Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:
1. Одобрить Концепцию поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств - участников СНГ (прилагается).
2. Утвердить Приоритетные мероприятия по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы на 2017 - 2020 годы (прилагаются).
3. Считать утратившим силу Решение Экономического совета СНГ от 15 декабря 2000 года о Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств - участников СНГ.
От Азербайджанской Республики
--------
От Республики Армения
Вице-премьер-министр, Министр
международной экономической
интеграции и реформ
В. Габриелян
От Республики Беларусь
Чрезвычайный и Полномочный
Посол Республики Беларусь в
Российской Федерации,
специальный представитель
Республики Беларусь по
вопросам интеграционного
сотрудничества в рамках
Союзного государства,
Евразийского экономического
союза, Содружества
Независимых Государств,
Организации Договора о
коллективной безопасности по
совместительству, Полномочный
представитель Республики
Беларусь при Экономическом
совете СНГ
И.Петришенко
От Республики Казахстан
Первый заместитель Премьер-
министра
А.Мамин
От Кыргызской Республики
Вице-премьер-министр
О.Панкратов
От Республики Молдова
--------
От Российской Федерации
Первый заместитель
Председателя Правительства
И.Шувалов
От Республики Таджикистан
Министр экономического
развития и торговли
Н. Хикматуллозода
От Туркменистана
От Республики Узбекистан
От Украины
Одобрена
Решением Экономического совета СНГ
о Концепции поэтапного формирования
общего рынка труда и регулирования
миграции рабочей силы государств -
участников СНГ и Приоритетных
мероприятиях по формированию
общего рынка труда и регулированию
миграции рабочей силы
на 2017 - 2020 годы
от 17 марта 2017 года
Концепция
поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств - участников СНГ
Преамбула
Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств - участников СНГ (далее - Концепция) - система взглядов на цель, принципы, задачи и этапы формирования общего рынка труда, приоритеты и механизмы реализации политики в сфере социально-трудовых отношений с учетом анализа основных тенденций, национальных и региональных аспектов формирования рынка труда, социально-экономических последствий принимаемых решений, а также создание нормативно-правовой базы общего рынка труда и регулирование миграции рабочей силы.
Концепция разработана в целях реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, а также на базе международных нормативно-правовых документов.
Под формированием общего рынка труда понимается реализация согласованных мер по воспроизводству, регулированию, обмену и рациональному использованию рабочей силы в государствах - участниках СНГ, направленных на повышение эффективности использования совокупного трудового и интеллектуального потенциалов государств - участников Содружества.
Разработка согласованных подходов к формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы является важным условием свободного перемещения рабочей силы, товаров, услуг и капиталов.
Общий рынок труда предполагает формирование правовых, экономических и социальных условий и механизмов, максимально учитывающих интересы работников государств - участников Содружества.
Создание общего рынка труда как составной и необходимой части общего экономического пространства станет важнейшим фактором экономического развития государств - участников СНГ и на взаимовыгодной основе будет способствовать интеграционным процессам на пространстве Содружества.
Общие тенденции и ключевые проблемы национальных рынков труда государств - участников СНГ
Современное состояние национальных рынков труда государств - участников Содружества характеризуется следующими основными признаками:
недостаточно эффективно функционирующим механизмом, регулирующим профессиональную подготовку рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда;
недостаточным развитием или отсутствием в отдельных государствах - участниках СНГ системы государственного профессионального образования, гибко и оперативно реагирующей на изменения спроса на рабочую силу;
снижением квалификации работников вследствие невозможности заниматься деятельностью в соответствии с имеющейся профессией и квалификацией, что влечет их трудоустройство в неформальном секторе занятости, а также трудовую миграцию работников;
увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу и снижением ее предложения;
ухудшением качественных характеристик имеющихся рабочих мест и медленным созданием новых, в результате чего снижаются возможности трудоустройства незанятого населения;
сохранением высокого уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в связи с увеличением количества рабочих мест с неблагоприятными условиями труда;
повышенным уровнем заболеваний социального характера, обусловленных неудовлетворительными условиями труда, проживания и питания трудящихся-мигрантов, проблемами их лечения и реабилитации;
наличием проблем трудоустройства отдельных групп населения: молодежи, инвалидов, женщин и др.;
выходом в ряде государств - участников СНГ на рынок труда граждан, ранее не претендовавших на рабочие места;
наличием в отраслях экономики скрытой безработицы;
снижением спроса на рабочую силу при росте численности трудоспособного населения и увеличением безработицы в ряде государств - участников СНГ;
наличием трудоизбыточных территорий при ограниченных возможностях перераспределения рабочей силы;
наличием факторов, сдерживающих внутреннюю трудовую мобильность в государствах - участниках СНГ, в том числе недостаточными темпами развития рынка доступного жилья;
наличием трудовой миграции с преобладанием потоков в отдельные государства - участники СНГ;
значительной численностью нелегальных трудящихся-мигрантов в ряде государств - участников СНГ;
ростом напряженности на рынке труда в сельской местности отдельных государств - участников СНГ.
Цель, принципы, приоритеты и задачи формирования общего рынка труда
Общий рынок труда является составной частью общего экономического пространства Содружества.
Цель формирования общего рынка труда - создание правовых и институциональных условий для воспроизводства, регулирования, обмена и рационального использования рабочей силы в государствах - участниках Содружества, а также свободного передвижения рабочей силы по территориям государств - участников СНГ с учетом социально-экономических интересов и требований национальных рынков труда каждого государства.
Принципами формирования общего рынка труда являются:
добровольность участия в нем государств - участников СНГ, объединяющих усилия по развитию интеграционных процессов в сфере экономических, социальных и трудовых отношений;
равенство прав трудящихся-мигрантов - граждан государств - участников СНГ и членов их семей с гражданами принимающих государств в области труда и занятости, кроме случаев, предусмотренных национальным законодательством государств - участников СНГ;
свобода передвижения трудящихся-мигрантов и членов их семей по территориям государств - участников СНГ с учетом национального законодательства и международных договоров государств - участников СНГ;
уважение и соблюдение норм и принципов международного права, международных договоров, сторонами которых являются государства - участники СНГ.
Приоритетами политики формирования общего рынка труда являются:
координация деятельности по регулированию рынка труда с учетом национальных интересов государств - участников Содружества;
принятие совместных мер противодействия незаконной миграции; принятие мер противодействия нелегальной трудовой деятельности, осуществляемой трудящимися-мигрантами;
выработка согласованных подходов к воспроизводству, обмену и рациональному использованию рабочей силы;
координация действий по достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
проведение согласованной политики по повышению мобильности трудовых ресурсов;
соблюдение гарантий в области труда и занятости трудящимся-мигрантам государств - участников СНГ на уровне граждан принимающих государств;
принятие мер по охране здоровья трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Задачами формирования общего рынка труда и механизмами их реализации являются:
а) разработка и совершенствование нормативно-правовой базы Содружества, способствующей формированию общего рынка труда;
б) обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы путем:
совершенствования отраслевой структуры занятости населения; развития социальной инфраструктуры, прежде всего рынка доступного жилья в государствах - участниках СНГ;
создания новых, сохранения и повышения качества существующих рабочих мест;
разработки и повышения эффективности реализуемых государственными службами занятости населения программ и услуг, направленных на снижение уровня безработицы;
повышения мобильности трудовых ресурсов;
организованного набора рабочей силы в государствах - участниках СНГ;
в) проведение согласованной политики в области трудовой миграции;
г) повышение конкурентоспособности рабочей силы, развитие и совершенствование кадровой политики, направленной на:
сохранение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест;
совершенствование системы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации работников, развитие системы непрерывного профессионального образования;
д) совершенствование политики в области оплаты и охраны труда и социального страхования;
е) снижение напряженности на рынке труда;
ж) расширение возможностей для трудоустройства отдельных групп населения: молодежи, инвалидов, женщин и др.;
з) улучшение социального благополучия населения;
и) информационное обеспечение формирования общего рынка труда.
Этапы формирования общего рынка труда государств - участников СНГ
Формирование общего рынка труда предполагает поэтапное сближение нормативно-правовой базы государств - участников СНГ в социально-трудовой сфере.
На первом этапе предполагается продолжить практику разработки Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ модельных законодательных актов, а также заключения государствами - участниками СНГ международных договоров, учитывающих их национальные интересы и предусматривающих:
сохранение права на свободное передвижение граждан государств - участников СНГ на пространстве Содружества с учетом национального законодательства и международных договоров государств - участников СНГ;
информационное обеспечение формирования общего рынка труда;
общие принципы сотрудничества государств - участников СНГ в обеспечении возможностей для трудоустройства отдельных групп населения: молодежи, инвалидов, женщин и др.;
организованное привлечение трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах - участниках СНГ;
организацию системы медицинского освидетельствования трудящихся-мигрантов, выезжающих на работу в государства - участники СНГ;
разработку программ по обучению трудящихся-мигрантов языку, основам и особенностям истории, культуры и права государства трудоустройства;
сотрудничество государственных служб занятости и миграционных служб государств - участников СНГ в сфере трудовой миграции;
взаимное признание документов государственного образца о среднем, среднем специальном, среднем техническом, среднем профессиональном, высшем, высшем профессиональном, послевузовском образовании, ученых степенях и званиях;
формирование согласованных требований к подтверждению профессиональной деятельности и обучению работников;
взаимное признание документов, подтверждающих наличие права на выполнение работ по определенной должности, профессии (квалификационной категории, квалификационному разряду), присвоенной в соответствии с требованиями национального законодательства.
На втором этапе согласовываются и отрабатываются механизмы формирования и функционирования общего рынка труда, предусматривающие:
гармонизацию трудового законодательства и выработку согласованной политики в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
обеспечение функционирования информационной системы общего рынка труда, в том числе банка данных о наличии вакантных рабочих мест;
разработку единых требований к образовательным стандартам профессиональной подготовки и переподготовки работников;
реализацию программ по обучению трудящихся-мигрантов языку, основам и особенностям истории, культуры и права государства трудоустройства;
разработку общих принципов и подходов к сближению законодательства в сфере охраны труда;
обеспечение доступности и качества медицинской помощи трудящимся- мигрантам и членам их семей, в том числе на основе медицинского страхования, с учетом национального законодательства и международных договоров государств - участников СНГ.
На третьем этапе предусматривается:
завершение формирования единого правового поля общего рынка труда, включая оптимальную имплементацию положений основных международных правовых актов в сфере труда и занятости в национальное законодательство государств - участников Содружества;
обеспечение равных гарантий в области труда и занятости для трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами принимающего государства с учетом национального законодательства и международных договоров государств - участников СНГ;
реализация согласованной системы мер в области обеспечения условий и охраны труда;
создание типовых механизмов осуществления контроля за использованием труда трудящихся-мигрантов и защиты их прав в области социально-трудовых отношений.
Организационное и финансовое обеспечение
В целях реализации Концепции государствами - участниками Содружества разрабатываются и утверждаются Приоритетные мероприятия по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы.
Для решения проблем формирования общего рынка труда и регулирования трудовой миграции Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников СНГ, Совет руководителей миграционных органов государств - участников СНГ и соответствующие национальные органы заинтересованных государств проводят мониторинг, анализ, обобщение и обмен информацией о состоянии рынка труда, демографической и миграционной ситуации в государствах - участниках Содружества, научные исследования по наиболее актуальным проблемам формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы.
Реализация основных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в области формирования общего рынка труда и регулирования трудовой миграции обеспечивается в пределах средств, предусматриваемых в национальных бюджетах соответствующим государственным органам исполнительной власти заинтересованных государств - участников СНГ на выполнение возложенных на них функций, а также за счет внебюджетных источников финансирования, предусмотренных национальным законодательством государств - участников СНГ.
Утверждены
Решением Экономического совета СНГ
о Концепции поэтапного формирования
общего рынка труда и регулирования
миграции рабочей силы государств -
участников СНГ и Приоритетных
мероприятиях по формированию
общего рынка труда и регулированию
миграции рабочей силы
на 2017 - 2020 годы
от 17 марта 2017 года
Приоритетные мероприятия по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы на 2017 - 2020 годы
Список сокращений
Консультативный Совет |
- |
Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников СНГ; |
Совет по культуре |
- |
Совет по культурному сотрудничеству государств - участников СНГ; |
Совет по образованию |
- |
Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ; |
СРМО |
- |
Совет руководителей миграционных органов государств - участников СНГ; |
Совет по здравоохранению |
- |
Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ; |
Статкомитет СНГ |
- |
Межгосударственный статистический комитет СНГ; |
МТРК "Мир" |
- |
Межгосударственная телерадиокомпания "Мир". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического совета СНГ от 17 марта 2017 г. "О Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств - участников СНГ и Приоритетных мероприятиях по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы на 2017 - 2020 годы"
Текст решения официально опубликован не был