Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 50030-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 171.4 "Незаконная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции". Обращаем внимание, что термин "продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции" требует уточнения, поскольку в Федеральном законе от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) используются понятия "поставка" и "розничная торговля". К правоотношениям, связанным с осуществлением поставок и розничной торговли, Федеральным законом N 171-ФЗ устанавливаются различные требования и ограничения.
Проектируемой статьей 171.4 УК РФ предлагается установить ответственность за незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, совершенную неоднократно. В соответствии с примечанием к указанной статье незаконной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции, совершенной неоднократно, признается продажа такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Следует иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за "аналогичное деяние". Обращаем внимание, что Государственной Думой 16 февраля 2017 года в первом чтении принят проект федерального закона N 994938-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий, в том числе, ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции. При этом понятие "незаконная продажа алкогольной продукции" трактуется иначе, чем в примечании к проектируемой статье 171.4 УК РФ.
Проектируемая статья 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 1 законопроекта), на наш взгляд, нуждается в существенной корректировке с учетом того, что согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ "производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями. Производство вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, их хранение, поставки и розничную продажу вправе осуществлять сельскохозяйственные товаропроизводители".
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ "розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.
Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.
Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского).".
Одновременно отмечаем, что статьи 11 и 16 Федерального закона N 171-ФЗ предусматривают особые требования в том числе к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также розничной продаже алкогольной продукции. В связи с этим полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о возможности включения в проектируемую норму Уголовного кодекса Российской Федерации соответствующих ссылок на указанные статьи.
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.