Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", согласно которым "запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов в центральной экологической зоне, а также строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I или II категории, в буферной экологической зоне и (или) экологической зоне атмосферного влияния без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов" (статья 2 проекта).
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", устанавливающих, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять "в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", а также "проектная документация объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам II категории, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в буферной экологической зоне и (или) экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории" в определенных случаях (статья 1 проекта).
Одновременно законопроектом предлагается внести ряд соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части проведения государственной экологической экспертизы проектной документации указанных объектов, а также осуществления федерального государственного экологического надзора в отношении таких объектов (статья 3 проекта).
Таким образом, согласно законопроекту допускается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам III или IV категории (то есть оказывающим незначительное или минимальное негативное воздействие на окружающую среду), в буферной экологической зоне и (или) экологической зоне атмосферного влияния без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
С учетом того, что озеро Байкал включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года, полагаем, что при снижении требований к строительству и реконструкции любых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в буферной экологической зоне и (или) экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории должны учитываться общие международно-правовые принципы в области охраны окружающей среды.
Согласно Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 года (далее - Декларация) "в целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды" (принцип 15 Декларации).
Кроме того, "оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предлагаемых видов деятельности, которые, вероятно, окажут значительное негативное влияние на окружающую среду и которые должны утверждаться решением компетентного национального органа" (принцип 17 Декларации).
Также полагаем, что положения предлагаемой редакции части 2 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (пункт 2 статьи 2 проекта) не соотносятся с положениями Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года.
В частности, согласно пункту "d" статьи 5 указанной Конвенции государства - стороны Конвенции, по возможности, стремятся "принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия".
В отношении пункта 2 статьи 3 законопроекта отмечаем, что предлагаемое законопроектом изменение в часть 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации касается осуществления федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляется "в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также в буферной экологической зоне и (или) экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории в части объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам II категории".
В связи с этим остается не ясным, будет ли осуществляться соответствующий вид государственного надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляется в буферной экологической зоне и (или) экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории в части объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Одновременно обращаем внимание на отсутствие в пояснительной записке к законопроекту обоснования необходимости внесения указанного изменения в часть 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заместитель начальника управления |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.