Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2017 г. N 11-АПЛ6-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Давлетшиной С.Г. и Валетдинова Р.Ф. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2016 года, которым им отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 1 решения Казанской городской Думы от 17 февраля 2006 года N 15-6 "Об опубликовании муниципальных правовых актов" в части, допускающей в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Казанской городской Думы Евграфовой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дзюбы А.Н., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1 решения Казанской городской Думы от 17 февраля 2006 года N 15-6 "Об опубликовании муниципальных правовых актов" (опубликовано в газете "Казанские ведомости" от 3 марта 2006 года N 45) определены источники официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации, обязательное опубликование которой предусмотрено законодательством или муниципальными правовыми актами. В качестве таких источников указаны Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани и официальный портал органов местного самоуправления города Казани - www.kzn.ru.
Давлетшина С.Г. и Валетдинов Р.Ф. обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим пункта 1 решения Казанской городской Думы от 17 февраля 2006 года N 15-6 в части, допускающей в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани.
В обоснование заявленных требований указали на то, что оспариваемое положение пункта 1 решения Казанской городской Думы от 17 февраля 2006 года N 15-6 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не соответствует принципам публичности и открытости процедур реализации объектов муниципальной собственности и осуществления градостроительной деятельности. Указанный Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани имеет ограниченный тираж - 300 экземпляров, что, по мнению административных истцов, нарушает право на свободный доступ к информации, а также право на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2016 года в удовлетворении административных исковых заявлений Давлетшиной С.Г. и Валетдинова Р.Ф. было отказано.
В апелляционной жалобе Давлетшина С.Г. и Валетдинов Р.Ф. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 приведенного Федерального закона).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 этого же Федерального закона установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
В силу положений пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Аналогичная норма содержится в пункте 6 части 1 статьи 7 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Статьей 63 Устава муниципального образования города Казани установлено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация (размещение) его полного текста в средствах массовой информации, установленных решением Казанской городской Думы.
Отказывая в удовлетворении административных исковых заявлений, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что муниципальный правовой акт, одно из положений которого оспаривается, принят полномочным представительным органом местного самоуправления - Казанской городской Думой, в пределах установленной для него компетенции и при соблюдении порядка его принятия, введения в действие, в том числе и правил его опубликования.
Отклоняя доводы административных истцов, суд указал на то, что Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани является средством массовой информации в том смысле, который нормативно определен положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан в качестве периодического печатного издания (свидетельство о регистрации ПИ N ТУ 16-00919 от 5 декабря 2012 года), является открытым для подписки либо для приобретения в организациях розничной торговли.
Также суд установил, что Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани передается в 49 филиалов библиотечной сети муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система города Казани" для обеспечения широкого ознакомления граждан и организаций. При этом в день выхода на бумажном носителе его содержание размещается на официальном портале органов местного самоуправления города Казани www.kzn.ru.
Разрешая дело, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый пункт 1 решения Казанской городской Думы от 17 февраля 2006 года N 15-6 "Об опубликовании муниципальных правовых актов" не противоречит нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, права административных истцов не нарушает.
Указание в административных исковых заявлениях и в апелляционной жалобе и пояснении к ней на незначительный тираж и невостребованность Сборника документов и правовых актов муниципального образования города Казани на бумажном носителе не может быть расценено в качестве основания для признания недействующим оспариваемого положения муниципального правового акта. Законодательство не устанавливает размер тиража и востребованность источников информации о принятых правовых актах на бумажном носителе в качестве условий действительности таких актов.
Доводы о недостаточности тиража для надлежащего широкого информирования общественности, его малоизвестности, носят характер субъективной оценки обстоятельств административного дела, не подкрепленных указанием на правовые нормы, подлежащие, по мнению апеллянта, применению. В этой связи указанные доводы подлежат отклонению как не основанные на законе.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Давлетшиной С.Г. и Валетдинова Р.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2017 г. N 11-АПЛ6-23
Текст определения официально опубликован не был