Определение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2017 г. N 307-КГ16-18929
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу администрацию города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 04.03.2016 по делу N А66-14671/2015, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.09.2016 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ютас" (г. Тверь) к администрации города Твери (г. Тверь) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента архитектуры и строительства администрации города Твери, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ютас" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Твери (далее - администрация) в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100176:1106, а также просило возложить на уполномоченный орган обязанность в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного участка.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 04.03.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 и постановлением Арбитражный суд Северо-Западного округа от 28.09.2016, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация ставит вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений. Податель жалобы указывает, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с документами территориального планирования находится в зоне зеленых насаждений общего пользования, поэтому в силу пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не мог быть предоставлен в собственность заявителю. В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды при рассмотрении дела установили, что на испрашиваемом обществом земельном участке находится принадлежащий ему объект недвижимости, возведенный в установленном законом порядке и введенный в эксплуатацию 22.07.2010. Фактическое использование участка под станцию технического обслуживания автомобилей соответствует виду его разрешенного использования и перечню разрешенных видов использования, предусмотренных Правилами землепользования и застройки города Твери, фактически участок не является территорией общего пользования, на нем отсутствуют какие-либо запланированные к строительству объекты.
При установленных по делу обстоятельствах суды, руководствуясь подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктами 1 и 2 статьи 39.20, статьями 39.16, 39.17, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий заявителю объект недвижимости, в связи с чем удовлетворили его требования.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Судебные инстанции, отклоняя доводы администрации об отсутствии оснований для предоставления в собственность участка исходили из того, что он не находится в зоне зеленых насаждений или на территории общего пользования. При этом сам по себе генеральный план не является документом, подтверждающим резервирование земельного участка для муниципальных нужд, и не может служить основанием для отказа в предоставлении участка в собственность.
В статье 39.16 Земельного кодекса в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
Как следует из материалов дела, в оспариваемом отказе администрация указывала, что в соответствии с генеральным планом Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394), испрашиваемый земельный участок относится к зоне зеленых насаждений общего пользования. В материалы дела был представлен фрагмент генерального плана с обозначением границ спорного земельного участка, границ магистральной улицы общегородского значения и рекреационной зоны зеленых насаждений общего пользования.
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса предусматривает, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса на указанных в пунктах 2-4 части 3 данной статьи картах отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
В данном случае судебные инстанции не проверили правомерность отказа администрации с точки зрения положений пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса, статей 18 и 23 Градостроительного кодекса и не исследовали вопрос о том, предусматривается ли в соответствии генеральным планом территория, в которую входит испрашиваемый участок, для размещения объектов местного значения, в том числе рекреационного назначения. Выводы судов о том, что земельный участок не предназначен для размещения каких-либо объектов сделаны без исследования карты планируемого размещения объектов местного значения.
Приведенные доводы о нарушении норм материального права заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу администрации с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6 и 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
кассационную жалобу администрацию города Твери с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 30.05.2017 г. на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: г. Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2017 г. N 307-КГ16-18929 по делу N А66-14671/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-14671/15
17.07.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-14671/15
28.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6375/16
26.05.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3305/16
23.05.2016 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-14671/15
04.03.2016 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14671/15