Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 апреля 2017 г. N 03-05-04-02/22593
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении ставок земельного налога в случае изменения категории земель или разрешенного использования земельного участка и сообщается следующее.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 391 Кодекса изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу.
Пунктом 1 статьи 396 Кодекса определено, что сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Кодекса).
Изменение категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка влечет изменение не только размера ставки земельного налога, но и величины кадастровой стоимости земельного налога.
Таким образом, при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определенной с учетом категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода.
Указанная в настоящем письме позиция Департамента подтверждается судебной практикой (в частности, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2017 г. N 212-О).
Врио директора |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что изменение категории земель и (или) разрешенного использования участка влечет корректировку не только ставки земельного налога, но и величины кадастровой стоимости.
При исчислении налога за конкретный период должна применяться ставка, соответствующая кадастровой стоимости участка, определенной с учетом категории земель и (или) вида разрешенного использования по состоянию на 1 января налогового периода.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (в частности, определением Конституционного Суда РФ от 9 февраля 2017 г. N 212-О).
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 апреля 2017 г. N 03-05-04-02/22593
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 5 мая 2017 г. N 17