Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 667444-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации 3 декабря 2014 года и принятый в первом чтении 17 февраля 2015 года (6085-6 ГД), предусматривал безусловное установление административного надзора за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической и экстремистской направленности, а также сопряженных с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, государственного или общественного деятеля, лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и определял особенности установления административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы и не имеющего постоянного места жительства или пребывания.
Подготовленный ко второму чтению проект федерального закона содержит положения, предусматривающие расширение перечня лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, расширение перечня административных правонарушений, совершение которых является основанием для установления и продления административного надзора, расширение перечня оснований приостановления административного надзора, которые не были предметом рассмотрения Государственной Думой при его принятии в первом чтении. В этой связи отмечаем, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлениях от 5 июля 2001 года N 11-П и 23 апреля 2004 года N 8-П, соблюдение процедуры принятия Государственной Думой решений является существенным процессуальным элементом надлежащего порядка принятия актов и гарантией учета исходной позиции субъектов законодательной инициативы, поскольку изменение концепции акта не может происходить на этапе внесения поправок к нему; принятие закона в первом чтении означает, что его концепция получила поддержку Государственной Думы и не может быть произвольно изменена; применительно к акту, влияющему на конституционно-правовой статус субъектов права, концептуальным является определение круга субъектов, на которых он распространяется, следовательно, по этому вопросу во втором чтении не должно приниматься иное, чем в первом, решение без возвращения к новому рассмотрению концепции акта.
В соответствии с проектными изменениями в часть первую статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), проектной редакцией пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) совершение лицом в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, является самостоятельным основанием для обязательного установления административного надзора при освобождении такого лица из мест лишения свободы после отбытии наказания за вновь совершенное преступление. Обращаем внимание, что согласно статье 18 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление, признается рецидивом преступлений. Учитывая, что административный надзор в отношении лица возможен только при наличии у лица непогашенной либо неснятой судимости, совершение лицом в период нахождения под административным надзором умышленного преступления в любом случае образует какой-либо вид рецидива преступлений. Однако, совершение преступления при рецидиве преступлений, при опасном и особо опасном рецидиве преступлений уже предусмотрено в качестве основания для установления административного надзора как действующей редакцией части первой статьи 173.1 УИК РФ, части первой и второй статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, так и предлагаемыми проектом изменениями в указанные нормы (статья 1, абзац пятый подпункта "а" пункта 2 статьи 2 проекта).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзац шестой подпункта "а" пункта 2 статьи 2 проекта"
Кроме того, совершение лицом в период нахождения под административным надзором преступления, за которое оно осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, по общему правилу является основанием прекращения первоначально установленного административного надзора (пункт 3 части первой статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ, в том числе с учетом проектных изменений). Данное правило предлагается не распространять на лиц, которым административный надзор был установлен в соответствии с частью 2.1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ (текст проектируемого пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, заключенный в скобки). В случае совершения такими лицами преступления, за которые они осуждены к реальному отбыванию лишения свободы, течение срока административного надзора приостанавливается (новый пункт 4 части 5 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ). При этом проектной редакцией новой части 7 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ устанавливается, что течение срока первоначального административного надзора в отношении указанных лиц не продолжается, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы было прекращено применение к ним принудительных мер медицинского характера и истек срок судимости.
В этой связи полагаем необходимым дополнить новую часть 7 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ положениями, регулирующими вопросы, связанные с установлением нового или продолжением первоначального срока административного надзора в отношении указанных лиц в случаях, когда срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за совершение первого преступления: 1) истек в период отбывания наказания в виде лишения свободы за новое преступление (устанавливается новый административный надзор); 2) не истек в период отбывания наказания за новое преступление и оставшаяся часть этого срока меньше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости за новое преступление (устанавливается новый административный надзор путем поглощения срока предыдущего административного надзора или его отмены) и 3) не истек в период отбывания наказания за новое преступление и оставшаяся часть срока первоначального административного надзора больше срока, установленного для погашения судимости за совершение нового преступления (продолжается течение срока первоначального административного надзора, новый не устанавливается). Полагаем, что при этом следует также урегулировать вопрос, связанный с возможностью избрания лицом, освобождаемым из мест лишения свободы за вновь совершенное преступление и не имеющим места жительства или пребывания, другой территории в качестве места своего фактического нахождения.
Вызывают возражение предлагаемые проектом изменения в часть первую статьи 9 "Прекращение административного надзора", касающиеся оснований прекращения административного надзора в отношении лица, указанного в части 2.1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ. Проектируемыми новыми пунктами 6 и 7 части 1 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ в качестве таких оснований предусматривается прекращение применения принудительных мер медицинского характера, если имеющаяся судимость погашена или снята (пункт 6), а также погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера было прекращено ранее (пункт 7).
Обращаем внимание, что принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера, предусмотренными главой 15 УК РФ. В соответствии с частью шестой статьи 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью. Таким образом, срок применения принудительных мер медицинского характера не может превышать срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за то или иное преступление.
Поскольку осуществление административного надзора в отношении лица возможно только в пределах судимости, о чем свидетельствуют положения Федерального закона N 64-ФЗ, предусматривающие в качестве одного из обязательных условий установления (осуществления) административного надзора наличие неснятой или непогашенной судимости, отсутствуют какие-либо правовые основания как для внесения изменений в пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ, так и для дополнения части 1 этой статьи проектируемыми пунктами 6 и 7. Учитывая изложенное, полагаем необходимым из подпункта "а" пункта 7 статьи 3 проекта исключить ссылку на пункт 2 части 1 статьи 9, подпункт "б" пункта 7 статьи 3 проекта исключить из текста законопроекта.
В целях согласования отдельных проектных положений, связанных с установлением и осуществлением административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы и не имеющего постоянного места жительства или пребывания, соответствующие изменения следует также внести в пункты 1 и 2 части 1 статьи 11 и в пункт 5 части 1 статьи 12 Федерального закона N 64-ФЗ.
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.