Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 85923-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в ряд статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) с целью уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, по рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 8.6 "Порча земель" и статьей 8.7 "Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв" Кодекса рассматриваются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).
Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1, Россельхознадзор осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель), а Росприроднадзор - в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом об обороте земель.
Вместе с тем, правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения не исчерпывается Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Так, в соответствии со статьей 1 Закона об обороте земель его действие не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Действующими статьями 23.15 и 23.29 Кодекса установлено разграничение полномочий Россельхознадзора и Росприроднадзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.6 и 8.7 Кодекса, исходя из принадлежности земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения, но без учета указанных выше особенностей законодательного регулирования вопроса оборота такого рода земель.
Наряду с этим в соответствии со статьей 23.31 Кодекса Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) также уполномочена рассматривать дела по статье 8.7 Кодекса (в части невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые).
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на установление более четких критериев разграничения полномочий органов, осуществляющих земельный и экологический надзор.
С принятием предусмотренных проектом федерального закона изменений дела об административных правонарушениях по статье 8.7 Кодекса будут рассматриваться:
Россельхознадзором - в отношении правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом об обороте земель;
Росприроднадзором - в отношении правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых не регулируется Законом об обороте земель;
Ростехнадзором - в отношении правонарушений, совершенных на землях всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
Комитет полагает, что принятие проектируемых изменений позволит оптимизировать производство по делам об административных правонарушениях в области охраны природных объектов и природопользования, в том числе, сократить избыточные процедуры по направлению материалов проверок, осуществленных одним надзорным органом в рамках установленных полномочий, для рассмотрения правонарушений в другой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по рассмотрению соответствующих дел об административных правонарушений.
На основании изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 85923-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор" в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.