Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 апреля 2017 г. N 5.1-01/887
на проект федерального закона N 1152090-6 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 14 апреля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы О.Н. Смолиным, ЕА Митиной, А.И. Аршиновой и другими 17 августа 2016 года с наименованием "О внесении изменения в часть 5 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и принят Государственной Думой в первом чтении 22 февраля 2017 года, во втором чтении - 7 апреля 2017 года, в третьем чтении - 14 апреля 2017 года.
Федеральным законом исключается требование о наличии заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии или наличии у инвалида I и II группы, ребенка-инвалида, инвалида с детства, инвалида вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы (далее - инвалиды) противопоказаний в рамках предоставления им особых прав при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты, а также на обучение на подготовительных отделениях данных организаций.
При принятии законопроекта во втором чтении его наименование и содержание были изменены.
Концепция проекта Федерального закона предусматривала уточнение условий реализации особого права инвалидов на прием на обучение в пределах установленной квоты в части конкретизации соответствующей специальности и (или) направления подготовки в заключении федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения инвалида.
Реализация положений принятого Федерального закона позволит обеспечить равные возможности инвалидов при поступлении в образовательные организации высшего образования в рамках предоставленного им особого права при приеме в соответствующие образовательные организации.
Вместе с тем отмечаем, что индивидуальная оценка тяжести заболевания, клинического прогноза и компенсаторных возможностей организма с учетом специфики профессионального образования по выбранной инвалидом специальности (в том числе в виде соответствующего упраздняемого медицинского заключения), является объективной оценкой возможных негативных последствий изменения состояния здоровья инвалида в процессе обучения, а также возможностей его последующего трудоустройства по полученной специальности.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктами "б" (защита прав и свобод человека и гражданина), "е" (общие вопросы образования) и "ж" (социальная защита) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует внесения изменений в подзаконные нормативные правовые акты.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 1 мая 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Й.М.-С. Умаханову, Т.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре З.Ф. Драгункиной, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.