Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2017 г. N 9-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.,
при секретаре Тимохине И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Б-Риэлт НН" о признании недействующим пункта 10237 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утверждённого приказом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области N 311-05-11-111/15 от 22 июня 2015 г.
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Б-Риэлт НН" на решение Нижегородского областного суда от 14 ноября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Б-Риэлт НН" Шонгина А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области приказом от 22 июня 2015 г. N 311-05-11-111/15 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год (далее - Перечень).
Приказ от 22 июня 2015 г. N 311-05-11-111/15 размещён на официальном сайте правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В пункт 10237 Перечня включено нежилое помещение общей площадью 332, 6 кв.м, с кадастровым номером 52:18:0040200:917, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, Автозаводский р-н, пр-т Октября, д. 25.
Общество с ограниченной ответственностью "Б-Риэлт НН" (далее - общество, ООО "Б-Риэлт НН") обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 10237 Перечня в редакции приказа министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 29 сентября 2015 г. N 311-05-11-172/15, ссылаясь на то, что вышеуказанный объект недвижимости принадлежит ООО "Б-Риэлт НН" на праве собственности.
Административный истец также указал, что включённое в пункт 10237 Перечня нежилое помещение не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного помещения в Перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Нижегородского областного суда от 14 ноября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела, и на неправильное применение норм материального права, просит отменить указанный судебный акт и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Нижегородской области представлены возражения.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, на основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. N 219-З (принят постановлением ЗС НО от 22 декабря 2005 г. N 1809-III), Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. N 109-З "О налоге на имущество организаций", Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 г. N 129-З "О правительстве Нижегородской области", постановления правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 г. N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 г. N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок), Положения о министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, утверждённого постановлением правительства Нижегородской области от 20 февраля 2006 г. N 50, суд первой инстанции правильно установил, что приказ министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области N 311-05-11-111/15 от 22 июня 2015 г., которым утверждён Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных этой статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Частью 1 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. N 109-З "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Частью 2 данной статьи установлено, что фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 г. N 635 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Согласно пункту 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:
- сведения государственного кадастра недвижимости;
- сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
- документы технического учёта (инвентаризации);
- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;
- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При наличии одного из приведённых условий объект недвижимости признается зданием (строением, сооружением), налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, объект недвижимости, в котором находится нежилое помещение указанное в пункте 10237 Перечня, расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0040200:7 площадью 7230 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство жилого дома с помещениями общественного назначения с разбивкой на две очереди строительства: I очередь.
Помещение П2 с кадастровым номером 52:18:0040200:917 площадью 332,6 кв.м расположено на 1-м этаже, в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Нижний Новгород, Автозаводский р-н, пр-т Октября, д. 25.
С учётом представленных в материалы данного административного дела доказательств суд установил, что в вышеуказанном нежилом помещении, принадлежащем административному истцу на праве собственности, размещено внутреннее структурное подразделение Волго-Вятского банка ОАО "Сбербанк России".
Согласно представленным в дело документам, помещение используется обособленным подразделением Сбербанка России для осуществления банковской деятельности на основании договора аренды от 30 мая 2014 г. N 300514 заключённого между ООО "Б-Риэлт НН" и ОАО "Сбербанк России".
Суд пришёл к выводу, что фактически спорное нежилое помещение используется как офисное помещение. Это обстоятельство также подтверждено письмом директора центра комплексной поддержки РСЦ Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк от 18 октября 2016 г. N 86/330, в котором указано, что данное нежилое помещение арендуется под структурное подразделение с внутренним наименованием - дополнительный офис N 9042/0013, который оборудован стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, в нём осуществляется банковская деятельность, проводятся банковские операции, ведётся приём клиентов.
С учётом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым номером 52:18:0040200:917, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Автозаводский р-н, пр-т Октября, д. 25, относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, как офисное помещение, следовательно, обоснованно включен в Перечень.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку они аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном акте.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309, 310-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 14 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Б-Риэлт НН" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2017 г. N 9-АПГ17-2
Текст определения официально опубликован не был