Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 114182-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается размещение на определенных объектах маркировочных знаков и (или) устройств и представление об этом информации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также установление административной ответственности за невыполнение правил их размещения и нарушение установленного порядка информирования уполномоченного федерального органа исполнительной власти (статьи 1 и 2 проекта).
Проект также наделяет федеральный орган исполнительной власти в сфере топливно-энергетического комплекса и федеральный орган исполнительной власти в области связи полномочиями по утверждению соответствующих нормативных правовых актов (статья 3 проекта).
Положения проектируемого пункта 1 статьи 51 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс) требуют уточнения в части:
1) лиц, на которых возлагается обязанность по размещению на соответствующих объектах маркировочных знаков и (или) устройств (в отличие от действующей редакции проектируемая редакция не позволяет непосредственно из текста нормы определить, кому адресована обязанность, кроме того, в отсутствие обоснования расширения круга обязанных лиц, а также учитывая, что бремя содержания имущества несет именно его собственник, полагаем необходимым действующую редакцию рассматриваемого пункта в части лиц, ответственных за исполнение соответствующей обязанности, не изменять);
2) объектов, на которых должны размещаться маркировочные знаки и (или) устройства (проектируемая редакция рассматриваемой нормы, как и ее действующая редакция, содержит открытый перечень таких объектов, что, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обсуждении в целях исключения расширительного толкования нормы);
3) обязанности представления сведений о размещении "указанных объектов" в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, поскольку из предложенной редакции, не ясно в отношении каких объектов предусматривается данная обязанность.
Проектом предлагается уточнить диспозицию части 6 статьи 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и установить административную ответственность за нарушение порядка представления сведений о размещении зданий и сооружений и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. В связи с этим обращаем внимание на несоразмерность административных штрафов, предусмотренных для граждан - максимально возможный, установленный в общем порядке в части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, в части 6 статьи 11.3 КоАП РФ и превышающий указанный размер в проектируемой части 7 данной статьи, и незначительные размеры штрафов, предусмотренных для должностных и юридических лиц, в сравнении с максимально возможными для данных категорий субъектов административной ответственности. Кроме того, на наш взгляд, следует уточнить соотношение размеров штрафов, предусмотренных для должностных и юридических лиц в части 7 статьи 11.3 КоАП РФ.
Также нуждается в уточнении подход, согласно которому за нарушение порядка представления сведений (часть 7 статьи 11.3 КоАП РФ) предусмотрен более высокий штраф, чем за невыполнение правил размещения маркировочных знаков (часть 6 этой же статьи).
В связи с проектируемым в части 7 статьи 11.3 КоАП РФ составом административного правонарушения следует учесть, что в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов в соответствии с проектируемым пунктом 1 статьи 51 Воздушного кодекса на соответствующих объектах размещаются маркировочные знаки и (или) устройства (если же речь идет о размещении именно зданий и иных объектов, следует учесть, например, положения статьи 47 Воздушного кодекса, содержащей указание на объекты, "которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов").
Обращаем внимание на то, что 7 апреля 2017 года Государственной Думой принят федеральный закон (проект N 2749-7), согласно которому внесение изменений в КоАП РФ должно осуществляться отдельными федеральными законами.
Положения статьи 3 проекта нуждаются в уточнении с учетом следующего:
1) условные наименования соответствующих федеральных органов исполнительной власти должны отражать их функциональную компетенцию;
2) проект не должен содержать положений, предоставляющих правоприменителю необоснованно широкие пределы для усмотрения (данному критерию не отвечают полномочия федеральных органов исполнительной власти по определению критериев и порядка установления сроков (этапности) размещения маркировочных знаков и (или) устройств на линиях электропередачи и линиях связи). Соответствующие критерии, по нашему мнению, должны носить общий характер по отношению ко всем объектам, на которых должны размещаться маркировочные знаки и (или) устройства. Кроме того, отмечаем, что указанные критерии должны раскрываться, а соответствующие полномочия содержаться в основных положениях Воздушного кодекса (статья 51), поскольку они являются материальным нормами, которые не могут находиться в переходных нормах.
Обращаем внимание на то, что предусматриваемые проектом в соответствии с финансово-экономическим обоснованием расходы федерального бюджета на его реализацию не предусмотрены в Федеральном законе от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.