Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 90991-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 90991-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом в целях исключения возникающих противоречий при пользовании лесными и земельными участками предлагается установить приоритетность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (ГЛР).
В настоящее время систематизированным сводом документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках является ГЛР. В ГЛР содержится, в том числе документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, о лесных участках и об их границах. Кроме того лесные участки, также как и земельные, подлежат постановке на государственный кадастровый учет, сведения о котором должен содержать ЕГРН.
ЕГРН представляет собой единый свод достоверных систематизированных сведений об объектах недвижимости (здания, сооружения, земельные участки). Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимость является государственная регистрация права в ЕГРН.
К сожалению, в настоящее время на кадастровый учет поставлено, а равно зарегистрировано в ЕГРН, только 1/4 лесных земель страны.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Однако органы власти при предоставлении земельных участков в собственность не всегда обладают полной информацией о границах земельного участка, правах собственности на него у государства, так как не обращаются за информацией в ГЛР. А также регистрирующие органы не всегда считают необходимым обращаться в сторонние источники информации о регистрируемых объектах.
Такая несогласованность порождает массу противоречий в виде наложения границ земельных и лесных участков или захвата лесных участков.
Учитывая, что у основного собственника лесов - Российской Федерации сегодня нет финансовой возможности поставить все земли лесного фонда на кадастровый учет, а необходимость исключения несогласованности сведений между ЕГРН и ГЛР остается актуальной, автор делает попытку урегулировать данную проблему в пользу приоритета ЕГРН и соответственно использования лесных участков в качестве земельных.
По сути, законопроект предлагает часть лесных земель перевести в другие категории, для дальнейшего их интенсивного использования.
Комитет, не отрицая необходимости регулирования отношений, направленных на уменьшение случаев незаконного "захвата" лесных участков, а также снижение числа спорных ситуаций в области землепользования добросовестными правообладателями, в то же время полагает, что реализация рассматриваемого законопроекта не будет способствовать достижению целей, на решение, которых он направлен.
Основным опасением является тот факт, что автор предлагает установить льготные условия перехода права на лесные участки неограниченному кругу лиц, использующих леса не по назначению, в том числе получивших лесные участки незаконно.
В настоящее время существуют значительные расхождения между данными ГЛР и данными ЕГРН в отношении местоположения границ лесных участков. Только в Московской области соответствующее расхождение касается почти 200 тыс. га. В целом по Российской Федерации указанные расхождения касаются, по разным оценкам, от 1,7 до 8 млн. га.
В этой связи следует учитывать, что лес вокруг крупных городов, в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, отнесен к наиболее ценным в экологическом значении лесам - защитным лесам, такие леса ограничены в обороте и имеют наиболее строгий правовой режим. Такой режим предусматривает, в том числе запрет капитального строительства и проведения сплошных рубок лесных насаждений.
Реализация законопроекта с его положениями о неограниченном круге лиц, имеющих право на лесной участок, новыми градостроительными правилами, с нечетко установленными определениями приведет к существенному снижению правовой защиты лесов, расположенных в непосредственной близости от населенных пунктов и крупных городов.
Также следует отметить, что менее чем год назад в силу вступил Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания лесопарковых зеленых поясов". Согласно указанному Федеральному закону граждане, в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, вправе инициировать создание вокруг населенных пунктов и крупных городов лесопарковых зеленых поясов - зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающих в себя территории, на которых расположены леса, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему.
За время действия указанного законопроекта в стране пока еще не создано ни одной такой зоны. Но во многих регионах идет активная подготовка к созданию таких "щитов". С принятием рассматриваемого законопроекта граждане лишаться возможности реализовать свое право на благоприятную окружающую среду по средствам создания "зеленых щитов", так как окажется, что лесные участки и земли переданы в частную собственность или же муниципальную для развития территории. Как это, например, предусматривает законопроект при регулировании отношений в области легитимизации лесных поселков, и развития военных городков.
Более того, согласно мнению некоторых экспертов признание "лесных поселков" и военных городков населенными пунктами последует их развитие и, соответственно, модернизация или строительство линейных и иных инженерных сооружений, инфраструктуры к ним, а в дальнейшем, вполне возможно, и расширение их границ, что приведет к необходимости вырубки лесных насаждений, оценить масштаб которой в настоящее время не представляется возможным.
Также Комитет поддерживает мнение правоохранительных органов о том, что реализация положений законопроекта в представленной редакции может привести к легализации лесных участок недобросовестными лицами.
Следует обратить особое внимание на тот факт, что спорные лесные (земельные) участки могут располагаться и в границах особо охраняемых природных территорий, их охранных зон; территорий традиционного природопользования; территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иных территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а реализация положений рассматриваемого законопроекта необоснованно предоставит возможность для передачи таких земель и лесов в интенсивное использование, не связанное с их назначением.
Также, считаем, что срок действия положений законопроекта в любом случае не может иметь бессрочный характер. Автору необходимо было предусмотреть крайний срок действия норм.
Учитывая изложенное, Комитет считает, что проект федерального закона N 90991-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров" требует концептуальной доработки до его рассмотрения в первом чтении и рекомендует направить в соответствии с пунктом "а" части шестой статьей 112 Регламента Государственной Думы законопроект автору для изменения текста с учетом поступивших замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.