Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 24 апреля 2017 г. N 3.4-05/688
на проект федерального закона N 123588-7 "О ратификации Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своём заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 12 апреля 2017 года.
Протокол N 15, вносящий изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (далее - Протокол и Конвенция) подписан от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 19 сентября 2016 года и направлен на реализацию решений, принятых государствами - членами Совета Европы в целях обеспечения более быстрого и эффективного рассмотрения жалоб и вынесения постановлений Европейским Судом по правам человека (далее - ЕСПЧ).
Рассматриваемым Протоколом преамбула Конвенции дополняется новым положением, подтверждающим, что государства-участники в соответствии с принципом субсидиарности несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод, определённых как в настоящей Конвенции, так и в Протоколах к ней. При этом государства-участники пользуются определённой свободой усмотрения при применении Конвенции на национальном уровне.
Отмечаем, что введение принципа субсидиарности в основной текст Конвенции усиливает возможности государства-участника по защите своего суверенитета в отношениях с ЕСПЧ.
Согласно Протоколу из Конвенции исключаются нормы о прекращении полномочий судей ЕСПЧ по достижении ими 70-летнего возраста, что позволит опытным судьям занимать свой пост дольше, чем в настоящее время.
Одновременно статьёй 2 Протокола устанавливается новое требование, предъявляемое к судьям ЕСПЧ: возраст кандидатов не должен превышать 65 лет на дату, к которой в соответствии со статьёй 22 Конвенции Парламентской ассамблеей Совета Европы был запрошен список, включающий трёх кандидатов. Данные изменения применяются к тем кандидатам, которые будут включены в списки, представляемые в Парламентскую ассамблею Совета Европы Сторонами Конвенции в соответствии с её статьёй 22 после вступления в силу Протокола (пункт 1 статьи 8 Протокола).
Рассматриваемым Протоколом исключается норма о праве государства - участника Конвенции возражать против уступки палатой ЕСПЧ юрисдикции в пользу Большой палаты ЕСПЧ (статьи 2 и 3 Протокола), что должно способствовать обеспечению большей последовательности, предсказуемости и стабильности в практической деятельности ЕСПЧ.
Статья 4 Протокола предусматривает сокращение срока подачи жалобы в ЕСПЧ с шести до четырёх месяцев, которое призвано снизить загруженность ЕСПЧ и ускорить вынесение судьями ЕСПЧ решений о неприемлемости жалоб.
Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трёхмесячного срока с даты, когда все Стороны Конвенции выразили своё согласие на его обязательность (статья 7 Протокола). Изменения, касающиеся отмены нормы о праве государств возражать против уступки юрисдикции (статья 3 Протокола), не применяются к делам, находящимся на стадии рассмотрения, в которых одна из сторон до даты вступления в силу Протокола выдвинула возражение против предложения Палаты ЕСПЧ уступить юрисдикцию в пользу Большой палаты. Статья 4 Протокола вступает в силу по истечении шестимесячного срока с даты вступления Протокола в силу и не применяется к жалобам, в отношении которых окончательное решение в значении пункта 1 статьи 35 Конвенции было вынесено до даты вступления в силу статьи 4 Протокола.
По тексту Протокола Комитет Совета Федерации по международным делам отмечает следующее. В статье 7 представленного перевода Протокола на русский язык некорректно указано на пункт 1 этой статьи (в аутентичном тексте Протокола на английском языке деление статьи 7 на пункты отсутствует).
Федеральный закон и Протокол соответствуют Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Реализация Протокола соответствует интересам Российской Федерации, поскольку обеспечит большую последовательность, предсказуемость и стабильность прецедентной практики Европейского Суда по правам человека.
Принятие Федерального закона не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Протокол подлежит ратификации, поскольку содержит нормы, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьёй 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает ратификацию Протокола. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по Федеральному закону положительное.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.