Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 1162108-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(о заработной плате педагогических работников)
внесен депутатом Государственной Думы О.Н. Смолиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1162108-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), дополнив ее положениями, связанными с особенностями режима рабочего времени педагогических работников и оплатой их труда.
Законопроектом предполагается установить зависимость размера средней тарифной ставки заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений по отношению к размеру средний заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации и размеру средней заработной платы в целом по Российской Федерации, нормы учебной (преподавательской) нагрузки педагогических работников за ставку заработной платы, а также размеры надбавок к ставке (окладу) педагогических работников.
По мнению разработчиков, законопроект направлен на обеспечение "достойной" заработной платы педагогических работников.
Комитет отмечает, что положениями части 3 статьи 99 Закона об образовании уже предусмотрены гарантии обеспечения уровня заработной платы педагогических работников не ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей относится к предмету правового регулирования Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
В частности, статьей 252 Трудового кодекса определено, что особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Частью 1 статьи 333 Трудового кодекса для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Положениями части 3 указанной статьи Трудового кодекса продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с указанной нормой Трудового кодекса, Минобрнауки России приказом от 22 декабря 2014 года N 1601 (зарегистрировано в Минюсте России 25 февраля 2015 года N 36204) установило продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), а также порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.
Таким образом, предлагаемое авторами проекта федерального закона установление размера тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также мер финансового стимулирования педагогических работников вступает в противоречие с нормами Трудового кодекса.
Кроме этого законопроект не учитывает, что согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) входят в состав заработной платы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно положениям статьи 144 Трудового кодекса системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Комитет отмечает, что размер должностного оклада педагогических работников - величина фиксированная. Среднемесячная заработная плата - величина постоянно изменяющаяся.
Комитет считает нецелесообразным привязывать размер должностного оклада к половине среднемесячной заработной платы в целом по стране в связи с ее постоянной динамикой, (в том числе и в сторону сокращения) большим диапазоном дифференциации средней заработной платы между субъектами Российской Федерации, невозможностью ежемесячного изменения окладов.
Следует отметить, что используемая в законопроекте терминология не соответствует Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Трудовому кодексу Российской Федерации. Так, Законом об образовании не используется понятие "образовательное учреждение", Трудовым кодексом не предусмотрены понятия "средняя тарифная ставка", "трудовой договор (контракт)".
Реализация положений законопроекта потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, проект необходимо согласовать с положением пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комитет не поддерживает концепцию законопроекта.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечает, что законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 32 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 4 - положительных, 28 отрицательных;
- 44 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 1 - положительный, 43 отрицательных.
В целом, законопроект поддержал 1 субъект Российской Федерации.
В целом, законопроект не поддержали 11 субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 1162108-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.