.3 исходная зона: Зона удара головой, как она определена в приложении 1, за исключением:
2.3.1 поверхности, ограниченной передней частью горизонтальной проекции круга, описывающего максимальный габарит рулевого колеса и увеличенного периферической полосой шириной 127 мм; эта поверхность ограничивается снизу горизонтальной плоскостью, касательной к нижнему краю рулевого колеса в положении движения по прямой линии;
2.3.2 части поверхности приборного щитка, заключенной между окружностью, ограничивающей поверхность, упомянутую в 2.3.1, и ближайшей внутренней боковой стенкой транспортного средства; эта поверхность ограничивается снизу горизонтальной плоскостью, касательной к нижнему краю рулевого колеса; и
2.3.3 боковых стоек ветрового стекла.
2.4 уровень приборного щитка: Линия, определенная точками соприкосновения вертикальных касательных к приборному щитку.
2.5 крыша: Верхняя часть транспортного средства, находящаяся между верхним краем ветрового стекла и верхним краем заднего стекла и ограниченная по бокам верхней несущей конструкцией стенок.
2.6 граничная линия: Линия, определяемая видимым нижним контуром боковых окон транспортного средства.
2.7 автомобиль с открывающимся верхом: Транспортное средство, у которого только крыша или часть крыши может складываться, сниматься или откидываться, причем выше граничной линии остаются конструктивные элементы транспортного средства.
2.8 автомобиль с открывающейся крышей: Транспортное средство, у которого только крыша или часть крыши может складываться, сниматься или откидываться, причем выше граничной линии остаются конструктивные элементы транспортного средства.
2.9 откидное сиденье: Любое дополнительное сиденье, предназначенное для нерегулярного использования, которое обычно находится в сложенном положении.
3 Заявка на официальное утверждение
3.1 Заявку на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении его внутреннего оборудования представляет предприятие-изготовитель транспортного средства или его уполномоченный представитель.
3.2 К заявке прилагаются нижеперечисленные документы в трех экземплярах:
подробное описание типа транспортного средства с учетом требований, приведенных в 2.2, а также фотография или перспективное детализированное изображение салона. Следует указать номера и/или обозначения, характеризующие тип транспортного средства.
3.3 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должно быть представлено:
3.3.1 по усмотрению предприятия-изготовителя либо транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению, либо части транспортного средства, которые считаются необходимыми для проверки и испытаний, предусмотренных настоящими Правилами.
3.3.2 по требованию вышеуказанной технической службы некоторые части и некоторые образцы применяемых материалов.
4 Официальное утверждение
4.1 Если тип транспортного средства, представленного на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет требованиям раздела 5, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.
4.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивается номер официального утверждения. Первые две цифры этого номера указывают серию поправок, включающих последние значительные технические изменения, внесенные в настоящие Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу транспортного средства.
4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения, отказе в официальном утверждении, отмене официального утверждения или окончательном прекращении производства типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 2.
4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:
4.4.1 круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
4.4.2 номера настоящих Правил, буквы "R", тире и номера официального утверждения, проставленных справа от круга, предписанного в 4.4.1.
4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению Правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то обозначение, предусмотренное в 4.4.1, повторять не следует; в этом случае номера Правил и официального утверждения и дополнительные обозначения всех Правил, в отношении которых предоставляется официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, располагаются в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.
4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
4.7 Знак официального утверждения помещается рядом с прикрепляемой предприятием-изготовителем табличкой, на которой приводятся характеристики транспортных средств, или наносится на эту табличку.
4.8 В приложении 3 изображена в качестве примера схема знака официального утверждения.
5 Предписания
5.1 Детали, находящиеся в передней части салона над уровнем приборного щитка перед точкой H сиденья, за исключением деталей боковых дверей
5.1.1 Исходная зона, определенная в 2.3, не должна иметь опасных неровностей или острых краев, способных увеличить опасность серьезного ранения пассажиров. Считается, что детали транспортного средства, о которых говорится в 5.1.2 - 5.1.6, удовлетворяют соответствующим требованиям, если они соответствуют предписаниям этих пунктов.
5.1.2 Части транспортного средства, расположенные в исходной зоне, за исключением тех из них, которые не относятся к приборному щитку и которые расположены на расстоянии менее 10 см от застекленных поверхностей, должны обладать способностью рассеивать энергию, как это предписано в приложении 4.
Примечание - Исключение распространяется также на те части, которые расположены в исходной зоне и которые удовлетворяют следующим условиям:
5.1.2.1 если во время испытания в соответствии с требованиями приложения 4 маятник соприкасается с частями, находящимися вне исходной зоны; и
5.1.2.2 если испытуемые части расположены менее чем в 10 см от частей, с которыми происходит соприкосновение вне исходной зоны; это расстояние измеряется на поверхности исходной зоны; металлические несущие элементы не должны иметь выступающих краев.
5.1.3 Если нижний край приборного щитка не удовлетворяет условиям, изложенным в 5.1.2, то он должен быть закругленным, причем радиус кривизны должен составлять не менее 19 мм.
5.1.4 Переключатели, вытяжные кнопки и т.д., выполненные из жестких материалов и выступающие, если измерение проводится в соответствии с приложением 5, над приборным щитком на 3,2 - 9,5 мм, должны иметь, по крайней мере, поперечное сечение площадью 2 , измеренное на расстоянии 2,5 мм от наиболее выступающей точки, и закругленные края, радиус кривизны которых составляет не менее 2,5 мм.
5.1.5 Если эти детали выступают над поверхностью приборного щитка более чем на 9,5 мм, то они должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы под воздействием горизонтальной продольной силы в 37,8 даН, развиваемой плоским тараном диаметром не более 50 мм, они могли утапливаться в приборном щитке, выступая не более чем на 9,5 мм, или отсоединяться; во втором случае не должно оставаться опасных выступов размером более 9,5 мм; сечение, проведенное на расстоянии не более 6,5 мм от наиболее выступающей точки, должно иметь площадь не менее 6,5 .
5.1.6 Для любой выступающей детали, включающей элемент, выполненный из мягкого материала твердостью менее 50 единиц по Шору (А), помещенный на жесткой опоре, требования 5.1.4 и 5.1.5 распространяются только на жесткую опору.
5.2 Детали в передней части салона, находящиеся ниже уровня приборного щитка и перед точками Н передних сидений, за исключением деталей боковых дверей и педалей
5.2.1 За исключением педалей и их креплений, а также тех частей, которые не могут соприкасаться с устройством, описанным в приложении 6 и используемым в соответствии с описанной в нем процедурой, детали, указанные в 5.2, такие как выключатели, ключ зажигания и т.п., должны соответствовать 5.1.4 - 5.1.6.
5.2.2 Если привод ручного тормоза расположен на приборном щитке или под ним, то он должен быть устроен таким образом, чтобы в том случае, если он находится в нерабочем положении, о него нельзя было удариться при лобовом столкновении. Если это условие не соблюдено, поверхность привода должна отвечать требованиям 5.3.2.3.
5.2.3 Полочки для вещей или другие подобного рода элементы должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы их кронштейны ни в коем случае не имели выступающих краев и удовлетворяли одному из следующих условий:
5.2.3.1 часть, обращенная внутрь транспортного средства, должна иметь поверхность высотой не менее 25 мм с закругленными краями, радиус кривизны которых составляет не менее 3,2 мм. Эта поверхность должна быть изготовлена или покрыта материалом, способным рассеивать энергию, как это указано в приложении 4, и подвергаться указанным в нем испытаниям, причем удар должен наноситься в горизонтальном продольном направлении;
5.2.3.2 полочки для вещей и другие подобного рода элементы должны под воздействием направленной вперед горизонтальной продольной силы в 37,8 даН, развиваемой вертикально расположенным цилиндром диаметром 110 мм, отделяться, ломаться, значительно деформироваться или утапливаться таким образом, чтобы при этом не создавалось опасных элементов по краю полочки. Сила должна прилагаться к наиболее прочной части полочки или других аналогичных элементов.
5.2.4 Если данные детали имеют какую-либо часть, изготовленную из материала твердостью менее 50 единиц по Шору (А) и расположенную на жесткой опоре, то применяются вышеупомянутые предписания, за исключением тех из них, которые приведены в приложении 4 и касаются поглощения энергии только на жесткой опоре.
5.3 Другое внутренние детали салона, расположенные перед поперечной плоскостью, проходящей через исходную линию туловища манекена, находящегося на заднем сиденье
5.3.1 Область применения
Требования 5.3.2 применяются к рукояткам, рычагам и кнопкам управления, а также к любым другим выступающим предметам, которые не упомянуты в 5.1 и 5.2 (см. также 5.3.2.2).
5.3.2 Предписания
Если детали, упомянутые в 5.3.1, расположены таким образом, что о них могут удариться водитель или пассажиры транспортного средства, то они должны удовлетворять требованиям 5.3.2.1 - 5.3.4. Деталями, о которые можно удариться, считаются те из них, которые могут соприкоснуться со сферой диаметром 165 мм и которые находятся над самой низкой точкой H (см. приложение 7) передних сидений и перед поперечной поверхностью транспортного средства, проходящей через исходную линию манекена, находящегося на заднем сиденье, а также вне зон, определенных в 2.3.1 и 2.3.2. Считается, что данные предписания выполнены, если:
5.3.2.1 края поверхности этих деталей закруглены, причем радиусы кривизны составляют не менее 3,2 мм;
5.3.2.2 ручки и кнопки управления сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при их самом неблагоприятном положении и под воздействием направленной вперед горизонтальной продольной силы в 37,8 даН они выступали не более чем на 25 мм над поверхностью панели либо могли отсоединяться или сгибаться; в обоих случаях не должно оставаться опасных выступов. Однако ручки подъема окон могут отстоять от поверхности панели на 35 мм;
5.3.2.3 рычаг ручного тормоза в нерабочем положении и рычаг переключения передач в любом положении переднего хода, за исключением тех случаев, когда они расположены в зонах, определенных в 2.3.1 и 2.3.2, а также в зонах, находящихся ниже горизонтальной плоскости, проходящей через точку Н передних сидений, имеют площадь поверхности не менее 6,5 , измеренную в сечении, перпендикулярном к горизонтальному продольному направлению на расстоянии не более 6,5 мм от наиболее выступающей части, причем радиусы кривизны должны составлять не менее 3,2 мм.
5.3.3 Требования 5.3.2.3 не применяются к приводам ручного тормоза, расположенным на полу; если в исходном положении какая-либо часть таких рычагов выступает за горизонтальную плоскость, проходящую через самую низкую точку H переднего сиденья (см. приложение 7), то рычаг должен иметь площадь не менее 6,5 , измеряемую в горизонтальной плоскости, находящейся не более чем в 6,5 мм от наиболее выступающей части (измеряется вертикально). Радиусы кривизны должны составлять не менее 3,2 мм.
5.3.4 На другие элементы оборудования транспортного средства, не предусмотренные в предыдущих пунктах, например направляющие сидений, устройства регулировки сидений или их спинок, устройства для втягивания привязных ремней и т.д., не распространяются никакие предписания, если они расположены ниже горизонтальной плоскости, проходящей через точку H каждого сиденья и если находящийся на нем пассажир может удариться о вышеуказанные элементы.
5.3.4.1 Детали, устанавливаемые на крыше, которые не являются ее конструктивными элементами, такие как поручни, лампы, противосолнечные козырьки и т.п., должны иметь радиус кривизны не менее 3,2 мм и, кроме того, необходимо, чтобы ширина выступающих частей была не меньше направленного вниз выступа. В качестве альтернативного варианта они могут обладать способностью рассеивать энергию, как определено в приложении 4.
5.3.5 Если данные детали имеют какую-либо часть, изготовленную из мягкого материала твердостью менее 50 единиц по Шору (А) и расположенную на жесткой опоре, то вышеупомянутые предписания распространяются только на жесткую опору.
5.4 Крыша
5.4.1 Область применения
5.4.1.1 Требования 5.4.2 применяются к внутренней части крыши.
5.4.1.2 Однако они не применяются к тем частям крыши, с которыми не может соприкоснуться сфера диаметром 165 мм.
5.4.2 Предписания
5.4.2.1 Внутренняя часть крыши в той части, которая расположена над водителем или пассажирами, или впереди них, не должна иметь представляющих опасность неровностей или острых краев, направленных назад или вниз. Ширина выступающих частей должна быть не менее направленного вниз выступа, а радиус кривизны краев должен составлять не менее 5 мм. Что касается, в частности, планок или ребер жесткости (за исключением передних рам остекленных поверхностей и дверных рам), то они не должны выступать вниз более чем на 19 мм.
5.4.2.2 Если планки или ребра не удовлетворяют требованиям 5.4.2.1, то они должны быть покрыты материалом, способным рассеивать энергию, как указано в приложении 4.
5.4.2.3 Тросы для натяжения панели крыши и рамок противосолнечных козырьков не должны превышать 5 мм в диаметре или должны выполняться из материалов, способных рассеивать энергию, как предписывается в приложении 4. Нежесткие элементы креплений рамок противосолнечных козырьков должны отвечать требованиям 5.3.4.1.
5.5 Автомобиль с открывающейся крышей
5.5.1 Предписания
5.5.1.1 Нижеследующие предписания, а также предписания, приведенные в 5.4, применяются к автомобилям с открывающейся крышей в том случае, если крыша находится в закрытом положении.
5.5.1.2 Кроме того, приспособления по открыванию и приведению в движение крыши:
5.5.1.2.1 должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы их непроизвольное или внезапное действие было по возможности исключено;
5.5.1.2.2 их поверхность должна заканчиваться закругленными краями, причем радиусы кривизны должны составлять не менее 5 мм;
5.5.1.2.3 должны при нахождении в нерабочем положении помещаться в зонах, с которыми не может соприкоснуться сфера диаметром 165 мм. Если это условие не может быть соблюдено, то приспособления по открыванию и приведению в движение крыши должны при нахождении в нерабочем положении либо быть убранными, либо они должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы под воздействием силы в 37,8 даН, приложенной в направлении удара, определенном в приложении 4, и касательной к траектории движения модели головы, они выступали не более чем на 25 мм над поверхностью, на которой они укреплены, или могли отсоединяться; в последнем случае не должно оставаться опасных выступов.
5.6 Автомобили с открывающимся верхом
5.6.1 В отношении автомобилей с открывающимся верхом только внутренняя часть верхней половины бруса, предохраняющего голову водителя при опрокидывании машины, и верхняя часть рамы ветрового стекла должны соответствовать требованиям 5.4 при всех условиях нормальной эксплуатации. Система складывающихся штанг или соединений, применяемых для поддержки нежесткой крыши в том месте, где они находятся выше пассажиров или перед ними, не должна иметь опасных выступов или острых краев, направленных назад или вниз.
5.7 Задняя часть сидений, прикрепленных к транспортному средству
5.7.1 Предписания
5.7.1.1 Поверхность задней части сидений не должна иметь представляющих опасность неровностей или выступов, могущих увеличить опасность или серьезность ранения водителя и пассажиров.
5.7.1.2 С учетом условий, предусмотренных в 5.7.1.2.1 - 5.7.1.2.3, часть спинки переднего сиденья, находящаяся в зоне удара головой, определение которой дано в приложении 1, должна обладать способностью рассеивать энергию, как предписано в приложении 4. Для определения зоны удара головой передние сиденья, если они регулируемые, должны находиться в наиболее отодвинутом назад положении, а их спинки должны быть откинуты под углом, как можно более близким к 25°, если спецификации предприятия-изготовителя не предусматривают иного.
5.7.1.2.1 Для передних раздельных сидений зона удара головой пассажиров, сидящих на задних сиденьях, находится на задней верхней части спинки сиденья и ограничивается 10 см по обе стороны от оси сиденья.
5.7.1.2.1.1 Для сидений с подголовниками каждое испытание должно проводиться с подголовниками, находящимися в нижнем положении, и в точке, расположенной на вертикальной линии, проходящей через центр подголовника.
5.7.1.2.1.2 В случаях, когда сиденье предназначено для установки на нескольких типах транспортных средств, зона удара должна определяться для транспортного средства, в котором крайнее заднее положение для вождения является наиболее неблагоприятным из всех рассматриваемых типов; считается, что определенная таким образом зона удара соответствует требованиям, предъявляемым для других типов.
5.7.1.2.2 Для передних нераздельных сидений зона удара включает точки, расположенные между вертикальными продольными плоскостями, проходящими на расстоянии 10 см наружу от оси каждого из предусмотренных крайних мест. Расположение оси каждого крайнего места передних нераздельных сидений определяется предприятием-изготовителем.
5.7.1.2.3 В зоне удара головой вне пределов, предусмотренных в 5.7.1.2.1 и 5.7.1.2.2, части конструкции сиденья должны иметь мягкую обивку, для того чтобы избежать непосредственного соприкосновения головы с элементами конструкции, которая должна иметь в этих зонах радиус кривизны не менее 5 мм. Эти части или элементы должны считаться также удовлетворительными, если они способны рассеивать энергию в соответствии с требованиями приложения 4.
5.7.2 Вышеуказанные предписания не применяются ни к самым задним сиденьям, ни к сиденьям, повернутым вбок или назад, ни к сиденьям, направленным в противоположные стороны и имеющим общую спинку, ни к откидным сиденьям. Если в зоне удара сидений, подголовников и их креплений есть детали, покрытые материалом, твердость которого составляет менее 50 единиц по Шору (А), то вышеупомянутые предписания, за исключением тех из них, которые касаются рассеивания энергии, по требованиям приложения 4 должны применяться лишь к жестким деталям.
5.7.3 Требования 5.7 считаются выполненными в случае подголовников, являющихся частью транспортного средства официально утвержденного типа в соответствии с Правилами ЕЭК ООН N 17 поправки серии 03 или в соответствии с Правилами ЕЭК ООН N 25, поправки серии 02.
5.8 Другое не упомянутое выше оборудование
5.8.1 Требования раздела 5 применяются к таким элементам, которые не упомянуты в предыдущих пунктах и о которые в силу их расположения могут удариться пассажиры, в соответствии с различными процедурами, предписанными в 5.1 - 5.7. Если поверхности таких деталей, о которые можно удариться, выполнены из материала твердостью менее 50 единиц по Шору (А) и расположены на жесткой опоре, то вышеупомянутые предписания распространяются только на жесткую опору.
6 Изменение типа транспортного средства и распространение официального утверждения
6.1 Любое изменение типа транспортного средства доводится до сведения административного органа, который предоставил официальное утверждение данному типу транспортного средства. Этот орган может:
6.1.1 либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительного отрицательного влияния и что в любом случае это транспортное средство по-прежнему удовлетворяет предписаниям,
6.1.2 либо потребовать нового протокола испытания технической службы, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения.
6.2 Подтверждение официального утверждения или отказ в официальном утверждении с указанием изменений направляется Сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила в соответствии с требованиями 4.3.
6.3 Компетентный орган, распространивший официальное утверждение, присваивает такому распространению соответствующий серийный номер и уведомляет об этом другие Стороны Соглашения 1958 г., применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 2.
7 Соответствие производства
7.1 Каждое транспортное средство, имеющее знак официального утверждения на основании настоящих Правил, должно соответствовать официально утвержденному типу транспортного средства.
7.2 Для проверки соответствия, требуемого 7.1, берется транспортное средство серийного производства, имеющее знак официального утверждения на основании настоящих Правил.
7.3 Считается, что производство соответствует требованиям настоящих Правил, если соблюдены требования раздела 5.
8 Санкции, налагаемые за несоответствие производства
8.1 Официальное утверждение типа транспортного средства, предоставленное ка основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдается требование, изложенное в 7.1, или если это транспортное средство не выдержало проверок, предусмотренных в разделе 7.
8.2 Если какая-либо Сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, то она немедленно сообщает об этом другим Договаривающимся сторонам, применяющим настоящие Правила, посредством копии карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 2.
9 Окончательное прекращение производства
Если владелец официального утверждения полностью прекращает производство типа транспортного средства, официально утвержденного на оснований настоящих Правил, то он сообщает об этом компетентному органу, предоставившему официальное утверждение. По получении соответствующего сообщения данный компетентный орган уведомляет об этом другие Стороны Соглашения 1958 г., применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 2.
10 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов
Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, сообщают Секретариату Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальное утверждение и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения.
_____________________________
* 1 - 24 (не присвоены), 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - (не присвоен), 31 - Босния и Герцеговина, 32 - 36 (не присвоены) и 37 - Турция. Последующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщены Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
_____________________________
* Отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение, распространившей официальное утверждение, отказавшей в официальном утверждении, отменившей официальное утверждение. См. положения настоящих Правил, касающиеся официального утверждения.
** Ненужное зачеркнуть.
_____________________________
* Этот номер приведен только в качестве примера.
_____________________________
* Приведенная масса маятника связана с общей массой маятника отношением:
,
где а - расстояние между центром соударения и осью вращения маятника, мм;
- расстояние между центром тяжести и осью вращения маятника, мм.
_____________________________
* В отношении любых мест для сидения, за исключением передних сидений, для которых точка H не может определяться посредством применения объемного механизма определения точки H или соответствующих методов, в качестве контрольной точки может применяться, по усмотрению компетентного органа, точка R, указанная предприятием-изготовителем.
** Угол наклона, разница в высоте крепления сиденья, текстура поверхности и т.д.
Дополнение 1
к Приложению 7
Описание
объемного механизма определения точки H*
(механизм 3-D H)
1 Спинка и основание
Спинка и основание изготовлены из арматурного пластика и металла; они моделируют туловище и бедра человека и крепятся друг к другу механически в точке H. На штырь, укрепленный в точке H, устанавливается круговой сектор для измерения фактического угла наклона спинки. Регулируемый шарнир бедра, соединяемый с основанием туловища, определяет центральную линию бедра и служит исходной линий для кругового сектора наклона бедра.
2 Элементы туловища и ног
Элементы, моделирующие ступни и голени, соединяются с основанием туловища с помощью коленного шарнира Т, который является продольным продолжением регулируемого кронштейна бедра. Для измерения угла сгиба колена элементы голени и лодыжки оборудованы круговыми секторами. Элементы, моделирующие ступни, имеют градуировку для определения угла наклона ступни. Ориентация устройства обеспечивается за счет использования двух уровней. Грузы, размещаемые на туловище, устанавливаются в соответствующих центрах тяжести и обеспечивают давление на подушку сиденья, равное тому, которое оказывается пассажиром-мужчиной массой 76 кг. Все сочленения механизма 3-D Н должны быть проверены, для того чтобы обеспечить их свободное движение и исключить какое-либо заметное трение.
Рисунок 7.1 - Обозначение элементов механизма 3-D H
Рисунок 7.2 - Размеры элементов механизма 3-D H и распределения грузов
_____________________________
* За подробной информацией о конструктивных особенностях механизма 3-D H обращаться по адресу: Society of Automobile Engineers (SAE). 400 Commonwealth Drive. Warrendale, Pennsylvania 15096. United States of America
Механизм соответствует требованиям, установленным в ИСО 6549-80.
Дополнение 2
к Приложению 7
Трехмерная система координат
1 Трехмерная система координат определяется тремя ортогональными плоскостями, установленными предприятием - изготовителем транспортного средства (см. рисунок 7.3*).
2 Положение для измерения на транспортном средстве устанавливается за счет помещения данного транспортного средства на опорную поверхность таким образом, чтобы координаты исходных точек отсчета соответствовали указанным предприятием-изготовителем.
3 Координаты точек R и H устанавливаются относительно исходных точек отсчета, определенных предприятием-изготовителем транспортного средства.
Рисунок 7.3 - Трехмерная система координат
_____________________________
* Система координат соответствует требованиям стандарта ИСО 4130-78.
Дополнение 3
к Приложению 7
Исходные данные, касающиеся мест для сидения
1 Кодирование исходных данных
Исходные данные перечисляются последовательно по каждому месту для сидения. Места для сидения определяются двузначным кодом. Первый знак представляет собой арабскую цифру и обозначает ряд мест; отсчет мест ведется спереди назад. Вторым знаком является заглавная буква, которая обозначает расположение места для сидения в ряду, обращенном в направлении движения транспортного средства вперед; при этом используются следующие буквы:
L - левое;
С - центральное;
R - правое.
2 Определение положения транспортного средства, установленного для измерения
2.1 Координаты исходных точек отсчета:
X ___________________
Y ___________________
Z ___________________
3 Перечень исходных данных
3.1 Место для сидения:
3.1.1 Координаты точки R:
X ___________________
Y __________________
Z __________________
3.1.2 Конструктивный угол наклона туловища:
3.1.3 Положение для регулирования сиденья*:
горизонтальное ___________________
вертикальной _____________________
угловое _________________________
угол наклона туловища ______________________
Примечание - Перечислить исходные данные для других мест для сидения.
Пояснительные замечания
Согласно определению, исходная зона не охватывает зеркала заднего вида. Испытания на рассеивание энергии проводятся без зеркал заднего вида. Маятник не должен соприкасаться с креплением зеркала.
Исключение, определенное этими точками, расположенными за рулевым колесом, также действительно для зоны удара головой пассажира (пассажиров), находящегося на переднем сиденье.
В случае регулируемых рулевых колес исключаемая в итоге зона уменьшается до общей площади исключенных зон для каждого положения вождения, в котором можно установить рулевое колесо.
Если имеется возможность устанавливать различные рулевые колеса, то исключенная зона определяется использованием наиболее неблагоприятного рулевого колеса, имеющего наименьший диаметр.
Уровень приборного щитка проходит по всей ширине пассажирского салона, и его положение определяется крайними задними точками соприкосновения вертикальной линии с поверхностью приборного щитка при перемещении линии поперек транспортного средства. В случаях, когда одновременно имеются две или более точек соприкосновения, для установления уровня приборного щитка следует использовать нижнюю точку соприкосновения. Если при наличии консолей невозможно определить уровень приборного щитка путем ссылки на точки соприкосновения вертикальной линии, то местоположение приборного щитка может определяться точками пересечения с консолью линии, расположенной на расстоянии 25,4 мм выше точки Н передних сидений.
Со стороны стенок транспортного средства крыша должна начинаться от верхнего края дверных проемов (см. рисунок). В обычном случае боковые габариты крыши представляют собой контуры, образованные нижним краем (вид сбоку) остальной части кузова при открытой двери. В случае окон крыша ограничивается с боков сплошной прозрачной линией (точка проникновения панелей боковых окон). На стойках боковая сторона крыши проходит через линию, соединяющую вышеупомянутые прозрачные линии. Определение, приведенное в настоящем пункте, также действительно для любого открытия находящейся в закрытом положении крыши транспортного средства, определенного в 2.7 или 2.8.
В целях облегчения измерений обращенные вниз фланцы не должны учитываться. Они рассматриваются в качестве составной части боковой стенки транспортного средства.
Несъемное заднее окно считается жестким элементом конструкции.
Автомобили с несъемными задними окнами, изготовленными из жесткого материала, рассматриваются в качестве автомобилей с открывающейся крышей в соответствии с определением, приведенным в 2.8.
Под острым краем подразумевается край жесткого элемента с радиусом закругления менее 2,5 мм, за исключением выступов, значение которых, измеренное от панелей, составляет менее 3,2 мм (см. рисунок). В этом случае минимальный радиус кривизны не учитывается, при условии, что высота выступа не превышает половины его ширины и края выступа закруглены.
Считается, что решетки соответствуют Правилам, если они отвечают минимальным требованиям следующей таблицы:
В миллиметрах | |||
Расстояние между элементами |
Плоские элементы |
Минимальный радиус закругленных элементов |
|
е/минимум |
минимальный радиус |
||
0 - 10 |
1,5 |
0,25 |
0,5 |
10 - 15 |
2,0 |
0,33 |
0,75 |
15 - 20 |
3,0 |
0,50 |
1,25 |
Во время испытания устанавливается, могут ли элементы, использованные для усиления конструкции и расположенные в зоне удара, сместиться или выдвинуться таким образом, что они увеличат опасность для пассажиров или серьезность ранений.
Эти два понятия (уровень и нижний край приборного щитка) могут отличаться друг от друга. Однако 5.1.3 включен в 5.1 (...над уровнем приборного щитка) и поэтому применяется только тогда, когда оба эти понятия совпадают. В случае если эти понятия не совпадают, т.е., когда нижний край приборного щитка расположен ниже уровня приборного щитка, следует применять 5.3.2.1 со ссылкой на 5.8.
Наибольший выступ следует определять в соответствии с разделом 1 приложения 5, т.е., используя сферу диаметром 165 мм и определяя максимальное изменение высоты по оси у, в случае, если вытяжная ручка или кнопка имеют ширину, равную 50 мм или более, и расположены в такой зоне, в которой наибольший выступ определялся бы путем использования измерительного приспособления в виде модели головы, описанной в разделе 2 приложения 5, если бы ширина этой ручки или кнопки не превышала 50 мм.
Площадь поперечного сечения следует измерять на плоскости, параллельной поверхности, на которой установлен элемент.
Пункты 5.1.4 и 5.1.5 дополняют друг друга; сначала применяется первое предложение 5.1.5 (т.е. используется сила в 37,8 даН для утапливания или отсоединения), а затем применяется 5.1.4 в случае утапливания выступа размером 3,2 - 9,5 мм; в случае отсоединения применяются два последних предложения 5.1.5 (измерение площади поперечного сечения до воздействия силы). Однако, хотя по практическим соображениям следует применять пункт 5.1.4 (утапливание до размера менее 9,5 мм и более 3,2 мм), все же может быть более удобным проверять по усмотрению предприятия-изготовителя требования 5.1.4 перед приложением силы в 37,8 даН, указанной в 5.1.5.
Поскольку при наличии мягких материалов действие предписаний распространяется только на жесткую опору; размер выступа измеряется только для жесткой опоры.
Измерение твердости по Шору проводится на образцах испытываемой детали. Если состояние материала не позволяет измерить твердость по Шору (А), то для получения соответствующей оценки необходимо использовать сопоставимые измерения.
Ножные педали, их рычаги и механизмы вращения, кроме металлических опорных элементов, не следует принимать во внимание.
Считается, что ключ зажигания отвечает предписаниям настоящего пункта, если выступающая часть его стержня изготовлена из материала твердостью 60...80 единиц по Шору (А) и толщиной не менее 5 мм или вся ее поверхность покрыта таким материалом толщиной не менее 2 мм.
Критерии определения возможности удара о привод стояночного тормоза определяются с помощью:
модели головы, указанной в приложении 1, если привод расположен над уровнем приборного щитка или на нем (это условие необходимо проверять в соответствии с 5.1 и в пределах зоны удара);
модели колена, указанной в приложении 6, если привод расположен под уровнем приборного щитка (в этом случае ручка управления испытывается в соответствии с 5.3.2.3).
Указанные в 5.2.3 технические спецификации также применяются к полкам и частям консолей, расположенным под уровнем приборного щитка, находящегося между передними сиденьями, при условии, что они расположены перед точкой Н. Если углубление полки закрыто, то оно рассматривается в качестве отделения для перчаток, и на него не распространяется действие этих предписаний.
Указанные размеры относятся к поверхности до ее покрытия материалом твердостью менее 50 единиц по Шору (А) (см. 5.2.4). Испытания на рассеивание энергии должны проводиться в соответствии с приложением 4.
При отсоединении или разрушении полки не должны создаваться опасные элементы; это предписание относится не только к краям полки, но также и к другим краям, обращенным внутрь пассажирского салона в результате действия силы.
Считается, что наиболее прочная часть полки прилегает к элементу крепления. Кроме того, "значительная деформация" означает, что под воздействием приложенной силы изгиб полки, измеренный от начальной точки соприкосновения с испытательным цилиндром, должен представлять собой искривление или деформацию, видимые простым глазом. Упругая деформация допускается.
Длина испытательного цилиндра должна быть не менее 50 мм.
К "другим деталям" относятся такие части, как замки окон, верхние крепления ремней безопасности и другие детали, расположенные в отведенном для ног пространстве или около дверей, если они не были рассмотрены ранее или в тексте исключены.
На пространство между передней перегородкой и приборным щитком, расположенное выше нижнего края приборного щитка, не распространяется действие предписаний, указанных в 5.3.
Радиус 3,2 мм относится ко всем допускающим возможность соприкосновения деталям, упомянутым в 5.3, если они находятся в рабочем положении.
В качестве исключения вещевые ящики рассматриваются только в закрытом положении; ремни безопасности обычно рассматриваются только в застегнутом положении, но любая деталь, находящаяся в закрепленном для хранения положении, должна иметь радиус кривизны не менее 3,2 мм.
Исходная поверхность определяется путем использования устройства, описанного в разделе 2 приложения 5 и воздействующего с силой, равной 2 даН. Если это невозможно, то при применении метода, описанного в пункте 1 приложения 5, следует использовать силу в 2 даН.
Оценка опасных выступов предоставляется на усмотрение органа, ответственного за проведение испытаний.
Сила в 37,8 даН применяется даже в том случае, если первоначальный выступ составляет менее 35 мм или в соответствующих случаях - 25 мм. Выступ измеряют под воздействием нагрузки.
Обычно горизонтальная продольная сила в 37,8 даН прикладывается с помощью плоского тарана диаметром не более 50 мм, но в тех случаях, когда это невозможно, допускается применение эквивалентного метода, например метода устранения препятствий.
Наиболее выступающая часть, в случае рычага переключения передач, представляет собой часть рукоятки или кнопки, которая соприкасается с вертикальной поперечной плоскостью, передвигаемой в продольном горизонтальном направлении. Если любая часть рычага переключения передач или рычага ручного тормоза находится ниже уровня точки H, следует считать, что весь этот рычаг расположен выше уровня точки H.
Если горизонтальные плоскости, проходящие через точку Н, наиболее низких передних и задних сидений не совпадают, то следует определять вертикальную плоскость, перпендикулярную к продольной оси транспортного средства и проходящую через точку H переднего сиденья. В этом случае исключенные зоны будут рассматриваться отдельно для передней и задней частей пассажирского салона в зависимости от положения их соответствующей точки Н и расстояния до вертикальной плоскости, определенной выше.
Съемные противосолнечные козырьки рассматриваются во всех рабочих положениях. Рамы противосолнечных козырьков не рассматриваются в качестве жестких элементов (см. 5.3.5)
При проверке крыши с целью измерения выступов и частей, которые могут соприкоснуться со сферой диаметром 165 мм, необходимо снимать панель крыши. При определении конкретных радиусов следует принимать во внимание пропорции и свойства, которыми обладают материалы панели крыши. Испытываемый участок крыши должен располагаться впереди и выше поперечной плоскости, ограничиваемой исходной линией туловища манекена, находящегося на крайнем заднем сиденье.
Определение "острых краев" см. 5.1.1.
В соответствии с разделом 6 приложения 5 направленный вниз выступ измеряют в направлении, перпендикулярном к крыше.
Ширина выступа должна измеряться под прямыми углами к направлению выступа. В частности, жесткие планки или ребра крыши не должны выступать с внутренней поверхности крыши более чем на 19 мм.
Любые ребра открывающейся крыши должны отвечать требованиям 5.4, если они могут соприкасаться со сферой диаметром 165 мм.
Пункты 5.5.1.2, 5.5.1.2.1, 5.5.1.2.2
Приспособление по открыванию и приведению в действие крыши - в нерабочем положении либо при закрытой крыше - должно отвечать всем указанным предписаниям.
Сила в 37,8 даН применяется даже в том случае, если первоначальный выступ составляет 25 мм или менее. Выступ измеряют во время воздействия силы.
Сила в 37,8 даН, воздействующая в направлении удара, определенного в приложении 4, как касательная к траектории движения модели головы, обычно прикладывается с помощью плоского тарана диаметром не более 50 мм; в тех случаях, если это невозможно, допускается применение эквивалентного метода, например метода устранения препятствий.
"Нерабочее положение" - такое положение приспособления для открывания крыши, при котором оно заблокировано.
Система штанг "открывающегося верха" не рассматривается в качестве брусов, предохраняющих голову водителя при опрокидывании машины.
Верхняя часть рамы ветрового стекла начинается выше прозрачного контура ветрового стекла.
Определение "острого края" см. 5.1.1.
При определении зоны удара модели головы на спинке переднего сиденья любую конструкцию, необходимую для усиления спинки сиденья, необходимо рассматривать в качестве составной части этой спинки.
На обивке рамы конструкции сиденья также не должно находиться опасных неровных и острых выступов, которые могут увеличить опасность серьезного ранения пассажиров.
Определение зоны удара головой
Выбор между двумя процедурами определения высоты следует проводить по усмотрению предприятия-изготовителя.
При определении точек соприкосновения длина рычага измерительного приспособления не меняется в течение всего измерения. Каждая операция начинается с измерения в вертикальном положении.
Значение 25,4 мм соответствует расстоянию от горизонтальной плоскости, проходящей через точку Н, до горизонтальной касательной к нижнему профилю модели головы.
Процедура проведения испытания материалов, обладающих способностью рассеивать энергию
Поломки любых компонентов в ходе испытания на рассеивание энергии см. примечание к 5.1.2 настоящего стандарта.
Процедура определения точки Н и фактического угла наклона туловища в сидячем положении в механических транспортных средствах
Для определения точки H любого сиденья другие сиденья, в случае необходимости, могут быть сняты.
_____________________________
* Ненужное зачеркнуть.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 41.21-99 (Правила ЕЭК ООН N 21) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования" (введен в действие постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта, Москва
Дата введения - 1 июля 2000 г.
Приказом Росстандарта от 19 июля 2018 г. N 420-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 сентября 2018 г.