Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 115337-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 115337-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения положений, регулирующих полномочия должностных лиц Государственной корпорации "Росатом"), подготовленный Государственной корпорацией "Росатом" в инициативном порядке и внесенный Правительством Российской Федерации 4 марта 2017 года (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по энергетике, являющийся соисполнителем по законопроекту, отмечает следующее в части вопросов ведения Комитета.
В соответствии с частью 3.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Федеральный закон N 317-ФЗ) Государственная корпорация "Росатом" наделена полномочиями по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.
Однако предоставленные особые публичные полномочия Государственной корпорации "Росатом" до настоящего времени не были конкретизированы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При осуществлении государственного строительного надзора в настоящее время должностные лица Государственной корпорации "Росатом" выдают нарушителю предписание об устранении допущенных им нарушений при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций (далее - ФЯО), иные меры воздействия на лиц, допустивших подобные нарушения, не предусмотрены.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 9.5 КоАП РФ, устанавливающих ответственность за нарушение порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта и ввода в эксплуатацию объектов ФЯО.
Законопроект предполагает ряд изменений в статьи 19.4, 19.4.1, 19.5, 19.7 КоАП РФ, устанавливающих ответственность за невыполнение законных распоряжений или требований должностных лиц Государственной корпорации "Росатом", воспрепятствование их законной деятельности, невыполнение в срок законного предписания, а также непредставление или несвоевременное представление в Государственную корпорацию "Росатом" сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления деятельности Государственной корпорацией "Росатом".
В соответствии с пунктом 7 законопроекта предлагается через изменение пункта 11 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ наделить должностных лиц Государственной корпорации "Росатом" полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, которые аналогичны полномочиям должностных лиц органов, осуществляющих государственный строительный надзор.
Комитет, учитывая особое значение объектов федеральных ядерных организаций, отмечает необходимость поддержания должного уровня контроля за их строительством. К тому же ответственная отраслевая организация сможет профессиональнее и оперативнее реагировать на нарушение законодательства в сфере строительства и реконструкции объектов ФЯО, чем государственный орган с более широкой компетенцией, что позволит повысить надежность и безопасность строящихся объектов ФЯО.
Комитетом отмечается, что отнесение полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, указанных в пункте 6 законопроекта по дополнению статьи 23.1 КоАП РФ, к компетенции судей, играет положительную роль, поскольку не дает в полной мере приравнять правовое положение Государственной корпорации "Росатом" к государственным органам.
Комитет обращает внимание, что согласно представленному перечню нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации "Росатом", подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием рассматриваемого законопроекта, в соответствии с пунктом 7 законопроекта Государственной корпорации "Росатом" необходимо разработать приказ "Об утверждении Перечня должностных лиц Государственной корпорации "Росатом", имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций" (далее - Перечень должностей).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 317-ФЗ Государственная корпорация "Росатом" принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Положения части 4 статьи 28.3 КоАП РФ (в том числе и в редакции законопроекта) не наделяют Государственную корпорацию "Росатом" полномочием на утверждение Перечня должностей.
Данный законопроект не потребует подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию других федеральных законов, а также дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Принятие законопроекта также не повлечет изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 115337-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и рекомендует его Государственной Думе к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.