В целях надзора за соблюдением системно значимыми кредитными организациями требований Положения Банка России от 03.12.2015 N 510-П "О порядке расчета норматива краткосрочной ликвидности ("Базель III") системно значимыми кредитными организациями" (далее - Положение N 510-П) в части использования дополнительных требований (активов) при расчете норматива краткосрочной ликвидности банковской группы (Н26) и норматива краткосрочной ликвидности кредитной организации (Н27) (далее - норматив Н26 (27) приказываю:
1. Департаменту надзора за системно значимыми кредитными организациями (Ковригин М.А.):
1.1. В случае принятия головной кредитной организацией банковской группы (кредитной организацией) решения о включении в состав числителя при расчете норматива Н26 (Н27) лимита безотзывной кредитной линии:
1.1.1. Оценивать полноту и своевременность представления системно значимыми кредитными организациями (далее - СЗКО) следующих сведений, предусмотренных пунктами 2.4 и 5.4 Положения N 510-П:
информация головной кредитной организации банковской группы (кредитной организации) о принятии решения о включении безотзывной кредитной линии в состав числителя при расчете норматива Н26 (Н27);
информация о прогнозируемом недостатке высоколиквидных активов (далее - ВЛА) в течение трех лет;
информация о прогнозируемом значении норматива Н26 (Н27) в течение трех лет;
политика банковской группы (кредитной организации) по управлению ликвидностью;
план действий, направленных на сокращение зависимости от использования безотзывной кредитной линии.
1.1.2. Осуществлять регулярный (не реже одного раза в месяц) анализ обоснованности включения лимита безотзывной кредитной линии в состав числителя при расчете норматива Н26 (Н27) на основании анализа показателей подраздела V.2 "Отдельные показатели деятельности банковской группы, используемые для расчета обязательного норматива краткосрочной ликвидности банковской группы" отчетности по форме 0409805 "Расчет собственных средств (капитала) и значений обязательных нормативов банковской группы" (показателей подраздела 6.2 "Отдельные показатели деятельности кредитной организации, используемые для расчета обязательного норматива краткосрочной ликвидности" отчетности по форме 0409135 "Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации"), установленной Указанием Банка России от 24.11.2016 N 4212-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (далее - отчетность о нормативе Н26 (Н27), с учетом информации о величине лимитов безотзывных кредитных линий и информации о приостановлении (прекращении) расчета лимитов безотзывных кредитных линий, поступающей в соответствии с подпунктом 2.8 пункта 2 приказа Банка России от 30.11.2015 N ОД-3384 "Об организации работы по предоставлению кредитов Банка России в рамках договоров об открытии безотзывной кредитной линии".
1.1.3. Осуществлять на основе отчетности (информации), представляемой СЗКО в Банк России по результатам проверок, полученной куратором и (или) уполномоченным представителем Банка России, а также представленной СЗКО по запросу, анализ эффективности политики головной кредитной организации банковской группы (кредитной организации) по управлению риском ликвидности, плана действий головной кредитной организации банковской группы (кредитной организации) по сокращению зависимости от использования безотзывной кредитной линии, плана действий, направленных на соблюдение минимально допустимого числового значения норматива Н26 (Н27) в течение трех лет без использования (с уменьшением объема использования) безотзывной кредитной линии.
1.1.4. Готовить предложения по применению мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в случаях непредставления информации, необходимой для анализа, мониторинга элементов расчета норматива Н26 (Н27), представления неполной или недостоверной информации, а также при выявлении фактов несоответствия порядка расчета (определения) элементов расчета норматива Н26 (Н27) требованиям Положения N 510-П.
1.2. В случае принятия головной кредитной организацией банковской группы (кредитной организацией) решения о включении в числитель при расчете норматива Н26 (Н27) ВЛА, номинированных в долларах США, евро, японских иенах, английских фунтах стерлингов и швейцарских франках (далее - дополнительные ВЛА в иностранной валюте):
1.2.1. Оценивать полноту и своевременность представления СЗКО следующих сведений, предусмотренных пунктами 2.4 и 5.4 Положения N 510-П:
информация головной кредитной организации банковской группы (кредитной организации) о принятии решения (решений) о включении дополнительных ВЛА в иностранной валюте в состав числителя при расчете норматива Н26 (Н27);
информация о прогнозируемом недостатке ВЛА в течение трех лет;
информация о прогнозируемом значении норматива Н26 (Н27) в течение трех лет;
политика банковской группы (кредитной организации) по управлению ликвидностью;
план действий, направленных на сокращение зависимости от дополнительных ВЛА в иностранной валюте.
1.2.2. Осуществлять регулярный (не реже одного раза в месяц) анализ обоснованности включения дополнительных ВЛА в иностранной валюте в состав числителя при расчете норматива Н26 (Н27) на основании отчетности о нормативе Н26 (Н27), а также следующих документов (информации):
политика банковской группы (кредитной организации) по управлению валютным риском;
процедуры внутреннего контроля валютного риска;
результаты стресс-тестирования валютного риска активов, включенных в расчет ВЛА.
1.2.3. Осуществлять на основе отчетности (информации), представляемой СЗКО в Банк России по результатам проверок, полученной куратором и (или) уполномоченным представителем Банка России, а также представленной СЗКО по запросу, анализ эффективности политики головной кредитной организации банковской группы (кредитной организации) по управлению риском ликвидности и валютным риском, плана действий головной кредитной организации банковской группы (кредитной организации) по сокращению зависимости от использования дополнительных ВЛА в иностранной валюте, плана действий, на правленных на соблюдение минимально допустимого числового значения норматива Н26 (Н27) в течение трех лет без использования (с уменьшением объема использования) дополнительных ВЛА в иностранной валюте.
1.2.4. Осуществлять анализ величины валютной позиции* по соответствующим валютам за период не менее двух календарных лет в части абсолютного и относительного изменения и выполнения соответствующих лимитов, а также осуществлять расчет темпов роста (ежедневного, месячного, квартального) валютной позиции за отчетный месяц и (или) квартал и расчет исторически сложившегося темпа роста (ежедневного, месячного, квартального) величины открытых валютных позиций (далее - ОВП) за последние два года в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента представления СЗКО отчетности о нормативе Н26 (Н27). В случае превышения темпов роста величины ОВП по заданным валютам над исторически сложившимся трендом (на индивидуальной и (или) консолидированной основе) и (или) наличия иных фактов, свидетельствующих об увеличении позиции в рассматриваемых валютах (например, превышение в течение нескольких операционных дней исторически наблюдавшегося максимума за последние три-шесть месяцев), осуществлять анализ причин увеличения валютной позиции и соответствие данного факта политике банковской группы (кредитной организации) по управлению валютным риском, а также анализ наличия фактов нарушения лимитов ОВП и их причины (при наличии нарушений).
1.2.5. Готовить предложения по применению мер в случаях, указанных в подпункте 1.1.4 пункта 1 настоящего приказа.
1.3. Осуществлять в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня представления СЗКО отчетности о нормативе Н26 (Н27), надзор за соблюдением условий, установленных пунктом 2.9 Положения N 510-П, в следующем порядке:
рассчитывать значение норматива Н26 (Н27) без учета включения в состав числителя норматива Н26 (Н27) дополнительных требований (активов);
рассчитывать соотношение ВЛА первого уровня, номинированных в рублях, и величины чистого ожидаемого оттока денежных средств, рассчитанного по операциям в рублях;
определять максимальную величину дополнительных требований (активов), которая может быть включена в расчет числителя норматива Н26 (Н27).
1.4. В дополнение к указанным в подпунктах 1.1, 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа мероприятиям:
1.4.1. Осуществлять анализ выполнения СЗКО плана действий, направленных на сокращение зависимости от дополнительных требований (активов), в срок, не превышающий одного календарного месяца со дня окончания квартала, посредством анализа выполнения контрольных показателей, установленных в плане действий (в случае установления таких показателей), либо осуществления расчета отношений фактических значений отдельных статей активов и (или) обязательств (на основе представляемой СЗКО отчетности) к совокупной величине активов (привлеченных средств, отдельных категорий активов или привлеченных средств) и сравнения их значений с соответствующими показателями, отраженными в плане действий, а также анализа их динамики (в случае отсутствия в плане действий контрольных показателей).
1.4.2. Осуществлять в случае несоблюдения контрольных показателей, установленных в плане действий, анализ причин несоблюдения указанных показателей с целью установления эффективности действий головной кредитной организации (кредитной организации), направленных на сокращение зависимости от дополнительных требований (активов), и соответствия плана действий текущей рыночной ситуации.
1.4.3. Осуществлять ежеквартально расчет и сравнение показателей привлеченных головной кредитной организацией банковской группы (кредитной организацией) денежных средств, в том числе доли средств физических лиц в совокупном объеме привлеченных средств, доли средств юридических лиц (кроме финансовых организаций) с оставшимся сроком возврата (погашения) не более 30 календарных дней в совокупном объеме привлеченных средств, доли средств юридических лиц (включая финансовые организации) с оставшимся сроком возврата (погашения) более 30 календарных дней** в совокупном объеме привлеченных средств, доли вложений в облигации федерального займа в совокупной величине активов, доли кредитов I и II категорий качества в совокупной величине активов (кредитного портфеля), доли величины наличных денежных средств и средств, размещенных в Банке России, в совокупной величине активов.
1.4.4. Осуществлять ежеквартально при необходимости анализ действий СЗКО, направленных на увеличение величины ВЛА, посредством расчета величины прироста вложений в ценные бумаги, которые потенциально могут быть включены в состав ВЛА, по справедливой стоимости и в количественном выражении***, а также анализ действий СЗКО по приобретению ценных бумаг, относимых к ВЛА.
1.4.5. Осуществлять ежемесячно на основе отчетности о нормативе Н26 (Н27) мониторинг динамики величины ВЛА СЗКО, в том числе мониторинг темпов месячного прироста величины ВЛА.
2. Пресс-службе Банка России (Рыклина М.В.) опубликовать настоящий приказ в "Вестнике Банка России".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель |
Д.В. Тулин |
------------------------------
* В соответствии с отчетностью по форме 0409634 "Отчет об открытых валютных позициях" на индивидуальной и консолидированной основах, установленной Указанием Банка России от 24.11.2016 N 4212-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".
** На основе данных отчетности по форме 0409122 "Расчет показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")" и отчетности по форме 0409125 "Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения".
*** На основе данных отчетности по форме 0409711 "Отчет по ценным бумагам".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны указания по осуществлению надзора за соблюдением системно значимыми кредитными организациями требований порядка расчета норматива краткосрочной ликвидности ("Базель III").
Так, в случае принятия головной кредитной организацией банковской группы (кредитной организацией) решения о включении в состав числителя при расчете норматива Н26 (Н27) лимита безотзывной кредитной линии будет оцениваться полнота и своевременность предоставления информации о принятии решения о включении безотзывной кредитной линии в состав числителя при расчете норматива Н26 (Н27); о прогнозируемом недостатке высоколиквидных активов (ВЛА) в течение 3 лет; о прогнозируемом значении норматива Н26 (Н27) в течение 3 лет и т. д.
Также будет осуществляться регулярный (не реже раза в месяц) анализ обоснованности включения лимита безотзывной кредитной линии в состав числителя при расчете норматива Н26 (Н27).
В случае принятия решения о включении в числитель при расчете норматива Н26 (Н27) дополнительных ВЛА в иностранной валюте будет оцениваться полнота и своевременность предоставления СЗКО информации о принятии решения (решений) о включении дополнительных ВЛА в иностранной валюте в состав числителя при расчете норматива Н26 (Н27); информация о прогнозируемом недостатке ВЛА в течение 3 лет и др.
Дополнительно будет проводиться анализ выполнения СЗКО плана действий, направленных на сокращение зависимости от дополнительных требований (активов). В случае несоблюдения контрольных показателей, установленных в плане действий, будет проводиться анализ причин несоблюдения таких показателей.
Ежемесячно на основе отчетности о нормативе Н26 (Н27) будет осуществляться мониторинг динамики величины ВЛА СЗКО, в т. ч. мониторинг темпов месячного прироста величины ВЛА.
Приказ Банка России от 20 апреля 2017 г. N ОД-1019 "О надзоре за соблюдением системно значимыми кредитными организациями порядка использования дополнительных требований (активов) в целях расчета норматива краткосрочной ликвидности"
Текст приказа опубликован в "Вестнике Банка России" от 26 апреля 2017 г. N 40