1. В документации о закупке заказчик должен установить требования к объекту закупки, которые не должны изменяться в заявке, подаваемой участником.
ОАО (далее - Заказчик) проведен открытый аукцион на право заключения договора на оказание услуг по вывозу нефтешламов и зачистке очистных сооружений (далее - Аукцион).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 3 Документации: "В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания, либо более выгодные для заказчика, а именно подтверждения готовности к оказанию услуг ранее срока, указанного в п. 1.2. Приложения N 4 к аукционной документации".
Вместе с тем, из установленного требования в Документации не представляется возможным определить, какие "более выгодные" условия необходимо предложить участникам в составе аукционной заявки.
Таким образом, данное положение Документации нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях юридического лица - ОАО, выразившихся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.03.2017 г. по делу N 223ФЗ-203/16/АК024-17)
2. Комиссия заказчика не должна отказывать в допуске к участию в закупке организациям на основании избыточных требований документации о закупке.
ОАО (далее - Заказчик) проведен запрос котировок в электронной форме на право заключения договора поставки хозяйственных товаров (далее - Запрос котировок).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно Протоколу от 29.03.2016 N 136 рассмотрения котировочных заявок, предоставленных для участия в Запросе котировок (далее - Протокол рассмотрения заявок) ООО "Компания "К" отказано в допуске к участию в Запросе котировок в связи с не предоставлением документа, предусмотренного пунктом 7.1.7.12 документации о Запросе котировок, на основании пункта 7.1.3 документации о Запросе котировок, а именно не предоставления декларации соответствия участника закупки (третьих лиц, привлекаемых к исполнению договора) критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 7.1.7.12 документации о Запросе котировок в котировочной заявке в том числе должна быть представлена декларация/ии о соответствии участника закупки (третьих лиц, привлекаемых к исполнению договора) критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (если пунктом 1.4. Документации установлено, что запрос котировок проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства или если установлено требование о привлечении третьих лиц из числа субъектов малого и среднего предпринимательства), оформленная/ые и заверенная/ые по форме приложения N 9 к документации о Запросе котировок.
Причиной отказа в допуске ООО "К" в участии в Запросе котировок послужило отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2.2 документации о Запросе котировок, а именно двусторонних копий свидетельств о регистрации автотранспортных средств, что является основанием для отказа в допуске к участию в Запросе котировок в соответствии с пунктом 7.1.3 документации о Запросе котировок.
Согласно пункту 7.1.3 документации о Запросе котировок котировочная заявка участника, несоответствующая требованиям Документации, отклоняется.
Вместе с тем, согласно материалам настоящего дела, в содержании заявки имеется наличие заполненной по форме приложения N 9 к документации о Запросе котировок декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, действия Заказчика, выразившихся в неправомерном отказе ООО "Компания "К" в допуске к участию в Запросе котировок, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.03.2017 г. по делу N 223ФЗ-152/16/АК109-17)
3. При проведении закупки на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства заказчик должен разметить проектную документацию в составе документации по закупке.
АО (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по объекту: "Модернизация водозаборных узлов" (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО, утвержденным советом директоров АО от 29.05.2015 N 35 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектно-сметной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика, а также объем выполняемых работ.
Согласно пункту 3 Информационной карты Документации объемы выполнения работ установлены в соответствии с проектом договора и технической частью Документации.
В соответствии с Техническим заданием на выполнение работ Технической части Документации распоряжением АО от 21.01.2016 N 101/04-129/16 утверждена проектная документация "Модернизация водозаборных узлов", разработанная ООО "М".
Вместе с тем, установлено, что проектная документация не входит в состав Документации, в связи с чем в Документации не определен объем работ, являющийся предметом Закупки.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в не установлении в Документации о Закупке надлежащим образом объемов работ, являющихся предметом Закупки, нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.02.2017 г. по делу N 223ФЗ-140/16/АК029-17)
4. В документации о закупке заказчик должен установить точный размер аванса, подлежащий выплате исполнителю.
АО (далее - Заказчик) проведен запрос котировок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку кровельных и теплоизоляционных материалов на объект строительства "Жилая застройка на 1970 квартир" (далее - Запрос котировок).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги. Аналогичное требование установлено в подпункте 4 пункта 8 Положения о закупке.
Пунктом 4.3 Проекта договора Документации, установлено, что "покупатель в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента заключения договора на основании счета на оплату Поставщика вправе осуществить авансовый платеж в размере до 30% от цены Договора, указанной в п. 3.1 договора".
Таким образом, в пункте 4.3 Проекта договора Документации не установлен конкретный размер аванса, а также выплата аванса зависит от волеизъявления Заказчика, что нарушает пункт 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры. Пунктом 8 Технического задания Документации установлено, что "поставляемый поставщиком товар должен соответствовать требованиям, установленным спецификацией настоящего Технического задания, и соответствовать требованиям технических нормативов, обязательных стандартов (ГОСТ) и технических условий (ТУ) на данный вид и категорию товара, действующих на территории Российской Федерации".
Вместе с тем, из положений Документации не предоставляется возможным определить какие именно "ГОСТ" и какие именно нужны "ТУ" участникам Запроса котировок.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 24.03.2017 г. по делу N 223ФЗ-215/16/АК146-17)
5. В документации о закупке заказчик должен установить конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Заказчик проводил открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на закупку НКТ с покрытием и повышенным содержанием хрома (на 2017 г.)
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 3.6.4 Блока 3 "Инструкция для участника закупки" Документации установлено, что при подготовке заявки Участник закупки вправе направить Организатору закупки запрос о разъяснении положений Извещения и/или Документации. Запрос оформляется в соответствии с установленной формой (Блок 5 "Образцы оформления конвертов").
Согласно пункту 10.6.2.1 Положения о закупке, при проведении закупки Поставщик, начиная со дня официального размещения извещения и документации о закупке, вправе направить Заказчику в письменной форме на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица (или в виде электронного документа, подписанного ЭЦП) запрос о разъяснении положений извещения и/или документации о закупке в сроки, установленные в документации о закупке.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.02.2017 г. по делу N 223ФЗ-500/16/АК027-17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрена практика применения КоАП РФ в сфере закупок отдельными видами юрлиц. Представлены некоторые выводы.
Так, заказчики не должны устанавливать неизмеряемые требования к участникам закупки. К примеру, нельзя требовать от участника предложения "более выгодных" условий (не разъясняя их смысл) в составе аукционной заявки.
Кроме того, требования заказчика, отраженные в документации о закупке, не должны быть избыточными. За предъявление таких требований предусмотрена административная ответственность.
Также отражено, что при проведении закупки на капстроительство заказчик должен включить в состав документации по закупке проектную документацию. Последняя детализирует объем работ.
Разъясняется, что в документации о закупке заказчик должен установить точный размер аванса, подлежащий выплате исполнителю.
Признаки состава административного правонарушения также содержатся в действиях заказчика, не установившего даты начала и окончания срока предоставления участникам запроса разъяснений положений документации о закупках.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.