Главам муниципальных районов
Главам городских округов
Мэру г. Новосибирска
В соответствии с пунктом 6 постановления Губернатора Новосибирской области от 28.1.2008 г. N 20 "О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Новосибирской области" направляю методические рекомендации по введению в государственных бюджетных учреждениях отраслевых систем оплаты труда.
Разъяснения по вопросам, связанным с применением Рекомендаций дает департамент труда и занятости населения Новосибирской области, тел. 325 07 28.
Приложение: на 27 л. в 1 экз.
Руководитель департамента |
И.В.Шмидт |
Утверждаю
Руководитель департамента труда
и занятости населения
Новосибирской области
И.В.Шмидт
"__" ________________ 2008
Методические рекомендации
по введению в бюджетных учреждениях отраслевых систем оплаты труда
Раздел I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и на основании постановления Губернатора Новосибирской области от 28.1.2008 г. N 20 "О введении отраслевых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений" (далее - Постановление) и применяются при введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений.
2. Отраслевые системы оплаты труда работников устанавливаются, как это предусмотрено статьями 135, 143, 144 Трудового кодекса Российской Федерации:
в государственных бюджетных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Отраслевые системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы вводятся в действие в течение 2008 года.
4. Отраслевые системы предусматривают единые принципы оплаты труда работников бюджетной сферы на основе базовых фондов оплаты труда, утверждаемых по подведомственным областным государственным учреждениям руководителями областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, по муниципальным учреждениям - органами местного самоуправления.
5. Заработная плата работников определяется, как это предусмотрено пунктом 8 Положения об отраслевых системах оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Новосибирской области, утвержденного Постановлением (далее - Положение об отраслевых системах оплаты труда), исходя из:
должностных окладов (окладов), ставок заработной платы;
выплат компенсационного характера;
выплат стимулирующего характера
оплаты труда по районному коэффициенту.
6. Руководители областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области - по областным учреждениям, органы местного самоуправления - по муниципальным учреждениям разрабатывают и заключают отраслевые тарифные соглашения, органы местного самоуправления - отраслевые территориальные тарифные соглашения между отраслевыми профсоюзами, соответствующими объединениями работодателей и (или) работодателями отрасли и соответствующим областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, органом местного самоуправления (далее Соглашение), а при отсутствии отраслевых профсоюзов - утверждают положение об оплате труда работников подведомственных учреждений по согласованию с департаментом труда и занятости населения Новосибирской области - областные учреждения, с отделами труда органов местного самоуправления - муниципальные учреждения.
В Соглашениях, положениях об оплате труда устанавливаются отраслевые условия оплаты труда, включающие размеры должностных окладов (окладов), ставок заработной платы, перечень и размеры компенсационных и стимулирующих выплат и порядок их применения, перечень учреждений, подразделений и должностей с особо опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, а также качественные показатели деятельности учреждений и работников.
7. Отраслевое тарифное соглашение является приложением к отраслевому соглашению (макет соглашения прилагается - приложение 1).
8. В случае, если отраслевое соглашение заключено и действует, необходимо внести дополнение или изменение в установленном порядке.
9. Порядок введения отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений предусматривается в правовых актах органов местного самоуправления, которые необходимо принять на основе вышеназванного постановления Губернатора Новосибирской области.
Раздел II. Порядок введения отраслевых систем оплаты
труда работников бюджетной сферы
Установление должностных окладов служащих
и окладов по профессиям рабочих
10. Размеры должностных окладов по общеотраслевым должностям служащих, оклады по общеотраслевым профессиям рабочих, а также высококвалифицированным профессиям рабочих, занятых на важных и ответственных работах и особо важных и особо ответственных работах исходя из минимального оклада низкоквалифицированного рабочего, установленного Постановлением, разрабатывают и утверждают: по областным учреждениям - департамент труда и занятости населения Новосибирской области, по муниципальным учреждениям - органы местного самоуправления.
11. Размеры должностных окладов служащих, окладов по профессиям рабочих соответствующей отрасли разрабатывают: по областным учреждениям - руководители областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, по муниципальным учреждениям - структурные подразделения района, города, на которые возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
12. Должностные оклады работникам учреждений здравоохранения рекомендуется устанавливать с учетом профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526, культуры - профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 525.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии" следует читать "N 570"
13. При определении размеров должностных окладов работников рекомендуется учитывать ранее установленную тарификацию на основе установленных требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации специалистов и характеристик работ профессий рабочих, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также сложность и объем выполняемой работы, исходить из минимального оклада по профессии низкоквалифицированного рабочего - 2300 рублей в месяц, с учетом должностных окладов по общеотраслевым должностям служащих и окладам по профессиям рабочих, устанавливаемых департаментом труда и занятости населения Новосибирской области.
14. При определении требований к квалификации специалистов и характеристик работ по профессиям рабочих применяются отраслевые тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников бюджетной сферы, утвержденные постановлениями Минтруда Российской Федерации.
15. Профессии рабочих указаны в первом разделе, а должности служащих, включая руководителей (код категории 1), специалистов (код категории 2) и технических исполнителей (код категории 3) - во втором разделе общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенного в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367.
Выплаты компенсационного характера
16. К выплатам компенсационного характера относятся доплаты за:
работу в сельской местности - руководителям и специалистам учреждений социальной защиты населения, культуры, здравоохранения, образования, ветеринарии, физической культуры и спорта, молодежной политики, работающим в сельской местности, - 25% должностного оклада;
работу в ночное время;
совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
сверхурочную работу;
работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
особенности деятельности отдельных видов учреждений и отдельных категорий работников.
17. При введении отраслевых систем оплаты труда выплаты компенсационного характера работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
18. Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (совмещение профессий, сверхурочная работа, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) устанавливаются с учетом статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации.
19. Виды выплат компенсационного характера за особенности деятельности отдельных видов учреждений и отдельных категорий работников устанавливаются взамен ранее установленных повышений тарифных ставок , окладов, например работникам госпиталей для ветеранов войн и специальных отделений больниц; педагогическим и другим работникам за работу в специализированных домах ребенка; в учреждениях социальной защиты населения: детских домах (домах интернатах для детей - инвалидов), а также в отделениях для детей-инвалидов в учреждениях для взрослых и др. Размеры доплат устанавливаются к окладу с учетом ранее установленных размеров повышений тарифных ставок, окладов.
20. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работника, в виде доплат, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области.
При этом работодателям необходимо принимать меры по поэтапному проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также обоснованного установления доплат за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных и иных особых условиях труда.
При введении отраслевых систем оплаты труда условия труда рекомендуется отражать в трудовом договоре работника, поскольку это является необходимым условием для установления ему выплат компенсационного характера и неотъемлемой частью трудового договора.
Выплаты стимулирующего характера
21. К выплатам стимулирующего характера относятся надбавки за:
качественные показатели деятельности учреждения и работника;
ученую степень;
почетное звание;
продолжительность непрерывной работы.
22. Выплаты стимулирующего характера за качественные показатели деятельности рекомендуется устанавливать с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы.
Качественные показатели деятельности учреждения и работников, направленные на конечный результат, размеры и условия выплаты надбавок за ученую степень, почетное звание, продолжительность непрерывной работы устанавливаются в Соглашении, либо в положении об оплате труда, с учетом ранее разработанного и утвержденного положения о материальном стимулировании работников государственных бюджетных учреждений в зависимости от качественных показателей деятельности, направленных на конечный результат.
23. Конкретные размеры стимулирующих выплат работникам учреждения в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, указанным в Соглашении, положении об оплате труда, учреждения определяют самостоятельно в пределах базового фонда оплаты труда и устанавливают локальными нормативными актами.
24. Для целей стимулирования работников к достижению качественных результатов труда и поощрения за качественно выполненную работу объем средств на указанные выплаты рекомендуется предусматривать в размере не менее 20 процентов от фонда оплаты труда учреждения, а также доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. Объем стимулирующей части устанавливается учреждением самостоятельно.
Порядок и условия оплаты труда руководителей,
их заместителей и главных бухгалтеров
25. Заработная плата руководителей устанавливается при заключении с ними трудовых договоров лицами, уполномоченными заключать трудовой договор с руководителями областных учреждений - по согласованию с департаментом труда и занятости населения Новосибирской области, с руководителями муниципальных учреждений - по согласованию с отделом труда соответствующего органа местного самоуправления, а их заместителей и главных бухгалтеров - руководителями соответствующих учреждений.
26. С введением отраслевых систем оплаты труда при определении заработной платы руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров необходимо исходить из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, как это предусмотрено пунктом 20 Положения об отраслевых системах оплаты труда.
27. Размеры должностных окладов руководителей устанавливаются областным исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, к ведению которого относятся учреждения, исходя из должностных окладов по общеотраслевым должностям, утвержденным департаментом труда и занятости населения, органами местного самоуправления, с учетом группы по оплате труда руководителей, к которой отнесено учреждение и установленных требований к квалификации.
Группы по оплате труда руководителей учреждений устанавливаются областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, органом местного самоуправления в зависимости от показателей, характеризующих работу учреждения, а также факторов, влияющих на труд руководителя (техническое обеспечение, наличие структурных подразделений, и т.д.).
28. Размеры должностных окладов заместителей руководителей и главных бухгалтеров устанавливаются руководителями учреждений на 10-30 процентов ниже окладов руководителей этих учреждений и фиксируются в трудовых договорах.
29. Руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам могут устанавливаться выплаты компенсационного характера, предусмотренные перечнем выплат компенсационного характера, применяемых в учреждении в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области. При установлении компенсационных выплат характеристика условий труда должна быть отражена в трудовых договорах.
30. Областной исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение, может устанавливать руководителю учреждения выплаты стимулирующего характера и вносить предложения об установлении индивидуальных надбавок в комиссию по рассмотрению предложений об установлении индивидуальных надбавок руководителю областного учреждения - в порядке, определенном Постановлением главы администрации Новосибирской области от 25.02.2004 N 96 "О порядке установления индивидуальных надбавок руководителям государственных унитарных предприятий Новосибирской области, руководителям областных государственных учреждений", руководителю муниципального учреждения - в порядке, определенном соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, орган местного самоуправления определяет размер централизации ассигнований, выделяемых из областного, муниципального бюджета на оплату труда работников подведомственных учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений, в пределах размеров, определенных пунктом 25 Положения об отраслевых системах оплаты труда, в зависимости от размера базовых фондов оплаты труда, с учетом результатов деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости.
Размеры выплат стимулирующего характера руководителю учреждения определяются с учетом результатов деятельности учреждения.
Денежные средства фонда оплаты труда, выделяемые на стимулирование руководителей учреждений, не использованные в течение финансового года, направляются на стимулирование работников учреждений.
Заработная плата руководителя учреждения с учетом индивидуальной надбавки не должна превышать пятикратный размер начисленной средней заработной платы работников учреждения.
Подготовка к введению отраслевых систем оплаты труда
31. В целях оптимизации использования фонда оплаты труда работников учреждений, до введения отраслевых систем оплаты труда руководителям областных исполнительных органов государственной власти необходимо проанализировать функции, задачи и объемы работ каждого из подведомственных учреждений, по итогам проведенного анализа пересмотреть и утвердить размеры базовых фондов оплаты труда каждого бюджетного учреждения в пределах объема бюджетных средств на 2008 год, установленных на соответствующую отрасль.
Объем финансовых средств увязывается с функциями и задачами, выполняемыми учреждением на момент утверждения базового фонда оплаты труда. В дальнейшем утвержденный базовый фонд оплаты труда не зависит от должностей, устанавливаемых руководителем учреждения самостоятельно, и пересматривается только в случае изменения объема оказываемых учреждением государственных услуг, в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период.
32. Средства на оплату труда, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.
33. Рекомендуется установить оптимальное соотношение доли части фонда оплаты труда (без учета стимулирующих выплат), направляемой на формирование заработной платы работников, осуществляющих основную деятельность в отрасли и доли части фонда оплаты труда (без учета стимулирующих выплат), направляемой на формирование заработной платы иных работников учреждения 70% к 30%.
К работникам, осуществляющим основную деятельность в отрасли относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, в целях реализации которых создано учреждение.
Перечень должностей, профессий работников учреждений, осуществляющих основную деятельность в отрасли устанавливается в областных учреждениях - областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, в муниципальных учреждениях - структурными подразделениями района, города, на которые возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
34. В связи с введением отраслевых систем оплаты труда учреждений рекомендуется:
- рассмотреть вопросы оптимизации численности учреждений, провести работу по согласованию штатной численности работников учреждений с учетом ее оптимизации, исходя из необходимости выполнения установленных бюджетному учреждению функций, задач и объемов работ.
При формировании учреждением штатного расписания и направлении его на согласование в областной исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение, рекомендуется исходить из принципа достаточности численного состава работников учреждения для гарантированного выполнения им функций, задач и объемов работ. Это может служить достаточным основанием для согласования штатного расписания (численности работников) областным исполнительным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.
При согласовании штатного расписания на содержание работников бюджетного учреждения рекомендуется обращать внимание на его обоснованность в части соответствия включенных в него данных функциям, задачам и объемам работ каждого из подведомственных бюджетных учреждений.
- принять решение об отмене отдельных ранее установленных надбавок или доплат, либо пересмотреть их размеры.
Например, надбавки за классность водителям автомобилей, ненормированный рабочий день и др. Так, в настоящее время согласно трудовому законодательству за ненормированный рабочий день предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определена постановлением главы администрации Новосибирской области от 26.05.2003 N 341 "Об утверждении порядка и условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в областных государственных учреждениях, финансируемых за счет средств областного бюджета"; классность водителям не устанавливается.
- отменить ранее установленные размеры повышений окладов за работу в особых условиях труда, особенности деятельности отдельных видов учреждений и отдельных категорий работников, заменив их, на компенсационные доплаты к должностным окладам (окладам), ставкам заработной платы, а при необоснованности их установления - исключить.
Изменение условий трудового договора
35. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, в том числе размер оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты должны быть указаны в трудовом договоре.
В целях совершенствования организационной работы по оформлению трудовых отношений с работниками при введении для них отраслевых систем оплаты труда рекомендуется персонифицировать оплату труда работников, конкретизировав размеры и условия оплаты труда работников в их трудовых договорах. В связи с этим рекомендуется заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых структурировать условия оплаты их труда (взамен отсылочных норм к положению об оплате труда работников учреждения и иным локальным актам учреждения), предусмотрев в них размер:
оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;
выплат компенсационного характера;
выплат стимулирующего характера.
Образец дополнительного соглашения к трудовому договору с работником в связи с введением отраслевых систем оплаты труда приведен в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
36. Руководители учреждений обеспечивают осуществление мероприятий, связанных с изменением трудовых договоров с работниками в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно статье 74 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца.
Заключительные положения
37. Руководители учреждений:
- устанавливают низкоквалифицированным рабочим нормированные задания, часовую оплату труда;
- используют экономию фонда оплаты труда, полученную за счет проведения мероприятий по оптимизации штатной численности и изменению трудового процесса, на увеличение заработной платы другим работникам и установление индивидуальных условий оплаты труда отдельным высококвалифицированным работникам.
Часовая оплата труда устанавливается в областных учреждениях в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 15.02.2005 N 81 "О часовой оплате труда" и внесенным в него изменениям, в муниципальных учреждениях - соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Губернатора от 14.10.2005 N 551 "О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 15.02.2005 N 81" размер минимальной часовой оплаты труда индексируется или повышается в сроки и размерах, установленных постановлениями Губернатора области для работников учреждений бюджетной сферы Новосибирской области. С учетом увеличения с 01.02.2008 на 14% размеров базовых фондов оплаты труда учреждений бюджетной сферы (постановление Губернатора Новосибирской области от 16.1.2008 N 8), размер минимальной часовой оплаты труда с 1 февраля 2008 года равен 31 рубль 58 коп.
38. На должностные оклады (оклады), компенсационные и стимулирующие выплаты начисляется районный коэффициент.
39. Месячная заработная плата работников, отработавших за этот период норму рабочего времени и качественно выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения области.
40. Индексация заработной платы работников бюджетных учреждений производится в соответствии с постановлениями Губернатора Новосибирской области.
41. В целях обеспечения единой координации с областными исполнительными органами государственной власти работу по введению отраслевых систем оплаты труда рекомендуется осуществлять отделом труда муниципальных районов, городских округов при участии структурных подразделений района, городского округа, на которые возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.
__________________________
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмом доведены разработанные департаментом труда и занятости населения Методические рекомендации по введению в бюджетных учреждениях отраслевых систем оплаты труда.
Отраслевые системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и вводятся в действие в течение 2008 года.
Отраслевые системы предусматривают единые принципы оплаты труда работников бюджетной сферы на основе базовых фондов оплаты труда, утверждаемых по подведомственным областным государственным учреждениям руководителями областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, по муниципальным учреждениям - органами местного самоуправления.
Методическими рекомендациями разъясняется порядок установления должностных окладов служащих , окладов по профессиям рабочих, заработной платы руководителей и главных бухгалтеров учреждений, определяются виды компенсационных и стимулирующих выплат, установлен порядок подготовки к введению отраслевых систем оплаты труда.
В связи с тем, что условия оплаты труда должны быть указаны в трудовом договоре, рекомендовано заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых необходимо указать размеры оклада (должностного оклада), ставки заработной платы и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Образец дополнительного соглашения приведен в приложении к Методическим рекомендациям.
Письмо Департамента труда и занятости населения Новосибирской области от 28 февраля 2008 г. "О методических рекомендациях"
Текст документа размещен на сайте Департамента труда и занятости населения Новосибирской области http://www.dtzn.nso.ru/ в Internet
Текст письма официально опубликован не был