Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 86624-7 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества)",
внесенный депутатами Государственной Думы Л.Н. Тутовой, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Е.А. Митиной и др
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 марта 2017 года (протокол N 35, пункт 97) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 86624-7 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества), внесенный депутатами Государственной Думы Л.Н. Тутовой, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Е.А. Митиной и др.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (далее - Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1), наделив органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке в настоящий момент законодательством Российской Федерации не определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в то время как, основная часть работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества фактически проводится на территории субъектов Российской Федерации. Кроме того, по мнению авторов законопроекта, отсутствие четко определенных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества создает неблагоприятные условия для подготовки, принятия и реализации региональных программ с определенным целевым финансированием в целях осуществления деятельности по увековечению памяти погибших при защите Отечества и объективные трудности во взаимодействии с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой сфере.
Согласно действующей редакции части 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления. Тем самым, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в настоящее время не участвуют в указанной деятельности и соответствующими полномочиями не наделены.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с компетенцией органов государственной власти, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц. Однако содержание и пределы указанной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации Законом Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 не установлены.
Таким образом, по мнению Комитета, рассматриваемый законопроект, позволяющий определить и наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующей компетенцией в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, заслуживает поддержки.
Вместе с тем полагаем, что законопроект нуждается в существенной доработке с учетом следующих замечаний.
Законопроектом предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации новыми полномочиями в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества. Однако авторами законопроекта не учитывается, что в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), которым определяется перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), полномочия в указанной сфере деятельности отсутствуют. При этом согласно пункту 4 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 настоящей статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
Тем самым, при внесении рассматриваемых изменений в Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 необходимо предусмотреть и внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.
Следует также отметить, что согласно действующей редакции части 11 статьи 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации. При этом законопроектом предлагается к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнести содействие органам местного самоуправления в указанной деятельности.
По мнению Комитета, представляется целесообразным перераспределить данное полномочие и отнести к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление обозначенных мероприятий, а к полномочиям органов местного самоуправления отнести участие в осуществлении указанных мероприятий. Такое перераспределение рассматриваемого полномочия, по нашему мнению, будет в большей степени соответствовать финансовым возможностям соответствующего уровня публичной власти, а также будет соотноситься с положениями Федеральных законов от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с правилами юридической техники представляется целесообразным при внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации указать перед полномочиями органов местного самоуправления.
Вместе с тем полагаем, что указанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в части вопросов ведения полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 86624-7 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества) с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.