Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2017 г. N 56-АПГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
рассмотрела административное дело по апелляционному представлению прокурора Приморского края на решение Приморского краевого суда от 17 ноября 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления прокурора Приморского края об оспаривании в части постановления Администрации Приморского края от 2 сентября 2016 г. N 413-па "О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., ознакомившись с письменным заключением прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А. о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
2 сентября 2016 г. Администрацией Приморского края принято постановление N 413-па "О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов".
Данное постановление официально опубликовано 6 сентября 2016 г. в издании "Приморская газета" N 112(1283) и на официальном портале правовой информации по адресу http://www.pravo.gov.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 вышеназванного постановления в редакции от 11 октября 2016 г. установлено, что граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK" на территории Приморского края (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право на:
разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов:
в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру);
в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке;
в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте;
в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на садовом, огородном земельных участках, а также на дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенных на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте;
единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами "г", "д" Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктами "г", "д" имеется в виду "подпунктами "г", "д" пункта 2"
Подпунктом 2.2 пункта 2 постановления Администрации Приморского края N 413-па от 2 сентября 2016 г. в редакции от 11 октября 2016 г. органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 этого постановления, рекомендовано обеспечить формирование списков пострадавших граждан, предусмотренных абзацами третьим, восьмым - десятым подпункта 2.1 пункта 2 настоящего постановления, на основании:
заявлений пострадавших граждан;
документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации;
актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления.
Подпунктом 2.3 пункта 2 указанного постановления Администрации Приморского края, введенным в действие постановлением Администрации Приморского края от 11 октября 2016 г. N 477-па, органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления, рекомендовано обеспечить формирование списков пострадавших граждан, предусмотренных абзацем четвертым подпункта 2.1 пункта 2 настоящего постановления, на основании:
заявлений пострадавших граждан;
документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, поврежденные в результате чрезвычайной ситуации;
актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;
Подпунктом 2.4 пункта 2 вышеназванного постановления, введенным в действие постановлением Администрации Приморского края от 11 октября 2016 г. N 477-па, органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления, рекомендовано обеспечить формирование списков пострадавших граждан, предусмотренных абзацами пятым и шестым подпункта 2.1 пункта 2 настоящего постановления, на основании:
заявлений пострадавших граждан;
документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, находящихся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;
правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления;
актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления.
Прокурор Приморского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца первого подпункта 1.1 пункта 1, абзаца третьего подпункта 2.2, абзаца третьего подпункта 2.3, абзаца третьего подпункта 2.4 пункта 2 постановления Администрации Приморского края от 2 сентября 2016 г. N 413-па "О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов", которыми, по мнению прокурора, получение материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервных фондов Правительства Российской Федерации и Администрации Приморского края на возмещение расходов, возникших у граждан в связи с чрезвычайной ситуацией природного характера, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, поставленное в зависимость от регистрации гражданина по месту жительства на пострадавшей территории, незаконно исключено для граждан Российской Федерации, проживающих по месту пребывания на пострадавших территориях, проживающих по месту пребывания или по месту жительства за пределами пострадавших территорий, но имеющих на законных основаниях на пострадавших территориях жилой дом, квартиру, расположенную на первом этаже многоквартирного дома, поврежденные в результате чрезвычайной ситуации, земельный участок, на котором утрачен урожай в результате чрезвычайной ситуации, либо имущество первой необходимости, утраченное полностью или частично в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на противоречие оспариваемых положений постановления Администрации Приморского края от 2 сентября 2016 г. N 413-па пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", нарушение прав неопределенного круга лиц на получение материальной помощи, указывая, что получение такой помощи не может быть поставлено в зависимость от проживания гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, по месту жительства, регистрация по месту пребывания или по месту жительства или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения и условием реализации прав и свобод граждан.
Решением Приморского краевого суда от 17 ноября 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении прокурором Приморского края ставится вопрос об отмене судебного акта по мотиву неправильного применения судом норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционном представлении, Департаментом труда и социального развития Приморского края, Администрацией Приморского края поданы возражения об их несостоятельности и законности судебного постановления.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представители Прокуратуры Приморского края и администрации Приморского края в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений частей 8, 9 статьи 96 названного Кодекса, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы апелляционного представления, возражений на него, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 18).
При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 статьи 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи населению Приморского края, пострадавшему вследствие чрезвычайной ситуации - продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края, вызванных тайфуном "LIONROCK", постановлением Администрации Приморского края от 2 сентября 2016 г. N 413-па "О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов" установлено право граждан, проживающих на территориях, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, на материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервных фондов Администрации Приморского края и Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, условия и порядок оказания такой помощи, а также определен круг лиц, имеющих право на указанную материальную и финансовую помощь.
Суд, отказывая в удовлетворении административного иска прокурора, исходил из того, что, определяя порядок и условия предоставления социальной выплаты гражданам Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 г. являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территории муниципальных образований Приморского края, указанных в оспариваемом подпункте 1.1 пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 2 сентября 2016 г. N 413-па, в связи с чрезвычайной ситуацией, законодатель субъекта Российской Федерации действовал в рамках своей компетенции по данному вопросу.
Проанализировав положения Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", на основании которых разработано постановление Администрации Приморского края от 2 сентября 2016 г. N 413-па, во взаимосвязи с его оспариваемыми нормами, суд первой инстанции правильно указал, что предусмотренные абзацем 3 подпункта 2.2, абзацем 3 подпункта 2.3, абзацем 3 подпункта 2.4 пункта 2 данного постановления условия по формированию списков пострадавших граждан на основании документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства, не противоречат действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения не ограничивают право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, поскольку ими не регулируются отношения в области регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства, не устанавливается порядок определения места их проживания.
Доводы апелляционного представления об обратном основаны на неправильном толковании положений законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в частности Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Позиция прокурора в поддержку граждан Российской Федерации, не зарегистрированных по месту жительства, то есть постоянно не проживающих на пострадавших территориях, на получение мер социальной поддержки в форме предоставления материальной и финансовой помощи за счет резервных фондов противоречит целям правового регулирования рассматриваемых правоотношений на федеральном и региональном уровнях. Социальная поддержка в данном случае направлена на оказание помощи лицам, которые, постоянно проживая районах Приморского края, утратили (полностью или частично) свое жилье, урожай или имущество первой необходимости. Подтверждением факта постоянного проживания граждан в жилых домах и квартирах, расположенных в зоне чрезвычайной ситуации, является их регистрация по месту жительства.
В то же время право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, также может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных районах.
Об этом свидетельствует и представленная административным ответчиком информация о том, что граждане, у которых отсутствует регистрация по месту жительства в зоне чрезвычайной обстановки, включаются в соответствующие списки на получение вышеуказанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений о фактическом проживании в этой зоне (л.д. 205-208).
Таким образом, Судебная коллегия по административным делам соглашается с суждением суда о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта, принятого Администрацией Приморского края в пределах предоставленной федеральным законодателем компетенции, требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционном представлении прокурора, не опровергают выводов суда и не могут служить основаниями для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренными статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Приморского краевого суда от 17 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2017 г. N 56-АПГ17-1
Текст определения официально опубликован не был