Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 105344-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", внесенному депутатами Государственной Думы Н.Ф. Герасименко, М.М. Бариевым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон) "в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего дыма от кальянов, вейпов, электронных сигарет и последствий их потребления".
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается расширить понятийный аппарат Федерального закона за счет включения понятий, связанных с курением и потреблением бестабачных курительных изделий. Обращаем внимание, что изменяемый Федеральный закон принят в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, в связи с чем концептуально законопроект противоречит положениям Федерального закона, в частности, его статье 1.
В подпункте "в" пункта 3 статьи 1 законопроекта приводится значение термина "окружающий дым от курения бестабачных курительных изделий", который в тексте законопроекта не используется и в этой связи является излишним.
Под "бестабачной курительной смесью" понимается бестабачное курительное изделие, представляющее собой безникотиновую курительную смесь, фруктовый курительный коктейль и их аналоги, изготовленные на основе натуральных пищевых волокон, без добавления листьев табака и иных компонентов табака, содержащие ряд пищевых продуктов природного происхождения (мед, патока, мякоть свеклы, сердцевина тростника и др.), пропитываемые спиртом-глицерином, а также консервантами и натуральными (искусственными) ароматизаторами". Учитывая отсутствия никотина в курительных смесях, говорить о возможности нанесения вреда жизни и здоровью человека при их потреблении, с нашей точки зрения, проблематично. В этой связи положения законопроекта, связанные с минимизацией негативных последствий на здоровье человека из-за употребления бестабачных курительных смесей, например, возмещение вреда здоровью, оказание медицинской помощи, запрет на рекламу таких изделий, затраты на государственный контроль и проведение мониторинга, установление ответственности и другие вопросы, нуждаются в дополнительном обсуждении.
Некоторые из предлагаемых изменений требуют внесения соответствующих изменений в другие статьи Федерального закона, которые не нашли своего отражения в законопроекте. Так, например, проектируемые положения подпунктов "г" и "д" пункта 12 статьи 1 законопроекта требуют внесения соответствующих изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона.
Кроме того, ряд проектируемых положений требуют принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или внесения изменений в другие федеральные законы, например, подпункты "г", "д" и "е" пункта 13, подпункт "в" пункта 19, пункт 20 статьи 1 законопроекта.
В пункте 17 статьи 1 законопроекта используется термин "бестабачная курительная продукция", значение которого в законопроекте не определено.
Ряд проектируемых норм, вносящих изменения в положения Федерального закона, например, по вопросам полномочий органов различного уровня, проведения государственного контроля и мониторинга могут привести к необходимости дополнительного финансирования. Учитывая изложенное, а также предложенную в статье 2 законопроекта дату вступления в силу будущего федерального закона - 1 января 2018 года, обращаем внимание, что выделение бюджетных ассигнований на приятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете (статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.