1. Закон о контрактной системе не предусматривает права Заказчика на проведение повторного запроса предложений в случае признания участника закупки уклонившимся от заключения государственного контракта.
Заказчик проводил запрос предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по завершению строительства нового лечебно-диагностического (хирургического профиля) корпуса ГУЗ "Городская больница".
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Запроса предложений.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контактной системе, Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Вместе с тем, в части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе установлены случаи, в которых Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что 29.03.2013 в ЕИС размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству нового лечебно-диагностического (хирургического профиля) корпуса ГУЗ "Городская больница". Победителем открытого аукциона в электронной форме признано ООО "Л".
02.09.2013 между Заказчиком и ООО "Л" заключен государственный контракт.
06.10.2015 Заказчик отказался от исполнения государственного контракта в одностороннем порядке в связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ по государственному контракту.
На основании пункта 6 части 2 статьи 83 Закона о контактной системе 23.03.2016 Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении запроса предложений на выполнение работ по завершению строительства нового лечебно-диагностического (хирургического профиля) корпуса ГУЗ "Городская больница".
Победителем указанного запроса предложений признано ООО "П". Вместе с тем, согласно протоколу от 27.04.16 о признании единственного участника запроса предложений уклонившимся от заключения контракта победитель запроса предложений ООО "Приам" признан уклонившимся от заключения государственного контракта в связи с тем, что не представил Заказчику подписанный проект государственного контракта и обеспечение исполнения контракта.
15.06.2016 Заказчиком повторно в ЕИС размещено извещение о проведении запроса предложений от 15.06.2016 на выполнение работ по завершению строительства нового лечебно-диагностического (хирургического профиля) корпуса ГУЗ "Городская больница".
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не предусматривает права Заказчика на проведение повторного запроса предложений в случае признания участника закупки уклонившимся от заключения государственного контракта.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения повторного запроса предложений, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "На основании пункта 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе 23.03.2016 Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении запроса предложений на выполнение работ по завершению строительства нового лечебно-диагностического (хирургического профиля) корпуса ГУЗ "Городская больница No33" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Павловская, д. 16, литера А для нужд Санкт-Петербурга.
Победителем указанного запроса предложений признано ООО "Приам".
Вместе с тем, согласно протоколу от 27.04.2016 о признании единственного участника запроса предложений уклонившимся от заключения контракта победитель запроса предложений ООО "Приам" признан уклонившимся от заключения государственного контракта в связи с тем, что не представил Заказчику подписанный проект государственного контракта и обеспечение исполнения контракта.
15.06.2016 Заказчиком повторно в ЕИС размещено извещение о проведении запроса предложений от 15.06.2016 на выполнение работ по завершению строительства нового лечебно-диагностического (хирургического профиля) корпуса ГУЗ "Городская больница N 33" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Павловская, д. 16, литера А для нужд Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не предусматривает права Заказчика на проведение повторного запроса предложений в случае признания участника закупки уклонившимся от заключения государственного контракта.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения повторного запроса предложений, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности нарушения ответчиком прав и законных интересов заказчика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности основан на имеющихся в деле доказательствах."
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 г. по делу N А40-151867/2016)
2. Заказчик не вправе предусматривать в документации о закупке обязанность участника закупки подтверждать документами соответствие требованиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 N 1457.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по экспертизе результатов исполнения государственных контрактов на создание, развитие и сопровождение информационных подсистем, а также компонентов информационно-технологической инфраструктуры.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктами 2, 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик, в том числе указывает:
- требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
На заседании Комиссии, что в соответствии с пунктом 3.3.1.1. Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее требование к составу заявки на участие в Конкурсе: "Документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в части III "Информационная карта конкурса" в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ, или заверенные копии таких документов: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Учитывая, что Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Конкурсе документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного, установившего в Конкурсной документации указанное требование, не соответствуют части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Из материалов дела следует, что 21.07.2016 г. в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "ПРАГМАТИК" на действия заказчика проведении Конкурса. По итогам рассмотрения жалобы, решением ФАС России от 27.07.2016 г. по делу N К-1196/16, Заявитель признан нарушившим, в том числе, пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании решения ФАС России, Заявителю выдано предписание от 27.07.2016 г. по делу N К-1196/16, которым на Заказчика и Конкурсную комиссию возложена обязанность при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать требование, установленное в подпункте 8 пункта 3.3.1.1. Конкурсной документации о необходимости предоставления документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в части III "Информационная карта конкурса" в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Удовлетворяя заявление ФСС РФ, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем не допущено нарушений Закона о контрактной системе.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, приходит к следующим доводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФАС России усмотрела нарушение указанной нормы права в действиях заказчика, основываясь на том, что последний, в целях соблюдения требований Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457, в пункте 3.9 Информационной карты конкурсной документации предусмотрел необходимость предоставления участником закупки документа, подтверждающего, что он не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, либо контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
При этом, верно установив данные обстоятельства и, учитывая требования статей 14, 49, 50, 51 Закона о контрактной системе закупок, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление в конкурсной документации требования о представлении указанного выше документа обусловлено положениями указанных выше норм права и не противоречит им.
Коллегия считает, что судом первой инстанции неверно истолкованы положения приведенных норм права, исходя из следующего.
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 N 1457 предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, заказчик при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Применение заказчиком любых указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51, пунктом 2 части 5 статьи 66, пунктом 2 части 4 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 88 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе, запросе предложений, закрытом аукционе, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам, установленным заказчиком в документации, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом, в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
Законодательство Российской Федерации не содержит порядка подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе, не содержит указания на вид подтверждающего документа.
Факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе, подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, подтверждающих тот факт, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
При этом, в случае, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок установит, что участник не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе, пункту 5 Постановления N 1457, такой участник подлежит отстранению от участия в определении подрядчика, исполнителя или решение об отказе от заключения контракта с таким участником, признанным победителем закупки, может быть принято в любой момент, до заключения контракта.
В случае выявления несоответствия участника закупки требованиям пункта 5 Постановления N 1457 в ходе исполнения контракта, заказчик на основании части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направить на основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, информацию о таком подрядчике, исполнителе в контрольный орган в сфере закупок для рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Изложенная позиция подтверждается в совместном письме Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28 и ФАС России N АЦ/28993/16 от 28.04.2016 г.
Учитывая, что Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе, не содержит указания на вид подтверждающего документа, в Конкурсной документации Заявителя неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Конкурсе документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе, к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или, ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела, выводы ФАС России, изложенные в оспоренном решении о нарушении Фондом положений пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе являются правильными; оснований для признания оспариваемого решения ФАС России незаконным у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, в связи с чем на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2016 г. подлежит отмене, заявление ФСС РФ - оставлению без удовлетворения."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017 г. по делу N А40-183928/16)
3. Заказчик не вправе предусматривать в документации о закупке обязанность участника закупки предоставлять в составе заявки платежное поручение с отметкой банка.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по преобразованию архива и из бумажного вида в электронный.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что подпункте "л" пункта 28 "Информационная карта" Конкурсной документации установлено, что в случае обеспечения заявки на участие в Конкурсе путем внесения денежных средств на счет Заказчика, факт внесения участником закупки таких денежных средств подтверждается платежным поручением с отметкой банка в составе заявки.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России и отказал в удовлетворении требований заявителя.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2017 г. по делу N А40-221861/16-149-1933)
5. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.09.2016 N 0134200000116002877-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель не представил в заявке характеристику товара "Матрацы "Рено" 2*3*0,17" о норме по погружению в раствор сернокислой меди в отношении проволоки обвязки и стяжки диаметром 2.2 мм.
В пункте 2.2.4 документации об Аукционе установлено: "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг), которые должны быть представлены участником закупки указаны в требованиях к показателям товара используемого при выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги Иркутск - Большое Голоустное на участке км 46+700 - км 70 в Иркутском районе Иркутской области, являющимися приложением N 1 к части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе".
В приложении N 1 к части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об Аукционе установлено что, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В приложении N 1 к части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об Аукционе установлено: по позиции "Матрацы "Рено" 2*3*0,17": "Цинковое покрытие или покрытие сплавом цинка с алюминием и мишметаллом должно быть прочным и выдерживать не менее 5 витков при навивке на цилиндрический стержень диаметром, равным 3 диаметрам проволоки, сплошным и равномерным, выдерживать количество и нормы по погружению в раствор сернокислой меди, указанные в таблице".
В таблице указано число и продолжительность погружений образцов проволоки диаметром 2,2 мм., 2,4 мм., 2,6 мм., 2,8 мм., 3,0 мм., 3,4 мм., 3,9 мм., также установлена масса цинкового покрытия и сплава цинка с алюминиевым вмешательством.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Уполномоченного органа первая часть заявки Заявителя не содержит сведений в части характеристик о норме по погружению в раствор сернокислой меди в отношении проволоки обвязки и стяжки диаметром 2.2 мм по позиции "Матрацы "Рено" 2*3*0,17".
Также в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 06.09.2016 N 0134200000116002877-1 участникам закупки с порядковыми номерами заявок "5", "6" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что участники закупки с порядковыми номерами заявок "5", "6" представили в заявке информацию, не соответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно по позициям "Раствор кладочный цементный", "Столбики сигнальные пластиковые", "Матрацы "Рено" 2*3*0,17 и 2*4*0,17".
В приложении N 1 к части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об Аукционе установлено:
по позиции "Раствор кладочный цементный": "Песок входящий в состав растворной смеси должен быть природный или смесь песка природного и отсева дробления (указать количественное соотношение в %) или песок из отсева дробления горных пород и соответствовать ГОСТ 8736 или ГОСТ 31424,
по позиции "Столбики сигнальные пластиковые": сигнальный столбик должен быть стойким в течение 72 ч и более 1 к статическому воздействию: воды при температуре 1 ()°С и топлива после испытаний по ГОСТ Р 41.27; 3%-ного водного и насыщенного водного растворов хлорида натрия (NaCI) при температуре 1 ()°С, 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре 1 ()°С после испытаний по ГОСТ 9.403.",
по позиции "Матрацы "Рено" 2*3*0,17 и 2*4*0,17": "Временное сопротивление проволоки разрыву 1 должно быть от 35 до 55 кгс/мм2 (340-540 Н/мм2), минимальное удлинение 1 - 12% на базовой длине образца 100 мм.".
Представленная представителями Заказчика, Уполномоченного органа первая часть заявки с порядковым номером заявки "5" содержит следующую информацию:
по позиции "Раствор кладочный цементный" содержит следующую информацию: "Песок входящий с состав раствора соответствует требованиям ГОСТ 8736".
по позиции "Столбики сигнальные пластиковые": "Сигнальный столбик стойкий в течение 72 ч. к статическому воздействию: воды при температуре 1 ()°С и топлива после испытаний по ГОСТ Р 41.27. 3%-ного водного и насыщенного водного растворов хлорида натрия (NaCI) при температуре ()°С, 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре 1 () °С после испытаний по ГОСТ 9.403."
Согласно пояснениям представителей Заказчика первая часть заявки с порядковым номером заявки "6" не содержит информацию по позиции "Матрацы "Рено" 2*3*0,17 и 2*4*0,17" в отношении временного сопротивления проволоки по разрыву 1 и минимального удлинения 1 - 12% на базовой длине образца 100 мм.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, Уполномоченный органа устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участникам Аукциона с порядковыми номерами "5", "6" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Вместе с тем, Заказчик, Уполномоченный орган устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участникам Аукциона с порядковыми номерами "5", "6" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы Заявителей об отсутствии в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе не находят своего подтверждения."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2017 г. по делу N А40-236198/16-122-2096)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.
В частности, отмечено, что Закон о контрактной системе не предусматривает права заказчика на проведение повторного запроса предложений в случае признания участника закупки уклонившимся от заключения госконтракта.
Заказчик не вправе предусматривать в документации о закупке обязанность участника закупки предоставлять в составе заявки платежное поручение с отметкой банка.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.