Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы рассмотрел проект федерального закона N 65210-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (далее - законопроект), внесенный Алтайским краевым Законодательным Собранием, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), дополнив его новой статьей 14.1, согласно которой устанавливается обязанность для ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете и нуждающихся в лечении, своевременно проходить обследование в медицинской организации по месту наблюдения и при необходимости получать препараты для лечения, а также предусматривается принудительная госпитализация по решению суда указанных лиц для обязательного обследования и лечения в случае неоднократного нарушения ими санитарно-эпидемиологического режима или в случае умышленного уклонения от обследования и лечения.
Кроме этого, законопроектом предполагается наделить руководителя медицинской организации, в которой ВИЧ-инфицированное лицо состоит на диспансерном учете, правом обратиться в суд с иском об обязательном обследовании и лечении ВИЧ-инфицированного лица.
Также, проектом федерального закона вносятся изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части регулирования механизма исполнения норм, предусматривающих обязательное диспансерное наблюдение и лечение ВИЧ-инфицированных больных.
Комитет отмечает социальную значимость мер, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и считает актуальным совершенствование законодательства в данной сфере.
Проектируемая статья 14.1 противоречит статье 14 Федерального закона N 38-ФЗ, в соответствии с которой, ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.
Согласно статье 8 Федерального закона N 38-ФЗ медицинское освидетельствование в медицинских организациях проводится добровольно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство освидетельствуемого лица или законного представителя.
Обязательное медицинское освидетельствование предусмотрено в отношении доноров крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций.
Согласно пояснительной записке, необходимость предлагаемых изменений, обусловлена тем, что болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека, представляет опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").
Также авторы отмечают, что в отношении больных туберкулезом Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" предусмотрена на основании решения суда госпитализация в медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях.
Однако, по мнению Комитета, социальная опасность туберкулеза значительно выше, чем ВИЧ-инфекции. Распространение ВИЧ-инфекции связано главным образом с незащищенными половыми контактами, использованием содержащих вирус шприцев, игл и иных медицинских инструментов, передачей вируса от инфицированной матери ребенку во время родов или при грудном вскармливании, а также при переливании донорской крови. У туберкулеза основной механизм передачи воздушно капельный.
Кроме того, в пояснительной записке не указаны меры, направленные на обеспечение в недобровольном порядке обязательных обследования и лечения ВИЧ-инфицированных лиц в стационарных условиях в медицинских организациях, в структуре которых предусмотрено отделение для оказания помощи ВИЧ-инфицированным больным.
Комитет обращает внимание, что наименование проекта федерального закона не соотносится с проектируемыми нормами в части внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 65210-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 7 апреля 2017 года, протокол N 18.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.