Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2017 г. N 5.1-01/905
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 7 и 38 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей",
принятому Государственной Думой 19 апреля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект (N 56124-7) названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 15 декабря 2016 года, принят Государственной Думой в первом чтении 22 февраля 2017 года, во втором чтении - 7 апреля 2017 года и в третьем чтении - 19 апреля 2017 года.
Законопроект был подготовлен Правительством Российской Федерации в целях исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 16-П по делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Н. Карпекина (далее - Постановление).
Указанным Постановлением взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I) были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей.
В целях устранения указанного несоответствия федеральному законодателю надлежало внести в правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца необходимые изменения, гарантирующие родителям двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), повышенный размер соответствующего пенсионного обеспечения.
Федеральным законом предусматривается внесение в статьи 7 и 38 Закона N 4468-I изменений, в соответствии с которыми лицам (супругам и (или) родителям), потерявшим вследствие военной травмы двух и более кормильцев (супруга и (или) детей), пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 Закона N 4468-I, устанавливается только в связи со смертью (гибелью) одного из указанных кормильцев по выбору супруга и (или) родителя, а в связи со смертью (гибелью) каждого другого кормильца к указанной пенсии начисляется надбавка в размере 200 процентов расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона N 4468-I.
Согласно новой части четвёртой статьи 38 Закона N 4468-I детям, не достигшим 18 лет, а проходящим обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста, и детям, являющимся инвалидами с детства I и II групп, потерявшим вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 Закона N 4468-I, обоих родителей из числа лиц, указанных в статье 1 Закона N 4468-I (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), к пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере), установленной им в связи со смертью (гибелью) одного из родителей, начисляется надбавка в связи со смертью (гибелью) другого родителя в размере 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона N 4468-I, на каждого из указанных детей.
Согласно новой части пятой статьи 38 Закона N 4468-I детям лиц, указанных в статье 1 Закона N 4468-I, имеющим одновременно право на начисление надбавок, предусмотренных действующей частью второй и новой частью четвертой статьи 38 Закона N 4468-I, начисляется одна надбавка в наибольшем размере.
Надбавки к пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренные частями третьей и четвертой статьи 38 Закона N 4468-I, начисляются федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, которыми назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон регулирует вопросы по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "г" (установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности), "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования. Его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 4 мая 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, Г.Н. Кареловой, Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.