Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 1010716-6 "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации",
внесенный Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей в соответствии с пунктом 98 протокола заседания Совета Государственной Думы от 11 апреля 2016 года N 293, рассмотрел проект федерального закона N 1010716-6 "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", внесенный Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай, и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, указанный проект федерального закона направлен на реализацию государственной языковой политики на основе государственной программы Российской Федерации по сохранению, изучению и развитию русского языка как государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик и других языков народов Российской Федерации и соответствующих государственных программ субъектов Российской Федерации.
По мнению авторов законопроекта в субъектах Российской Федерации наблюдается различный подход к вопросу сохранения, изучения и развития государственных языков республик и других языков народов Российской Федерации.
Указанным проектом федерального закона на субъекты Российской Федерации возлагается обязанность по разработке государственной программы по сохранению, изучению и развитию государственных языков республик и иных языков народов Российской Федерации в соответствии с принятой государственной программой Российской Федерации.
В этих целях законопроектом предлагается новая редакция статьи 7 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-I "О языках народов Российской Федерации", предусматривающая, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны разрабатывать государственную программу по сохранению, изучению и развитию государственных языков республик и иных языков народов Российской Федерации в соответствии с принятой государственной программой Российской Федерации и осуществлять меры по ее реализации.
Необходимо отметить, что положения законопроекта нуждаются в согласовании с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Так, абзац первый пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (далее - Закон), устанавливающий, что государственную программу Российской Федерации разрабатывает Правительство Российской Федерации, не соответствует части 1 статьи 28 Федерального закона N 172-ФЗ, закрепляющей указанное полномочие за федеральными органами исполнительной власти, а абзац второй, предусматривающий содержание таких программ - части 6 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ, согласно которой содержание документов стратегического планирования на федеральном уровне определяется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации согласно их компетенции.
Вместе с тем, абзац третий пункта 1 проектируемой статьи 7 Закона, предусматривающий, что государственные программы субъектов Российской Федерации разрабатываются в соответствии с принятой государственной программой Российской Федерации, нуждается в согласовании с частью 1 статьи 37 Федерального закона N 172-ФЗ, устанавливающей, что государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития макрорегионов.
Законопроект также не в полной мере учитывает положения статьи 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой, в федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Также необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации за органами государственной власти субъектов Российской Федерации уже закреплено право разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы. Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения могут привести к нарушению самостоятельности субъекта Российской Федерации в части разработки собственной государственной программы.
Кроме того, не все субъекты Российской Федерации имеют иные государственные языки кроме русского. Поэтому установление требования об обязательном принятии программы субъекта Российской Федерации по сохранению, развитию и изучению языков народов видится избыточным.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по делам национальностей не поддерживает проект федерального закона N 1010716-6 "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", внесенный Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.И. Гильмутдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.