Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 20.03.2017 г.
Полный текст решения изготовлен 27.03.2017 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Н.В. Дейна при ведении протокола секретарем заседания Д.Р. Альчаевой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Судебного департамента в Курской области (305000, г. Курск, ул. Димитрова, д. 57, ОГРН 1024600961538, ИНН 4629046180, дата регистрации 09.12.2002) к ФАС России (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, Дата регистрации 19.04.2004, адрес 123995, ГСП-5, Д-242, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) об оспаривании решения от 08.08.16 по делу N К-1284/16
третье лицо - ООО "Почтовый сервис"
при участии от заявителя - Русанова Ю.В. дов. от 03.10.2016 г., от заинтересованного лица - Прокофьева Е.Д. дов. от 04.10.2016 г., от третьего лица - неявка, извещен
Установил:
Управление Судебного департамента в Курской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России об оспаривании решения от 08.08.16 по делу N К-1284/16.
Требования уточнялись, приняты судом к рассмотрению в указанной редакции в порядке ст. 49 АПК РФ.
Выслушав объяснения представителей, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Как следует из материалов дела, 27.07.2016 Управлением Судебного департамента в Курской области на официальном сайте в сети интернет размещено извещение N 0144100008016000121 о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг почтовой связи (в т.ч. заказных писем и бандеролей из разряда "Судебное"). Начальная максимальная цена контракта составила 1 000 000 руб., 02.08.2016 заключен государственный контракт на оказание услуг почтовой связи N 1874-16/ПР (номер реестровой записи 1462904618016000119 от 03.08.2016).
02.08.2016 ООО "Почтовый сервис" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области с жалобой на действия заказчика при проведении закупки N 0144100008016000121.
Рассмотрев жалобу, комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок признала в действиях заказчика нарушение ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и 08.08.2016 вынесла соответствующее решение.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлен статьей 99 и главой 6 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.
Приказом ФАС России от 11.08.2014 N 502/14 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (Комиссия), на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению жалоб участников закупок на действия заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок.
Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2015 N 36262).
В ФАС России поступила жалоба ООО "Почтовый сервис" на действия Управления судебного департамента в Курской области при проведении Заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта на оказание услуг почтовой связи (в т.ч. заказных писем и бандеролей разряда Судебное") (номер извещения 0144100008016000121).
В результате рассмотрения указанной жалобы по существу и осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией ФАС России 08.08.2016 принято решение по делу N К-1284/16 о признании жалобы ООО "Почтовый сервис" частично обоснованной, в действиях Заказчика выявлено части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что Заказчиком по результатам осуществления Закупки у единственного поставщика был заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Комиссией ФАС России не выдавалось.
Таким образом, Комиссия ФАС России при принятии Решения выполняла свои функции и осуществляла возложенные на нее законодательством полномочия по контролю в сфере закупок в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 закупка услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги общедоступной почтовой связи относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с перечнем услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов, на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет федеральная антимонопольная служба, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 N 637 к услугам общедоступной почтовой связи относится: пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей); передача внутренней телеграммы.
Согласно извещению о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от 27.07.2016, объектом закупки является оказание услуг почтовой связи (в т.ч. заказных писем и бандеролей разряда "Судебное"), установлен ОКПД 2 53.10.12.000 "Услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией".
В пункте 2 Приложения N 1 к извещению о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены тарифы на международные почтовые отправления.
Кроме того, в пункте 3 приложения N 1, в том числе установлено: "Тарифы на доставку международных отправлений EMS применяются в соответствии с приказом ФГУП "Почта России" от 19.02.2004 N 45".
Также пункте 4 приложения N 1 установлены тарифы на оказание дополнительных услуг, а именно: "Пересылка простого уведомления о вручении регистрируемого почтового отправления", "Пересылка заказного уведомления о вручении регистрируемого почтового отправления".
Кроме того, государственный контракт от 02.08.2016 N 1874-16/ПР содержит приложение N 3 к государственному контракту, в котором установлены тарифы на международные почтовые отправления и на оказание дополнительных услуг.
Учитывая изложенное, в объект закупки также включены услуги, которые не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а именно международные почтовые отправления, пересылка простого и заказного уведомления о вручении регистрируемого почтового отправления.
Таким образом, действия заказчика, выразившееся в размещении извещения с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", нарушают часть 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 статьи 42 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом.
При этом, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В пункте 10 "Цена за единицу услуги" извещения о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено: "В соответствии с приложением N 2 к извещению".
В приложении N 2 к извещению установлена цена за единицу услуги.
В связи с тем, что ООО "Почтовый сервис" не представлено документов и доказательств, подтверждающие обоснованность довода, что заказчиком не установлена надлежащим образом цена за единицу услуги, указанный довод не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое решение ФАС России от 08.08.2016 по делу N К-1284/16 является законным, обоснованным, принято в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции решил:
Требования Управления Судебного департамента в Курской области к ФАС России об оспаривании решения от 08.08.16 по делу N К-1284/16 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья |
Н.В. Дейна |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 марта 2017 г. N А40-233376/16-147-2059
Текст решения официально опубликован не был