Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2017 г. N 5.1-01/929
по проекту федерального закона N 37671-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 21 апреля 2017 г.
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.К. Луговым, Ш.Ю. Саралиевым 25 ноября 2016 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (N 37671-7).
Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (статья 1), "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (статья 3), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 2) и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (статья 4), направленные на регулирование правового статуса владельцев аудиовизуальных сервисов.
В Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (новая статья 10.5) вводятся новые понятия "аудиовизуальный сервис" и "владелец аудиовизуального сервиса". Под аудиовизуальным сервисом понимается сайт или страница сайта в сети "Интернет" или информационная система или программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и организации распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату или при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, И доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации.
Владельцем аудиовизуального сервиса может выступать российское Юридическое лицо или гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства другого государства. Одновременно допускается право иностранного государства, международной организации или иностранного юридического лица осуществлять владение, управление либо контроль в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале владельца аудиовизуального сервиса, при условий согласования с правительственной комиссией, положение о которой, состав и порядок принятия решений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом закрепляются новые полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи: ведение реестра аудиовизуальных сервисов, обнаружение в сети "Интернет" случаев распространения информации с нарушением законодательства Российской Федерации, обращение в суд с заявлением об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису при неисполнении требований владельцем аудиовизуального сервиса.
Федеральным законом устанавливаются обязанности владельца аудиовизуального сервиса, в частности: не допускать использование аудиовизуального сервиса в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, распространения экстремистских материалов, материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, материалов, содержащих нецензурную брань; соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах; не допускать распространения аудиовизуальным сервисом телеканалов или телепрограмм, не зарегистрированных в соответствии с Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации"; разместить на аудиовизуальном сервисе адреса электронной почты, свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица); установить одну из программ для определения количества пользователей информационным ресурсом.
Владелец аудиовизуального сервиса, кроме того, должен осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" классификацию аудиовизуальных произведений до начала их распространения, а также обеспечивать обозначение категории данного аудиовизуального произведения соответствующим знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения среди детей информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей.
Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Федеральным законом (статья 2) устанавливается административная ответственность за нарушение владельцем аудиовизуального сервиса требований законодательства Российской Федерации, в частности, за распространение незарегистрированных средств массовой информации (статья 13.35 КоАП); нарушение порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (статья 13.36 КоАП); распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, в том числе содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (статья 13.37 КоАП); неисполнение владельцем аудиовизуального сервиса требований уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (статья 19.7.10-2 КоАП).
Согласно изменениям, вносимым в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд будет рассматривать в качестве суда первой инстанции административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "и" (федеральная информация), "м" (безопасность) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "к" (административное, административно-процессуальное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьёй 5 Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 6 мая 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.