Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2017 г. N 5.1-01/936
на проект федерального закона N 61700-7 "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе",
принятому Государственной Думой 21 апреля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного федерального закона (N 61700-7) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым и другими 22 декабря 2016 года.
Федеральным законом вносятся в Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) изменения, касающиеся регулирования деятельности платежных систем, в том числе национальной системы платежных карт.
В частности, Федеральным законом сокращаются до 30 дней сроки уведомления оператором платежной системы Банка России при внесении изменений в правила платежной системы, предусматривающие введение новых тарифов или увеличение размера тарифов (в действующей редакции Федерального закона N 161-ФЗ - не менее чем за 120 календарных дней до введения в действие соответствующих изменений).
Федеральным законом устанавливаются новые критерии признания платежной системы системно значимой и социально значимой, а также расширяется перечень участников национальной системы платежных карт за счет иностранных банков, иностранных центральных (национальных) банков и международных финансовых организаций, что позволит расширить область применения национальных платежных инструментов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.
Федеральным законом определяется, что кредитные организации не позднее 1 июля 2017 года обязаны обеспечить прием национальных платежных инструментов во всех своих технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт (включая банкоматы) и в технических устройствах организаций, индивидуальных предпринимателей с которыми заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов.
Федеральным законом устанавливается перечень выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в отношении которых возникают обязанности кредитных организаций по предоставлению клиентам - физическим лицам только национальных платежных инструментов. Перечень таких выплат включает: денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих; оплату труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов; государственные стипендии; пенсии и иные социальные выплаты, осуществляемые Пенсионным фондом Российской Федерации; ежемесячное пожизненное содержание судей; иные выплаты по перечню, установленному Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (далее - выплаты).
При этом Федеральным законом устанавливаются сроки наступления соответствующих обязанностей кредитных организаций в отношении:
1) клиентов - физических лиц при открытии банковского счета в целях получения выплат на вновь открываемые банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, - с 1 июля 2017 года;
2) клиентов, получающих выплаты в виде пенсий и иных социальных выплат, а также ежемесячного пожизненного содержания судей на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, не являющихся национальными платежными инструментами, - по истечении срока действия таких карт, но не позднее 1 июля 2020 года;
3) клиентов, получающих выплаты в виде денежного содержания, вознаграждения, довольствия государственных служащих, оплаты труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов и государственных стипендий - с 1 июля 2018 года.
Кроме того, Федеральным законом вносятся в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" изменения, связанные с обязанностью продавца (исполнителя) обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт, которая не будет распространяться на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не превышает 40 миллионов рублей (в действующей редакции указанного Федерального закона - 120 миллионов рублей), а также если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к сети "Интернет". Помимо этого продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации и согласуются с действующим законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений статьи 1 Федерального закона, которая вступает в силу с 1 октября 2017 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое, кредитное регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов финансового и кредитного регулирования.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 6 мая 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.