Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2017 г. N 49-АПГ17-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканалстройсервис" об оспаривании постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 17 декабря 2015 г. N 741 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Водоканалстройсервис" потребителям муниципального района Бирский район Республики Башкортостан"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Водоканалстройсервис" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Водоканалстройсервис" по доверенности Антоновой-Нешиной И.Л., Александровой Т.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам по доверенности Зиновьевой О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканалстройсервис" (далее - ООО "Водоканалстройсервис", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании пункта 1 приложения N 2 к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 17 декабря 2015 г. N 741 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Водоканалстройсервис" потребителям муниципального района Бирский район Республики Башкортостан" (далее - Постановление N 741) не соответствующим нормам федерального законодательства и не действующим в части установления размера необходимой валовой выручки для ООО "Водоканалстройсервис".
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель Общества просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции в нарушение норм материального права сделал необоснованный вывод о правомерности уменьшения затрат, формирующих необходимую валовую выручку для целей определения базового уровня операционных расходов, по статьям расходов: оплата труда, отчисления в страховые фонды, текущий и капитальный ремонт и расходы на электрическую энергию.
К апелляционной жалобе приложены дополнительные документы, которые не представлялись в суд первой инстанции, в частности копии судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате по минимальной месячной тарифной ставке в соответствии с Республиканским соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2014-2016 гг. (далее - Республиканское соглашение), переписка ООО "Водоканалстройсервис" с органами исполнительной власти по вопросу выделения бюджетных средств на возмещение выпадающих доходов Общества.
Государственным комитетом Республики Башкортостан и прокуратурой Республики Башкортостан представлены возражения на апелляционную жалобу.
К возражениям Государственного комитета Республики Башкортостан также приложены дополнительные документы, которые не представлялись в суд первой инстанции: копии муниципальных правовых актов о выделении бюджетных средств на покрытие выпадающих доходов Общества в 2014-2016 гг., копии штатных расписаний Общества, документов из тарифного дела, статистических форм П-4 за 2013 и 2014 годы.
Судебная коллегия полагает, что представленные лицами, участвующими в деле, дополнительные доказательства необходимы для принятия законного и обоснованного решения и подлежат приобщению к материалам дела (пункт 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно положениям подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 г. N 404 утверждено Положение о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам (далее - Комитет, Тарифный орган). Согласно пунктам 1.1, 3.1.1 и 4.1 названного постановления, Комитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан и устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме в пределах компетенции, а также с выводом о надлежащем доведении его до всеобщего сведения путем размещения 23 декабря 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан www.npa.bashkortostan.ru и путем опубликования 23 февраля 2016 г. в печатном издании "Республика Башкортостан", N 20 (28505).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) и принятыми в целях его реализации Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
К общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, закрепленным в части 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ, относятся достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Судебная коллегия полагает, что указанные принципы оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет регулируемую деятельность по холодному водоснабжению, в частности питьевому водоснабжению, и водоотведению на территории Бирского района Республики Башкортостан.
Пунктом 3 Постановления N 741 Обществу установлены долгосрочные параметры регулирования при расчете тарифов с использованием метода индексации согласно приложению N 2. Пунктом 1 приложения N 2 к Постановлению N 741 установлен долгосрочный параметр регулирования - базовый уровень операционных расходов на долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг.
Довод апелляционной жалобы о том, что Тарифный орган в нарушение указанных выше норм не применил метод экономически обоснованных расходов при определении базового уровня операционных расходов, основан на неверном толковании норм материального права и не подтверждается материалами дела.
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым относится базовый уровень операционных расходов (пункт 75, подпункт "а" пункта 79 Основ ценообразования).
Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21-23, 39-42, 48-52 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФТС России от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Как следует из пункта 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из перечисленных в названном пункте источников информации. Расчетные значения расходов могут быть определены в том числе на основе данных бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные, в том случае если информация не получена из других источников или не может быть использована.
Правилами также допускается открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов в отношении регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности (пункт 15 Правил).
Согласно части 12 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ, пунктам 18, 20 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов в том числе по деятельности в сфере холодного водоснабжения, водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утвержденного приказом Минстроя России от 25 января 2014 г. N 22/пр. При установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности (пункт 21 Основ ценообразования).
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями и учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 52 Основ ценообразования).
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, приказом об учетной политике, рабочим планом счетов Общества закреплен раздельный учет расходов по водоснабжению и водоотведению, распределяемых в пропорции 60 и 40%. Вместе с тем ООО "Водоканалстройсервис" не вело в 2014 году раздельный учет расходов по заработной плате основного производственного персонала. Расчеты по данной статье расходов, представленные Обществом в Тарифный орган, не соответствуют сведениям по статистической форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате и движении работников" за 2014 год.
Как усматривается из материалов дела, Комитет произвел расчет расходов на оплату труда работников Общества, задействованных в деятельности по холодному водоснабжению (питьевое водоснабжение), исходя из положений учетной политики организации, на основе данных о размере фонда оплаты труда по регулируемому виду деятельности основного производственного персонала за последний расчетный период регулирования, увеличенных на индекс потребительских цен, что не противоречит пункту 22 Основ ценообразования и пункту 15 Правил.
Отчисления на социальные нужды были приняты Тарифным органом из произведенной корректировки фонда оплаты труда и норматива отчислений в размере 30%, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действовавшим на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, и страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принятого Обществом на основании уведомления Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 0,2%. Судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что данный расчет не противоречит приведенным выше нормам Основ ценообразования.
Расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (пункт 48 Основ ценообразования).
В данном случае при определении базового уровня операционных расходов Тарифный орган принял объем необходимой электрической энергии на 2016 год в соответствии с действующими ценами, по выставленным счетам-фактурам, ведомости начислений и актов приема- передачи за период 2014 год - январь 2015 года, поскольку Обществом не представлены в подтверждение расчета потребляемой электроэнергии для целей регулируемой деятельности перечень установленного оборудования с указанием мощности, заключения технических экспертиз о состоянии оборудования и прочих документов. Судом обоснованно признан представленный расчет соответствующим пункту 43 Методических указаний N 1746-э. В апелляционной жалобе Общества не содержится доводов, опровергающих вывод суда о правильном определении Тарифным органом затрат на приобретение электрической энергии.
Согласно пункту 39 Основ ценообразования в производственные расходы включаются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем. При определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации (пункт 51 Основ ценообразования).
Суд первой инстанции установил, что расходы на капитальный ремонт, принятые Тарифным органом, возмещаются ООО "Водоканалстройсервис" путем выделения денежных средств из бюджета Республики Башкортостан и местного бюджета для устойчивого функционирования организаций коммунального комплекса, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению.
Ссылка, имеющаяся в дополнении к апелляционной жалобе ООО "Водоканалстройсервис", на письма администрации и Правительства Республики Башкортостан, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан о невозможности дополнительного финансирования Общества не может служить основанием для опровержения установленных судом обстоятельств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Общества, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные ООО "Водоканалстройсервис" и Тарифным органом документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе федерального законодательства, сделал правильный вывод о том, что оспариваемые положения Постановления N 741 не противоречат требованиям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу. В связи с чем, Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканалстройсервис" без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2017 г. N 49-АПГ17-1
Текст определения официально опубликован не был