Заключение Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 25 апреля 2017 г. N 3.1-05/1676
по проекту федерального закона N 37671-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), проект которого (N 37671-7) был внесен в Государственную Думу Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.К. Луговым, Ш.Ю. Саралиевым.
Федеральный закон направлен на регулирование деятельности аудиовизуальных сервисов и предлагает внести изменения в федеральные законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона вносит изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
Федеральный закон N 149-ФЗ дополняется новой статьей 10.5 и вводит понятие "аудиовизуальный сервис", "владелец аудиовизуального сервиса".
Аудиовизуальный сервис - сайт и (или) страница сайта в сети "Интернет" и (или) информационная система и (или) программа для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации.
Федеральный закон устанавливает обязанности владельца аудиовизуального сервиса.
В соответствии с Федеральным законом владелец аудиовизуального сервиса, а также владелец новостного агрегатора обязаны установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ для электронных вычислительных машин и предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети "Интернет.
Кроме того, владелец аудиовизуального сервиса обязан:
- не допускать его использование в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
- соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
- соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;
- осуществлять классификацию информационной продукции.
Аудиовизуальные сервисы с указанной выше посещаемостью подлежат включению в реестр аудиовизуальных сервисов в порядке, определенном Федеральным законом.
Федеральным законом регламентирована деятельность Роскомнадзора по ведению реестра аудиовизуальных сервисов.
Федеральным законом определено, что владельцем аудиовизуального сервиса может выступать российское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства другого государства.
При этом Федеральный закон оставляет возможность работы иностранным компаниям. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, иностранное юридическое лицо, иностранный гражданин, лицо без гражданства владеющие информационным ресурсом, который используется для распространения в сети "Интернет" аудиовизуальных произведений, вправе осуществлять владение, управление или контроль в отношении более чем 20 процентов долей (акций) в уставном капитале владельца аудиовизуального сервиса. При этом речь идет о сервисах, количество пользователей которых на территории Российской Федерации составляет менее 50 процентов от общего числа пользователей такого информационного ресурса. Решение о согласовании вышеуказанных владения, управления или контроля будет осуществлять правительственная комиссия в случае, если это будет способствовать развитию рынка аудиовизуальных сервисов в Российской Федерации.
Федеральным законом определено, что к аудиовизуальным сервисам не относятся: информационные ресурсы, которые зарегистрированы в качестве сетевых изданий; поисковые системы; информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются пользователями сети "Интернет".
Статья 2 Федерального закона вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Глава 13 КоАП РФ дополняется новыми статьями:
1. Статьей 13.35, в соответствии с которой распространение владельцем аудиовизуального сервиса телеканала, телепрограммы, не зарегистрированных в качестве средства массовой информации, либо распространение телеканала, телепрограммы, зарегистрированных в качестве средства массовой информации, после принятия решения о прекращении или приостановлении вещания телеканала или телепрограммы в установленном порядке влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей;
2. Статьей 13.36, в соответствии с которой нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;
3. Статьей 13.37, в соответствии с которой распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей;
4. Статьей 19.7.10-2, в соответствии с которой неисполнение владельцем аудиовизуального сервиса требований Роскомнадзора об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статья 3 Федерального закона вносит изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". В соответствии с Федеральным законом аудиовизуальный сервис должен содержать знак информационной продукции и текстовое предупреждение об ограничении распространения такой информационной продукции среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции.
Статья 4 Федерального закона вносит корреспондирующие изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
В частности, Федеральный закон относит полномочия по рассмотрению в качестве суда первой инстанции административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису к компетенции Московского городского суда.
Федеральным законом предусмотрена разработка и принятие нормативных правовых актов.
Рассматриваемый Федеральный закон вступит в силу с 1 июля 2017 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует читать "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.