Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 14.04.2017 N 241
Методологические и организационные положения
по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2017 году
I. Цели и задачи наблюдения
Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (далее - обследование ИКТ) проводится в целях получения официальной статистической информации:
- отражающей использование населением современных информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе для оценки результатов реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р;
- характеризующей использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей населением как в домашних хозяйствах, так и в профессиональной деятельности различными группами занятого населения в сочетании с социально-демографическими и экономическими характеристиками респондентов;
- об использовании населением средств защиты информации;
- о получении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Результаты обследования ИКТ предназначены для получения информации об уровне распространения навыков использования современных информационных технологий населением, для проведения межрегиональных и межстрановых сопоставлений, а также предоставления данных в международные организации для расчета индексов и рейтингов стран по уровню развития информационно-коммуникационных технологий.
Формирование агрегированных данных обследования ИКТ, распространенных до генеральной совокупности, производится с использованием базы микроданных по первичным и производным признакам обследования и индивидуальных весов обследованных лиц.
II. Методологические положения проведения наблюдения
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.1. Порядок и сроки проведения опросов населения
Выборочное обследование ИКТ проводится по единой с выборочным обследованием рабочей силы выборке путем опроса населения во всех субъектах Российской Федерации по тем же адресам домашних хозяйств и в те же сроки опроса, что и выборочное обследование рабочей силы.
См. Методологические положения по формированию выборочной совокупности домашних хозяйств по субъектам РФ для проведения ежемесячного выборочного обследования рабочей силы, утвержденные приказом Росстата от 30 июня 2017 г. N 446
Месячный объем выборки при проведении обследования рабочей силы составляет около 77 тысяч человек в возрасте от 15 лет и старше (приблизительно 30 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,06% численности населения обследуемого возраста.
Для опроса населения приказом Росстата от 13.02.2017 N 90 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 1-ИТ "Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей" (далее - анкета об использовании ИКТ) с перечнем вопросов, характеризующих использование ИКТ населением, и указаниями по ее заполнению. Опрос по данной анкете проводится последовательно после проведения опроса по форме федерального статистического наблюдения N 1-З "Анкета выборочного обследования рабочей силы", утвержденной приказом Росстата от 09.03.2017 N 165 (далее - анкета обследования рабочей силы).
Опрос населения при обследовании ИКТ в 2017 году проводится лицами, проводящими опрос (далее для целей проведения обследования ИКТ именуемые интервьюеры), в 3 этапа - в мае, октябре и ноябре. Обследуемым периодом является вторая неделя каждого месяца, опрос проводится в течение недели, следующей за обследуемой.
По результатам наблюдения формируется официальная статистическая информация об использовании ИКТ населением по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, отдельным социально-демографическим группам населения.
Организация обследования ИКТ осуществляется органами государственной статистики на федеральном, территориальном и полевом уровнях.
2.2. Единицы наблюдения
Единицами отбора являются частные домашние хозяйства (далее - домохозяйство)*(1), единицами (объектами) наблюдения - домохозяйства и лица в возрасте от 15 лет и старше, члены этих домохозяйств.
Минимальная граница возраста обследуемого населения (15 лет) определена с учетом методологических принципов и рекомендаций ООН в отношении переписей населения и жилого фонда.
Домохозяйство*(2) представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношением родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства (в том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домашнем хозяйстве длится более одного года). Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно, и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
При проведении обследования в каждом домохозяйстве учитываются лица постоянно (обычно) проживающие в нем, включая и тех лиц, которые в отчетный период и период обследования временно отсутствовали, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (то есть лица, имеющие гражданство только иностранного государства).
2.3. Применение выборочного метода
Обследование ИКТ проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста.
Выборочная совокупность единиц наблюдения формируется на основе первичного информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года и Переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года, содержащего сведения о постоянном населении, то есть населении, постоянно проживающем на территории соответствующего района, города, населенного пункта.
Формирование выборочной совокупности единиц наблюдения осуществляется централизованно на федеральном уровне, отдельно по городскому и сельскому населению.
Для проведения обследования ИКТ используется выборочная совокупность единиц наблюдения, сформированная для проведения выборочного обследования рабочей силы.
Обследование ИКТ в месяцы, установленные для его проведения, проводится по тем же адресам домохозяйств, что и обследование рабочей силы.
Размер месячной выборки обеспечивает получение представительных итогов в целом по Российской Федерации по заданным разрезам разработки.
По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность трех независимых месячных выборок.
План размещения месячного объема выборочной совокупности по субъектам Российской Федерации для проведения обследования ИКТ приведен в Приложении N 1 к настоящим Методологическим и организационным положениям.
Взвешивание и распространение данных производится на уровне субъекта Российской Федерации. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой отдельной единице наблюдения - домохозяйству и обследуемым лицам в возрасте от 15 лет и старше.
Значение индивидуального веса домохозяйства определяется как величина, обратная величине вероятности включения в выборочную совокупность конечной единицы отбора - домохозяйства.
По обследуемым лицам применяется метод итеративного взвешивания на основе данных текущих расчетов численности населения (демографических данных) на начало предыдущего года. Процедура заключается в сопоставлении по субъекту Российской Федерации численности обследованных граждан в разрезе по полу, пятилетним возрастным группам, типу поселения (городское, сельское) с данными текущих расчетов по генеральной совокупности населения в таких же разрезах.
После завершения процедуры взвешивания каждой единице наблюдения присваивается индивидуальный вес, который в качестве производного признака записывается в базу индивидуальных данных выборочного обследования рабочей силы.
Идентификация обследуемых лиц производится на основании номера опрашиваемого лица из вопроса 1 анкеты обследования рабочей силы.
Подробные разъяснения по взвешиванию и распространению данных приведены в Методологических положениях по проведению выборочного обследования рабочей силы (приказ Росстата от 21.12.2010 N 452, с изменениями от 15.06.2016 N 287), размещенных на официальном сайте Росстата (www.gks.ru) в разделе "Официальная статистика"/"Рынок труда, занятость и заработная плата"/"Трудовые ресурсы"/"Методология".
2.4. Проведение опросов
Опрос населения об использовании ИКТ в 2017 году проводится интервьюерами в 3 этапа:
1 этап в мае: обследуемая неделя с 8 по 14 мая, опрос населения интервьюерами с 15 по 21 мая;
2 этап в октябре: обследуемая неделя с 9 по 15 октября, опрос населения интервьюерами с 16 по 22 октября;
3 этап в ноябре: обследуемая неделя с 6 по 12 ноября, опрос населения интервьюерами с 13 по 19 ноября.
2.5. Учетные признаки наблюдения
Обследование ИКТ проводится путем опроса населения по показателям стандартизированного бланка анкеты об использовании ИКТ с готовым текстом вопросов и вариантов ответов, которые расположены в логической последовательности.
Анкета содержит следующие основные учетные признаки, по которым собирается информация:
а) наличие в домохозяйствах информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей: персональный компьютер и доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) дома (с любого устройства); устройства, имеющие доступ к сети Интернет дома; широкополосный доступ к сети Интернет в домохозяйстве; максимальная заявленная скорость доступа к сети Интернет; причины, по которым в домохозяйстве отсутствует доступ к сети Интернет;
б) использование населением персональных компьютеров: период последнего использования персонального компьютера (последние 3-и месяца, от 3-х месяцев до года, более года, никогда); места использования персонального компьютера за последние 3 месяца (дома, на работе или любом другом месте); операции/действия, связанные с работой на персональном компьютере, выполненные за последние 12 месяцев;
в) использование населением сети Интернет: период последнего использования сети Интернет (последние 3-и месяца, от 3-х месяцев до года, более года, никогда); частота использования сети Интернет за последние 3 месяца; места использования сети Интернет за последние 3 месяца с персонального компьютера или любого другого устройства с возможностью доступа к сети Интернет (дома, на работе или любом другом месте); использование сети Интернет в личных целях за последние 3 месяца по направлениям; проблемы (угрозы) безопасности, возникшие при использовании сети Интернет за последние 12 месяцев; средства защиты (технологии защиты) информации при использовании сети Интернет; причины, по которым не использовали сеть Интернет за последние 12 месяцев;
г) использование населением сети Интернет для заказов товаров и/или услуг: период последней покупки/заказа товаров (услуг) через сеть Интернет (последние 3-и месяца, от 3-х месяцев до года, более года, никогда); товары (услуги), приобретенные/заказанные через сеть Интернет в личных целях за последние 12 месяцев; виды оплаты товаров и/или услуг, заказанных через сеть Интернет за последние 12 месяцев; причины неиспользования сети Интернет для заказов товаров и/или услуг;
д) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме: получение государственной и муниципальной услуги в государственных (муниципальных) учреждениях и/или органах государственной власти для себя лично за последние 12 месяцев; виды государственных и/или муниципальных услуг, полученных через сеть Интернет за последние 12 месяцев; действия, осуществляемые при получении государственной или муниципальной услуги; использование мобильных устройств для посещения официальных веб-сайтов и порталов государственных и муниципальных услуг за последние 12 месяцев; проблемы, возникшие при использовании официальных веб-сайтов и порталов государственных и муниципальных услуг за последние 12 месяцев; причины неиспользования сети Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме за последние 12 месяцев; наличие электронной подписи, необходимой для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме для себя лично.
е) оценка влияния информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей на жизнь.
2.6. Понятия и определения
При разработке и публикации данных обследования ИКТ используются определения, приведенные в следующих нормативных правовых документах:
- Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Руководство по измерению доступа к ИКТ и их использования на уровне домашних хозяйств и отдельных лиц, МСЭ (Manual for Measuring ICT Access and Use by Households and Individuals, 2014).
Мобильный телефон*(3) - устройство, которое используется для передачи сигналов (представляющих собой речь, текстовые сообщения или изображения) посредством электромагнитных волн, которые передаются через эфир без каких-либо проводных линий связи. Коммуникаторы, смартфоны и карманные персональные компьютеры (КПК) относятся к категории "Мобильный телефон".
Выделенная линия*(3) - выделенный канал доступа к сети Интернет через провайдера (оператора связи) со скоростью до 100 Мбит/с.
Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"*(3) (сеть Интернет) - всемирная компьютерная сеть общего пользования. Сеть Интернет обеспечивает доступ к ряду услуг связи и осуществляет перенос файлов электронной почты, новостей, развлечений и данных.
Широкополосный доступ*(3) - высокоскоростной доступ, обеспечивающий непрерывное подключение к сети Интернет со скоростью не менее 256 Кбит/с и выше в одном или обоих направлениях. Указанная скорость обеспечивается всеми способами подключения к сети Интернет за исключением коммутируемого доступа (dial-up), имеющего ограничения по пропускной способности около 56 Кбит/с и полностью занимающего телефонную линию.
Персональный компьютер*(3) - настольный (оборудование, требующее постоянного подключения к электросети и чаще всего установленное стационарно, - десктопы (системный блок и монитор представлены в виде отдельных устройств, соединенных между собой проводами), моноблоки и т.д.) или портативный (оборудование, использование которого не требует постоянного подключения к электросети - ноутбуки, нетбуки, смартбуки, планшетные компьютеры) компьютер. Это понятие не включает такое оборудование, как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры (КПК) или телевизоры.
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме*(3) - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Государственные и муниципальные услуги считаются предоставленными в электронной форме при условии использования заявителем механизма аутентификации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (ЕСИА) в процессе получения услуги.
Механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме*(3) - действия заявителя, совершенные в электронной форме, при получении услуги с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления:
- запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи запроса;
- формирование запроса;
- прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
- оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- получение результата предоставления услуги;
- досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.
Портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Санкционированный доступ заявителя на портал государственных и муниципальных услуг осуществляется только после процедуры регистрации в ЕСИА, то есть при наличии учетной записи.
Электронная подпись*(3) - подпись, используемая в качестве аналога собственноручной подписи для придания документу, оформленному в электронной форме, юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью.
Привлекаемые лица*(3) - физические лица, привлекаемые на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
III. Организационные положения проведения обследования ИКТ
3. Распределение функций по уровням управления и организации работ
3.1. На федеральном уровне (управления центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики) выполняются следующие функции:
1) разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению материалов обследования ИКТ;
2) координация, планирование работ по проведению обследования ИКТ и контроль подготовки, проведения и подведения итогов обследования ИКТ;
3) организация автоматизированной обработки полученной информации обследования ИКТ и подведения его итогов;
4) формирование официальной статистической информации обследования ИКТ, хранение материалов;
5) тематическое и организационное обеспечение проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам обследования ИКТ;
6) организация обучения специалистов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, ответственных за подготовку и проведение обследования ИКТ в субъекте Российской Федерации;
7) обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения обследования ИКТ;
8) организация финансового и материально-технического обеспечения обследования ИКТ;
9) мониторинг хода автоматизированной обработки данных обследования ИКТ;
10) подведение итогов обследования ИКТ и их официальное опубликование на официальном сайте Росстата в сети Интернет.
В центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики ответственность за выполнение указанных работ и функций определяется руководителем Федеральной службы государственной статистики.
3.2. На территориальном уровне (территориальные органы Федеральной службы государственной статистики) выполняются следующие функции:
1) подготовка и проведение обследования ИКТ в субъекте Российской Федерации в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией;
2) координация и организация работ по подготовке и проведению обследования ИКТ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения обследования;
3) подбор лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, контроль за их работой;
4) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам обследования ИКТ, в том числе по безопасности проведения обследования;
5) взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных;
6) организация доставки канцелярских принадлежностей, тиража бланков форм обследования ИКТ, статистического инструментария на территориальном уровне, подготовка планшетных компьютеров, находящихся в территориальных органах государственной статистики, а также комплектование указанных материалов и технических средств для их доставки на полевой уровень;
7) проведение обучения лиц, привлекаемых к проведению обследования ИКТ на территориальном и полевом уровнях;
8) подготовка полученных первичных статистических данных обследования ИКТ к автоматизированной обработке (приемка заполненных на бумажных носителях анкет от привлекаемых на полевом уровне лиц, их контроль либо загрузка информации с планшетных компьютеров или карт памяти на рабочую станцию);
9) проведение автоматизированной обработки полученной информации (в том числе кодирование, ввод и формально-логический контроль информации);
10) обеспечение сохранности данных и неразглашения конфиденциальной информации, полученной в ходе обследования ИКТ, хранение материалов обследования.
В территориальных органах Федеральной службы государственной статистики выполнение указанных работ и функций возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа (или лицом, его заменяющим).
Для работ на территориальном уровне предусмотрен подбор и привлечение лиц на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением наблюдения и с обработкой первичных статистических данных по следующим категориям:
- контролер;
- инструктор территориального уровня;
- оператор формального и логического контроля.
3.3. На полевом уровне (районные/межрайонные отделы территориальных органов Федеральной службы государственной статистики) выполняются следующие функции:
1) подготовка и проведение обследования ИКТ в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации;
2) проведение работ по сбору первичных статистических данных обследования ИКТ путем опроса респондентов с использованием планшетных компьютеров либо заполнения форм федерального статистического наблюдения на бумажных носителях, контроль полученной информации при проведении контрольных мероприятий;
3) сдача-приемка материалов обследования ИКТ (анкет на бумажных носителях, карт памяти с первичными данными) и материально-технических средств (планшетных компьютеров с первичными статистическими данными) в установленном порядке, а также контроль полноты и правильности заполнения электронных и/или бумажных анкет.
Для работ на полевом уровне на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекаются интервьюеры.
3.4. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения
3.4.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе выполняются следующие работы:
1. Разработка планов организации и проведения обследования ИКТ в 2017 году на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ.
2. Разработка официальной статистической методологии, формы федерального статистического наблюдения обследования ИКТ и статистического инструментария.
3. Разработка и тестирование программного обеспечения для выполнения работ, связанных с автоматизированной обработкой материалов и получением итогов обследования ИКТ.
4. Разработка средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо за весь период работы и сроков работы привлекаемых лиц.
5. Организация проведения обследования ИКТ на федеральном, территориальном и полевом уровнях, контроль выполнения работ.
6. Организация автоматизированной обработки материалов и подведение итогов обследования ИКТ.
7. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам проведения обследования ИКТ, в том числе по вопросам безопасности проведения наблюдения.
8. Финансовое и материально-техническое обеспечение обследования ИКТ.
9. Организация обучения лиц, привлекаемых к проведению обследования ИКТ на территориальном и полевом уровнях.
На территориальном и полевом уровнях в 2017 году предусмотрено привлечение лиц на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе контролеров и инструкторов территориального уровня, имеющих высшее или среднее специальное образование, либо имеющих опыт практической работы в органах управления).
Продолжительность работы одного привлекаемого лица в 2017 году составляет:
контролер |
90 дней |
инструктор территориального уровня |
81 день |
интервьюер |
9 дней в каждый этап опроса |
оператор формального и логического контроля |
6 дней в каждый этап опроса. |
С привлекаемыми лицами оформляются договорные отношения. В случае, если опрос населения по анкете об использовании ИКТ и анкете обследования рабочей силы проводится одним интервьюером, с этим интервьюером допускается заключать два контракта на выполнение указанных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условиями контракта для привлекаемых лиц, наряду с выплатой денежного вознаграждения по итогам выполнения установленного объема работ, предусматривается возмещение расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств (при наличии документов, подтверждающих эти расходы), связанных с:
а) проживанием по месту обучения*(4), проездом до него (и обратно) - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах, расположенных за пределами административного центра субъекта Российской Федерации;
б) проездом до места проживания обследуемых домохозяйств (и обратно) - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места расположения участка наблюдения;
в) проездом до места получения и сдачи материалов наблюдения (и обратно) для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места получения и сдачи материалов;
г) проживанием по месту проведения контрольных мероприятий*(4), проездом до него (и обратно) - для контролеров и инструкторов территориального уровня, место работы которых расположено вне шаговой доступности от места проведения контрольных мероприятий.
3.4.2. Этап проведения обследования ИКТ, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов
Проведение обследования ИКТ осуществляется путем опроса населения по месту постоянного жительства.
Опрос проводится по стандартизированному бланку анкеты об использовании ИКТ с готовым текстом вопросов. Это гарантирует, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы в одной и той же последовательности.
Ответы на вопросы анкеты об использовании ИКТ могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов домохозяйства в случае отсутствия респондента на момент опроса.
Опрос начинается в первый понедельник после обследуемой недели и проводится интервьюерами в течение последующей недели путем непосредственного посещения домохозяйств.
Для обеспечения полноты и правильности получаемых от населения сведений на полевом уровне в период (или после) опроса проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения анкет об использовании ИКТ.
По окончании контрольных мероприятий производится приемка и сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне.
3.4.3. Выполняемые функции привлекаемых лиц*(5)
Контролер:
- осуществление координации работы по проведению обследования ИКТ;
- проведение обучения инструкторов территориального уровня, интервьюеров;
- прием заполненных на бумажных носителях анкет от инструкторов территориального уровня;
- комплектование анкет (в пачки на бумажных носителях или пакеты данных, загруженные с планшетных компьютеров или карт памяти на рабочие станции) и их передача оператору формального и логического контроля для ввода данных в программный комплекс ИКТ (ПК ИКТ);
- проведение контрольных мероприятий для обеспечения полноты и правильности, получаемой от респондентов информации;
- подготовка введенных массивов данных для отправки на федеральный уровень;
- проверка и уточнение информационного массива данных по запросам федерального уровня;
- проведение контрольных проверок;
- обеспечение сохранности полученной информации и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе обследования ИКТ.
Инструктор территориального уровня:
- прохождение обучения;
- организация рассылки статистического инструментария в районные отделы территориального органа государственной статистики;
- координация работы интервьюеров;
- контроль за своевременностью и правильностью заполнения интервьюерами анкет на бумажных носителях или с использованием планшетных компьютеров;
- прием заполненных на бумажных носителях анкет от интервьюеров;
- прием информации с планшетных компьютеров или карт памяти от интервьюеров на рабочую станцию (после проверки сведений инструктором территориального уровня);
- сдача контролеру заполненных на бумажных носителях анкет;
- ежедневная проверка объема и качества выполненных работ операторами формального и логического контроля;
- приемка работ от операторов формального и логического контроля;
- участие совместно с контролером в проведении контрольных мероприятий;
- обеспечение сохранности полученной информации и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе обследования ИКТ.
Интервьюер:
- прохождение обучения;
- сверка перед проведением опроса адресной части анкеты об использовании ИКТ, введенной на планшетном компьютере, с адресной частью анкеты обследования рабочей силы;
- опрос населения путем заполнения анкет на бумажных носителях либо с использованием планшетных компьютеров;
- обеспечение сохранности заполненных на бумажных носителях анкет и планшетных компьютеров;
- сдача инструктору территориального уровня заполненных на бумажных носителях анкет;
- передача карт памяти в конце каждого этапа обследования с информацией инструктору территориального уровня;
- сдача планшетных компьютеров материально ответственному лицу в территориальном органе государственной статистики в конце выполнения работ;
- обеспечение сохранности полученной информации и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе обследования ИКТ.
Оператор формального и логического контроля:
- ввод первичных данных в ПК ИКТ;
- проведение формального и логического контролей первичных данных в ПК ИКТ;
- формирование первичного массива по первичным признакам анкеты;
- сдача работы инструктору;
- обеспечение сохранности полученной информации и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе обследования ИКТ.
Руководитель территориального органа государственной статистики в пределах выделенного бюджетного финансирования заключает с привлекаемыми лицами контракты, предусматривающие исполнение ими вышеопределенных функций в любых целесообразных сочетаниях согласно производственной необходимости.
3.4.4. Нормативы, используемые при заключении контрактов
на проведение и обработку федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2017 году
Категории привлекаемых лиц |
Период выполнения работы |
Норма нагрузки за весь период работы |
Контролер |
обследование май, октябрь, ноябрь - в течение любых 90 дней в период со 2 мая по 22 декабря |
1-2 человека в территориальных органах государственной статистики на предусмотренный объем работ |
Инструктор территориального уровня |
обследование май, октябрь, ноябрь - в течение любых 81 дней в период с 10 мая по 15 декабря |
1-2 человека в территориальных органах государственной статистики на предусмотренный объем работ в зависимости от выборочной сети |
Интервьюер |
обследование май - в течение 9 дней: 12 мая (обучение); с 15 мая по 22 мая (опрос и сдача анкет) обследование октябрь - в течение 9 дней: 13 октября (обучение); с 16 по 23 октября (опрос и сдача анкет) обследование ноябрь - в течение 9 дней: 10 ноября (обучение); с 13 по 20 ноября (опрос и сдача анкет) |
В расчете на период опроса*: 1 группа - 36 респондентов; 2 группа - 30 респондентов; 3 группа - 24 респондента |
Оператор формального и логического контроля |
обследование май - в течение любых 6 дней в период с 23 мая по 2 июня; обследование октябрь - в течение любых 6 дней в период с 24 октября по 3 ноября; обследование ноябрь - в течение любых 6 дней в период с 21 ноября по 1 декабря |
40 респондентов в расчете на один день в период обработки |
______________________________
* 1 группа - Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Нижегородская область, Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область, Ярославская область, г. Севастополь.
2 группа - Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Алтайский край, Пермский край, Вологодская область, Кемеровская область, Кировская область, Курганская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Томская область, Свердловская область, Тюменская область (без автономных округов), Челябинская область.
3 группа - Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область (без автономного округа), Иркутская область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Ленинградская область, Сахалинская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ.
3.4.5. О расчете суммы вознаграждения лицам, привлекаемым в 2017 году на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей
Привлечение лиц в 2017 году на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых Федеральной службе государственной статистики в федеральном бюджете на проведение наблюдения, на основании п. 42 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; N 30, ст. 4225; N 48, ст. 6637; N 49, ст. 6925; 2015, N 1, ст. 11, 51, 72; N 10, ст. 1393, 1418; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3979, 4001; N 29, ст. 4342, 4346, 4352, 4353, 4375; 2016, N 1, ст. 10, 89; N 11, ст. 1493; N 15 ст. 2058, 2066; N 23, ст. 3291; N 26, ст. 3872, 3890; N 27, ст. 4199, 4247, 4253, 4254, 4298; 2017, N 1, ст. 15, 30, 41; N 9, ст. 1277; N 14, ст. 1995, 2004).
Расчет суммы вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, производится на основании условий выплаты вознаграждения, определенным приказом Росстата от 11.01.2016 N 2 "Об определении условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей" (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2016 N 40982), и продолжительности работы привлекаемых лиц.
Для расчета суммы вознаграждения инструкторам территориального уровня, интервьюерам и операторам формального и логического контроля, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных, отработавшим неполный календарный месяц, применяется следующая формула*(6):
, где:
СВ - сумма вознаграждения, руб.,
- сумма вознаграждения в месяц, руб.,
Д - количество отработанных дней в месяце,
30 - количество дней в месяце (величина постоянная для всех месяцев).
3.4.6. Контрольные мероприятия, выполняемые на полевом уровне
Для обеспечения полноты и правильности, получаемой от населения информации, на территориальном уровне проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения интервьюерами анкет на бумажных носителях или с использованием планшетных компьютеров (далее - контрольные проверки).
Контрольные проверки осуществляются контролерами (и при необходимости инструкторами территориального уровня или штатными сотрудниками территориальных органов государственной статистики) в период (или после) проведения опросов интервьюерами. В ходе контрольных проверок производится: сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, участвующих в обследовании ИКТ; наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно, в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос); проведение контрольных опросов (выборочно, в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по ограниченному кругу информации); выяснение факта участия в обследовании (выборочно, в 5-6 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по телефону).
Указанные контрольные проверки проводятся в отношении каждого интервьюера.
3.4.7. Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне
Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне, производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком приемки работ, утверждаемым территориальным органом Росстата.
Сдача результатов работ производится интервьюерами с выездом в территориальные органы государственной статистики или, в отдельных случаях (например, на отдаленных и труднодоступных территориях), по почте через районные отделы статистики.
При приемке анкет об использовании ИКТ, заполненных на бумажных носителях или на планшетных компьютерах, на территориальном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе логического контроля, приведенного в анкете, производится контроль правильности кодирования анкет.
По завершении приемки-сдачи на территориальном уровне анкеты комплектуются (в пачки на бумажных носителях или пакеты данных в электронном виде) и подготавливаются к автоматизированной обработке (контроль, дополнительное кодирование информации и т.п.).
IV. Автоматизированная обработка данных наблюдения
Для автоматизации обработки материалов наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей Росстатом используется программный комплекс ИКТ. Функции автоматизации обследования ИКТ осуществляются в 4 этапа и распределены на территориальном и федеральном уровнях:
1 Этап (подготовка). На федеральном уровне производится:
а) загрузка адресов сформированной выборочной совокупности домашних хозяйств из обследования рабочей силы;
б) ведение нормативно-справочной информации.
2 Этап (автоматизированная обработка). На территориальном уровне осуществляется ввод на сервер федерального уровня в ПК ИКТ первичных данных (с бумажных носителей или планшетных компьютеров), формальный и логический контроль первичных данных, мониторинг хода автоматизированной обработки.
Работы по обработке данных на территориальном уровне выполняются временными работниками - операторами формального и логического контроля (ввод первичных данных, контроль и формирование первичного информационного фонда), привлекаемыми на договорной основе.
3 Этап (формирование итогов). На федеральном уровне производится:
а) мониторинг хода автоматизированной обработки;
б) проведение повторного формального и логического контроля первичных данных;
в) формирование первичного информационного фонда обследования ИКТ;
г) интеграция первичного информационного фонда обследования ИКТ с итоговыми данными выборочного обследования рабочей силы в программном комплексе IBM SPSS Statistics (по показателям, определенным Экономическим описанием);
д) формирование сводного информационного фонда обследования ИКТ, дополнительный формально-логический контроль полученной информации, расчет производных показателей, коэффициентов взвешивания данных, ошибок выборки;
е) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц.
4 Этап (распространение данных). На федеральном уровне осуществляется:
а) подготовка набора открытых данных обследования ИКТ (с соответствующим описанием метаданных) для публикации на официальном сайте Росстата в сети Интернет;
б) подготовка статистических таблиц с итогами обследования ИКТ для публикации на официальном сайте Росстата в сети Интернет;
в) подготовка веб-страницы с итогами обследования.
Автоматизированная обработка материалов производится в соответствии с Экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках разработки программного обеспечения на выполнение работ по автоматизированной обработке данных наблюдения.
Срок хранения заполненных анкет на бумажных носителях и в электронном виде - 1 год с даты подведения окончательных итогов обследования ИКТ (ст. 478 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Росстата от 05.09.2016 N 484 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения").
Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе наблюдения
Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в анкете об использовании ИКТ (на бумажном носителе и в электронном виде), определены в ст. 9 "Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и административных данных, доступ к которым ограничен федеральными законами" Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Первичные статистические данные, содержащиеся в анкете об использовании ИКТ, признаются информацией ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения наблюдения, предусматривается контрактами, заключаемыми с лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных со сбором и обработкой первичных данных.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 9 ст. 6" имеется в виду "п. 9 ч. 1 ст. 6"
При автоматизированной обработке материалов наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
V. Материально-техническое и финансовое обеспечение наблюдения
Материально-техническое обеспечение выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых соответствующими приказами Росстата.
Финансирование выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Территориальным органам государственной статистики, принимающим участие в подготовке, проведении и автоматизированной обработке полученной информации, лимиты бюджетных обязательств доводятся в установленном порядке.
______________________________
*(1) За исключением коллективных домашних хозяйств, лиц, долговременно находящихся в больницах, школах-интернатах, интернатах для престарелых и других институциональных заведениях, общежитиях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях.
*(2) Данное определение приводится исключительно для целей проведения выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
*(3) Здесь и далее данное определение приводится исключительно для целей проведения выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
*(4) По согласованию.
*(5) В соответствии с п. 8 приказа Росстата от 14.03.2014 N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21.04.2014 N 32045) (с изменениями, внесенными приказом Росстата от 03.08.2015 N 354, зарегистрирован Минюстом России 25.08.2015 N 38684).
*(6) При условии выполнения установленной нормы нагрузки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.