Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 95066-7 "О внесении изменений в статью 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному Законодательным собранием Ленинградской области
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменение в статью 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в части установления требования о предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина, привлекаемого в качестве понятого.
Предлагаемое законопроектом дополнение, по нашему мнению, является избыточным требованием, поскольку действующая редакция части 1 статьи 25.7 Кодекса прямо указывает, что должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. При этом, в соответствии с частью 2 статьи 25.7 Кодекса понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Изложенное предполагает, что в качестве понятых могут привлекаться только такие лица, которые способны объективно удостоверить факт производства, ход и результаты процессуальных действий. Наличие или отсутствие у них данной способности устанавливается в процессе сбора, проверки и оценки совокупности доказательств по административному делу. К тому же, в соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении всем участникам производства по делу, в том числе понятым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений Кодекса, привлечение в качестве понятых лиц, не достигших совершеннолетия, не допускается.
Следует отметить, что предлагаемые законопроектом изменения, на наш взгляд, напрямую не связаны с невозможностью должностного лица удостоверить возраст понятого. Так, например пункт 111 "Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (утвержден Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185) содержит требование о том, что в случае участия понятых в производстве по делу об административном правонарушении запись об этом с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, сведений о документе, удостоверяющем личность, делается в соответствующем протоколе (см. также статьи 59 - 60 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Кроме того, предлагаемый законопроектом подход может повлечь трудности в правоприменительной практике. Так, например, лица, привлекаемые в качестве понятых, могут не иметь при себе документов, удостоверяющих их личность.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.