Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 марта 2017 г. N 60-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам губернатора Камчатского края и агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 11 ноября 2016 года, которым удовлетворён административный иск заместителя прокурора Камчатского края об оспаривании отдельных положений подпрограмм 2 и 4 государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы", утверждённой постановлением правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года N 521-П.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя губернатора Камчатского края и правительства Камчатского края - Анькиной Е.С., а также представителя агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края Герасимовой О.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 ноября 2013 года правительством Камчатского края издано постановление N 521, частью 1 которого утверждена государственная программа Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы".
Согласно паспорту указанной государственной программы данная программа имеет подпрограммы, одни из которых - подпрограмма 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" и подпрограмма 4 "Обеспечение доступности энергетических ресурсов".
Исходя из части 2.3 подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства", в рамках этой подпрограммы будет реализовано основное мероприятие "Оказание мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства", которое будет включать в себя виды поддержки, предусмотренные частью 2.3.1 данной подпрограммы.
В соответствии с частью 2.3.1.1 подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" виды поддержки, указанные в пунктах 1, 3, 5-7, 9 части 2.3.1 подпрограммы, предоставляются краевым государственным автономным учреждением "Камчатский центр поддержки предпринимательства" в рамках исполнения государственного задания, формируемого агентством инвестиций и предпринимательства Камчатского края, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели.
Приложением N 1 к подпрограмме 2 является порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в Камчатском крае. Приложением N 2 к подпрограмме 2 является порядок предоставления грантов субъектам малого предпринимательства на создание малой инновационной компании в Камчатском крае. Приложением N 3 к подпрограмме 2 является порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга. Приложением N 4 к подпрограмме 2 является порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в области сбора и переработки дикоросов. Приложением N 5 к подпрограмме 2 является порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в области ремёсел и народных художественных промыслов. Приложением N 6 к подпрограмме 2 является порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с созданием выставок-ярмарок камчатских товаропроизводителей. Приложением N 7 к подпрограмме 2 является порядок проведения конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). Приложением N 8 к подпрограмме 2 является порядок проведения конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с созданием и (или) развитием групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста. Приложением N 9 к подпрограмме 2 является порядок предоставления консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Приложением N 10 к подпрограмме 2 является порядок реализации образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства, подготовки, переподготовки, повышения квалификации, проведения разовых лекций, стажировок, семинаров. Приложением N 11 к подпрограмме 2 является порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на строительство тепличного комплекса. Приложением N 12 к подпрограмме 2 является порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением деятельности в области обрабатывающих производств.
Приложениями к подпрограмме 4 "Обеспечение доступности энергетических ресурсов" являются: порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов энергоснабжающим организациям Камчатского края, осуществляющим отпуск электрической энергии по отпускным сниженным тарифам (приложение N 1); порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов энергоснабжающим организациям Камчатского края, осуществляющим отпуск электрической энергии по сниженным тарифам (приложение N 2); порядок предоставления субсидий из краевого бюджета предприятиям, осуществляющим поставки газа, в целях возмещения недополученных доходов в связи со снижением цены на природный газ для потребителей Камчатского края (приложение N 3); порядок предоставления субсидий из краевого бюджета энергоснабжающим организациям Камчатского края на компенсацию выпадающих доходов, возникающих при реализации инвестиционных программ по созданию и (или) реконструкции инженерной инфраструктуры на территории Камчатского края (приложение N 4).
Согласно пункту 5 части 3 приложения N 1 к подпрограмме 4 условием предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов энергоснабжающим организациям Камчатского края, осуществляющим отпуск электрической энергии по отпускным сниженным тарифам, является включение в соглашение о предоставлении субсидий согласия энергоснабжающих организаций на осуществление министерством экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения энергоснабжающими организациями условий, целей и порядка их предоставления и запрета приобретения энергоснабжающими организациями за счёт полученных средств иностранной валюты (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определённых настоящим порядком).
Согласно пункту 5 части 4 приложения N 2 к подпрограмме 4 субсидии из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов энергоснабжающим организациям Камчатского края, осуществляющим отпуск электрической энергии по сниженным тарифам, предоставляются энергоснабжающим организациям при включении в соглашение о предоставлении субсидий согласия энергоснабжающих организаций на осуществление министерством экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения энергоснабжающими организациями условий, целей и порядка их предоставления и запрета приобретения энергоснабжающими организациями за счёт полученных средств иностранной валюты (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определённых настоящим порядком).
Согласно пункту 6 части 4 приложения N 3 к подпрограмме 4 условиями предоставления субсидий из краевого бюджета предприятиям, осуществляющим поставки газа, в целях возмещения недополученных доходов в связи со снижением цены на природный газ для потребителей Камчатского края является включение в соглашение о предоставлении субсидий согласия энергоснабжающих организаций на осуществление министерством экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения энергоснабжающими организациями условий, целей и порядка их предоставления и запрета приобретения энергоснабжающими организациями за счёт полученных средств иностранной валюты (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определённых настоящим порядком).
Согласно пункту 10 части 6 приложения N 4 к подпрограмме 4 соглашение о предоставлении субсидий из краевого бюджета энергоснабжающим организациям Камчатского края, реализующим инвестиционные программы по созданию и (или) реконструкции инженерной инфраструктуры на территории Камчатского края, должно содержать согласие энергоснабжающей организации на осуществление министерством экономического развития и торговли Камчатского края и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения энергоснабжающей организацией условий, целей и порядка их предоставления и запрет приобретения энергоснабжающей организацией за счёт полученных средств иностранной валюты (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определённых настоящим порядком).
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с административным иском о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующих норм:
части 2.3.1.1 подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" и приложений NN 1-12 к ней государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы";
пункта 5 части 3 приложения N 1 к подпрограмме 4 "Обеспечение доступности энергетических ресурсов" государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы";
пункта 5 части 4 приложения N 2 к подпрограмме 4 "Обеспечение доступности энергетических ресурсов" государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы";
пункта 6 части 4 приложения N 3 к подпрограмме 4 "Обеспечение доступности энергетических ресурсов" государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы";
пункта 10 части 6 приложения N 4 к подпрограмме 4 "Обеспечение доступности энергетических ресурсов" государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на противоречие оспариваемых норм положениям Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", а также положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как утверждал административный истец, исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства только органам местного самоуправления, а передавать такие полномочия иным юридическим лицам органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут. Между тем, исходя из оспариваемой части 2.3.1.1 подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства", государственная финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется краевым государственным автономным учреждением "Камчатский центр поддержки предпринимательства", что противоречит части 2 статьи 10 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". При этом краевое государственное автономное учреждение "Камчатский центр поддержки предпринимательства" распорядителем средств бюджета Камчатского края не является, вместе с тем субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам предоставляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Кроме того, по мнению административного истца, возможность осуществления автономным учреждением полномочий органов государственной власти не предусмотрена Федеральным законом "Об автономных учреждениях".
Вышеназванные нарушения федерального законодательства административный истец приводит и в отношении оспариваемых приложений NN 1-8, 11 и 12 к подпрограмме 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" о комиссиях, принимающих решение об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также о заключении краевым государственным автономным учреждением "Камчатский центр поддержки предпринимательства" договоров об оказании финансовой поддержки.
Также административный истец ссылался на то, что оспариваемые приложения NN 1-8, 11 и 12 к подпрограмме 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" предусматривают возврат субсидий не в соответствующий бюджет, а на расчётный счёт краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр поддержки предпринимательства".
Помимо изложенного, административный истец полагал, что оспариваемые нормы подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" и приложений NN 1-12 к ней создают предпосылки для освобождения от административной ответственности как главного распорядителя бюджетных средств, который фактически субсидии не предоставляет, так и краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр поддержки предпринимательства", который фактически субсидии предоставляет, но не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса.
Относительно требований о признании недействующими отдельных норм приложений NN 1-4 к подпрограмме 4 "Обеспечение доступности энергетических ресурсов" административный истец утверждал о том, что оспариваемые положения нормативных правовых актов (порядков предоставления субсидий) являются коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержащими неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающими условия для проявления коррупции. В обоснование указанных требований административный истец ссылался на подпункт "и" пункта 3 и подпункт "б" пункта 4 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96. По мнению административного истца, коррупциогенным фактором является отсутствие в оспариваемых порядках предоставления субсидий перечня иных операций, связанных с достижением целей предоставления субсидий и для которых допускается приобретение энергоснабжающими организациями иностранной валюты за счёт полученных средств.
Решением Камчатского краевого суда от 11 ноября 2016 года административный иск заместителя прокурора Камчатского края удовлетворён.
В апелляционной жалобе губернатор Камчатского края просит отменить состоявшееся решение суда и принять по административному делу новое решение, ссылаясь на положения подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 и пункта 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которыми предусмотрены достаточные правовые основания для наделения государственными полномочиями любых государственных учреждений, в том числе автономных, а также закреплена возможность делегирования таких полномочий учреждениям вне зависимости от того, предусмотрено ли это в специальном законе. По мнению заявителя, вопреки выводам суда первой инстанции, часть 2 статьи 10 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" во взаимосвязи с абзацем вторым части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляют возможность передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления и не запрещают передавать эти полномочия юридическим лицам. Кроме того, ссылается на положения частей 3.12-3.14 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях", которые допускают возможность осуществления автономными учреждениями полномочий по исполнению публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме. Также утверждает, что системное толкование пунктов 1 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствует о необходимости указания в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам, целей предоставления этих субсидий, а не перечня операций, связанных с достижением целей предоставления субсидий и для которых допускается приобретение юридическими лицами иностранной валюты за счёт полученных средств.
Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края в апелляционной жалобе также просит отменить состоявшееся решение суда и принять по административному делу новое решение, ссылаясь на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и предоставление краевым государственным автономным учреждением "Камчатский центр поддержки предпринимательства" мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках исполнения государственного задания в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, а также на неверное истолкование судом первой инстанции пункта 5.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской.
Заместителем прокурора Камчатского края на апелляционные жалобы представлены письменные возражения, в которых приводятся доводы административного иска.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
Удовлетворяя административный иск заместителя прокурора Камчатского края в части требований о признании недействующими части 2.3.1.1 подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" и приложений NN 1-12 к ней, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не предусматривает передачу отдельных полномочий по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, в том числе государственным автономным учреждениям. Как посчитал суд, государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления субсидий и грантов, оказания консультационных, образовательных и иных мер поддержки должна осуществляться именно органами государственной власти в рамках предоставленных им полномочий, а не иными организациями. В этой связи суд пришёл к выводу о неправомерном наделении краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр поддержки предпринимательства" полномочиями по реализации государственной программы Камчатского края, поскольку автономные учреждения создаются для выполнения работ и оказания услуг, и возложение на них административных полномочий, составляющих компетенцию органа государственной власти, является недопустимым. Суд также посчитал, что не может быть признана правомерной поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства посредством предоставления субсидий и грантов, оказания консультационных и образовательных мер через краевое государственное автономное учреждение "Камчатский центр поддержки предпринимательства", так как на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий и на иные цели автономным учреждениям из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предоставляются субсидии, вместе с тем передача субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации автономному учреждению на цели, не предусмотренные частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях", не основана на положениях действующего законодательства. Таким образом, по мнению суда, оспариваемые нормы подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" неправомерно наделяют краевое государственное автономное учреждение "Камчатский центр поддержки предпринимательства" функциями по финансовой, консультационной и образовательной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях реализации которых (и на обеспечение собственной деятельности) данное учреждение получает субсидии за счёт средств краевого и федерального бюджетов, тогда как возложение указанных функций на автономные учреждения не предусмотрено законом. Помимо этого, порядки предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, являющиеся приложениями NN 1-8, 11 и 12 к подпрограмме 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства", предусматривающие возврат субсидий на расчётный счёт краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр поддержки предпринимательства", а не в соответствующий бюджет, противоречат требованиям подпункта 3 пункта 3 и пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя административный иск заместителя прокурора Камчатского края в части требований о признании недействующими отдельных норм приложений NN 1-4 к подпрограмме 4 "Обеспечение доступности энергетических ресурсов", суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 5.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам, указанным в пункте 1 этой же статьи, должны быть указаны (перечислены) связанные с достижением целей предоставления этих средств иные операции, для которых возможно приобрести иностранную валюту за счёт полученных средств (субсидий). Между тем оспариваемые порядки предоставления субсидий, являющиеся приложениями NN 1-4 к подпрограмме 4, не содержат каких-либо сведений о видах операций, для которых возможно приобрести иностранную валюту за счёт полученных средств. При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что содержание оспариваемых порядков предоставления субсидий, являющихся приложениями NN 1-4 к подпрограмме 4, в части отсутствия видов операций с иностранной валютой носит неопределённый характер, что может привести к ограничению прав энергоснабжающих организаций на приобретение иностранной валюты для достижения целей предоставления им субсидий.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции не согласна, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации с учётом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Частью 1 статьи 6 этого же федерального закона закреплено, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим федеральным законом.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться такие меры как, обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего федерального закона меры (пункт 7 и 9 статьи 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 14 этого же федерального закона основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); открытость процедур оказания поддержки.
В оказании поддержки должно быть отказано в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно частям 1-3 статьи 16 этого же федерального закона поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 указанной статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путём предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: 1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций; 2) компенсации затрат, произведённых и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг (статья 20 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере образования органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: 1) создания условий для подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства или их дополнительного профессионального образования; 2) учебно-методической и научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства (статья 21 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Правительством Камчатского края постановлением от 29 ноября 2013 года N 521-П утверждена государственная программа Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы".
Как видно из паспорта государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы", данная программа имеет подпрограммы, одни из которых - подпрограмма 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" и подпрограмма 4 "Обеспечение доступности энергетических ресурсов".
В соответствии с абзацем первым раздела 7 указанной государственной программы реализация программы предполагает оказание краевыми государственными учреждениями, подведомственными Министерству экономического развития и торговли Камчатского края, агентству инвестиций и предпринимательства Камчатского края, государственных услуг в рамках основных мероприятий подпрограмм 1, 2 и 5.
Как видно из паспорта подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" ответственным исполнителем подпрограммы является агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края, участниками подпрограммы - краевое государственное автономное учреждение "Камчатский центр поддержки предпринимательства", органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию). При реализации подпрограммы выделена следующая цель - создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае предпринимательской деятельности. Задачами подпрограммы являются: повышение предпринимательской активности, бизнес-образование и стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности; повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исходя из части 2.3 указанной подпрограммы, в рамках подпрограммы будет реализовано основное мероприятие "Оказание мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства". Данное основное мероприятие будет включать в себя виды поддержки, предусмотренные частью 2.3.1 подпрограммы, среди которых: развитие лизинга и модернизация производства (пункт 1); гранты начинающим субъектам малого предпринимательства (пункт 3); поддержка малых инновационных компаний (пункт 5); предоставление субсидий камчатским товаропроизводителям и предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере народных художественных промыслов и переработки дикоросов (пункт 6); создание групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста (пункт 7); повышение доступности бизнес-образования для субъектов малого и среднего предпринимательства и пропаганда предпринимательства (пункт 9); предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на строительство тепличного комплекса (пункт 11); предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением деятельности в области обрабатывающих производств (пункт 12).
При этом в соответствии с частью 2.3.1.1 подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" виды поддержки, указанные в пунктах 1, 3, 5-7, 9, 11, 12 части 2.3.1 подпрограммы, предоставляются краевым государственным автономным учреждением "Камчатский центр поддержки предпринимательства" в рамках исполнения государственного задания, формируемого агентством инвестиций и предпринимательства Камчатского края, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели.
Согласно частям 2.3.2-2.3.6 этой же подпрограммы начинающим субъектам малого предпринимательства оказывается финансовая поддержка в виде предоставления грантов на создание собственного бизнеса в Камчатском крае в порядке и на условиях, установленных приложением N 1 к подпрограмме. Субъектам малого предпринимательства оказывается финансовая поддержка в виде предоставления грантов на создание малой инновационной компании в Камчатском крае в порядке и на условиях, установленных приложением N 2 к подпрограмме. Субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются следующие виды финансовой поддержки: 1) предоставление субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга, в порядке и на условиях, установленных приложением N 3 к подпрограмме; 2) предоставление субсидий на осуществление деятельности в области сбора и переработки дикоросов в порядке и на условиях, установленных приложением N 4 к подпрограмме; 3) предоставление субсидий на осуществление деятельности в области ремесел и народных художественных промыслов в порядке и на условиях, установленных приложением N 5 к подпрограмме; 4) предоставление субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с созданием выставок-ярмарок камчатских товаропроизводителей, в порядке и на условиях, установленных приложением N 6 к подпрограмме; 5) предоставление субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), в порядке и на условиях, установленных приложением N 7 к подпрограмме; 6) предоставление субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с созданием и (или) развитием групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста в порядке и на условиях, установленных приложением N 8 к подпрограмме; 7) предоставление субсидий на строительство тепличного комплекса в порядке и на условиях, установленных приложением N 11 к подпрограмме; 8) предоставления субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением деятельности в области обрабатывающих производств в порядке и на условиях, установленных приложением N 12 к подпрограмме. Консультационная поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке и на условиях, установленных приложением N 9 к подпрограмме. Реализация образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства, подготовка, переподготовка, повышение квалификации, проведение разовых лекций, стажировок, семинаров осуществляется в порядке и на условиях, установленных приложением N 10 к подпрограмме.
Из приведённых норм подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства" следует, что меры государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, указанные в пунктах 1, 3, 5-7, 9, 11, 12 части 2.3.1 данной подпрограммы, предоставляются краевым государственным автономным учреждением "Камчатский центр поддержки предпринимательства" в рамках исполнения государственного задания в порядке и на условиях, установленных приложениями NN 1-12 к этой подпрограмме.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 3 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72)) настоящего федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Краевое государственное автономное учреждение "Камчатский центр поддержки предпринимательства" создано распоряжением правительства Камчатского края от 12 ноября 2013 года N 689-рп, которым определено, что основной целью деятельности данного учреждения является содействие занятости населения Камчатского края путём реализации программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае. Министерство экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края определено исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанного учреждения и которому поручено утвердить устав учреждения, а также государственное задание учреждению.
Постановлением губернатора Камчатского края от 17 марта 2016 года N 23 "Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края" министерство экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края переименовано в министерство экономического развития и торговли Камчатского края и образовано агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края, которому переданы полномочия переименованного Министерства экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края в сфере инвестиционной, имиджевой и внешнеэкономической деятельности, предпринимательства, в сфере отдельных отраслей промышленности (судоремонт, легкая и химическая промышленность, издательская деятельность), в том числе, по разработке и реализации государственных программ Камчатского края, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" закреплено, что автономным учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
При этом основной деятельностью автономного учреждения признаётся деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
Согласно уставу краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр поддержки предпринимательства" данное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в сфере занятости населения, для осуществления деятельности, предусмотренной настоящий уставом и направленной на сокращение безработицы в Камчатском крае путём развития малого и среднего предпринимательства, самозанятости населения, сохранения имеющихся рабочих мест и создания новых рабочих мест субъектов малого и среднего предпринимательства Камчатского края (пункт 1.1). Основной целью деятельности учреждения является реализация программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае (пункт 3.2). Предметом деятельности учреждения является реализация мероприятий по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории Камчатского края, в соответствии с программами по развитию малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае.
Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми, среди прочих, считаются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (абзац третий статьи 2 этого же закона Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 5 указанного закона Российской Федерации предусмотрено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения, среди прочего, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
В соответствии с пунктом 3, абзацами седьмым и одиннадцатым подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан; содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Из приведённых норм федерального законодательства следует, что в целях реализации государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы" и её подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства", содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, могло быть создано краевое государственное автономное учреждение "Камчатский центр поддержки предпринимательства", функции и полномочия учредителя в отношении которого осуществляет уполномоченный орган государственной власти Камчатского края. Данное учреждение предоставляет меры государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках исполнения государственного задания, формируемого уполномоченным органом государственной власти Камчатского края, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели.
Согласно абзацу тридцать третьему статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Абзацем третьим статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учётом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесёнными его уставом к основной деятельности.
В свою очередь, распоряжением правительства Камчатского края от 12 ноября 2013 года N 689-рп "О создании краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр поддержки предпринимательства" закреплено, что основной целью деятельности данного учреждения является содействие занятости населения Камчатского края путём реализации программ, проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае. Аналогичная деятельность в качестве основной деятельности закреплена в уставе указанного учреждения.
Меры государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, указанные в пунктах 1, 3, 5-7, 9, 11, 12 части 2.3.1 подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства", предоставляются краевым государственным автономным учреждением "Камчатский центр поддержки предпринимательства" в рамках исполнения государственного задания, устанавливающего требования к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ). Категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, условия и порядок предоставления мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства самостоятельно данным учреждением не установлены, какие-либо акты учреждения об этом не издавались. Категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, условия и порядок предоставления мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства установлены правительством Камчатского края постановлением от 29 ноября 2013 года N 521-П, в соответствии с которым указанное учреждение и предоставляет меры государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Необходимость соответствия нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и необходимость определения данными правовыми актами категорий и (или) критериев отбора лиц, имеющих право на получение субсидий, а также целей, условий и порядка предоставления субсидий закреплены подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает создание краевого государственного автономного учреждения "Камчатский центр поддержки предпринимательства" в целях реализации государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы" и её подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства", содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также наделение указанного учреждения необходимыми для этого полномочиями законным.
Другой оспариваемой по настоящему административному делу подпрограммой государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы" является подпрограмма 4 "Обеспечение доступности энергетических ресурсов".
Согласно пункту 5.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьёй, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является запрет приобретения за счёт полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определённых нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, среди прочего, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации исходит из того, что пункт 5.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской регламентирует условия предоставления субсидий юридическим лицам и не предусматривает обязанность по определению в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам, перечня связанных с достижением целей предоставления субсидий иных операций, для которых возможно приобретение иностранной валюты за счёт полученных средств. Также приведённая норма не закрепляет право юридических лиц на приобретение за счёт полученных средств иностранной валюты, а определяет условия использования полученных средств. При этом из пункта 1 и подпункта 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует необходимость указания в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам, целей предоставления этих субсидий, а не названного перечня операций.
Таким образом, отсутствие в приложениях NN 1-4 к подпрограмме 4 "Обеспечение доступности энергетических ресурсов" перечня связанных с достижением целей предоставления субсидий иных операций, для которых возможно приобретение иностранной валюты за счёт полученных средств, не может быть расценено, как коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержащий неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к организациям и тем самым создающий условия для проявления коррупции. Перечень операций, для которых возможно приобретение за счёт полученных средств иностранной валюты, определён в пункте 5.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации; исходя из этой же нормы, дальнейшее включение в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, перечня связанных с достижением целей предоставления субсидий иных операций, для которых возможно приобретение за счёт полученных средств иностранной валюты, не исключается.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда не может быть признано законным, в связи с чем, данное решение подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 11 ноября 2016 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска заместителя прокурора Камчатского края об оспаривании отдельных положений подпрограмм 2 и 4 государственной программы Камчатского края "Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы", утверждённой постановлением правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года N 521-П, отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 марта 2017 г. N 60-АПГ17-2
Текст определения официально опубликован не был