Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
(справочное)
Общие соображения относительно появления дефектов канатов и критериев их выбраковки
Г.1 Обрывы проволочек
Г.1.1 Наиболее часто встречающийся вид дефекта - это обрывы проволочек, произвольно располагающиеся вдоль всей длины каната.
У канатов однослойной и многослойной односторонней свивки обрывы проволочек располагаются чаще всего на внешней части наружных прядей и обычно совпадают с зонами износа.
У некрутящихся канатов большее количество обрывов проволочек может находиться на внутренних прядях, и их визуальное обнаружение затруднено. По этой причине допустимое число обрывов проволочек некрутящихся канатов меньше, чем для стандартных (см. таблицы 3 и 4).
Если запасовка каната такова, что основной причиной появления обрывов проволочек является усталость от изгиба и их количество зависит от количества циклов работы механизма, следует учитывать, что скорость появления обрывов со временем начинает резко увеличиваться. Поэтому проверки следует начинать заранее и учитывать скорость появления обрывов проволочек.
Г.1.2 Зоны перехлеста при многослойной навивке на барабан
Как показывает практика, наибольшее количество обрывов проволочек при многослойной навивке встречается в зонах перехлеста. При проведении проверок эти зоны требуют повышенного внимания.
Г.1.3 Локализованные обрывы
Оценить допустимое количество обрывов проволочек в случае их расположения на ограниченном участке одной пряди довольно сложно. При этом такие локальные участки могут повторяться по длине каната. В подобных случаях решение о допустимом количестве обрывов должен принять компетентный специалист. Это количество в любом случае должно быть меньше, чем указано в таблицах 3 и 4.
Г.1.4 Обрывы проволочек в углублениях между прядями
При выявлении обрыва проволочки в углублении между прядями данный участок каната подлежит детальному осмотру. У канатов малого диаметра такие обрывы можно обнаружить, согнув полностью разгруженный канат.
При обнаружении двух или более подобных обрывов можно сделать вывод о том, что внутренняя структура каната и/или сердечник повреждены и канат подлежит выбраковке.
Г.2 Уменьшение диаметра каната
Г.2.1 Внешний износ
Внешний износ может быть равномерным по всей длине каната, а может быть локальным - на отдельных участках. Причиной износа является контакт каната с барабаном и блоками, а при многослойной навивке - контакт витков каната между собой (особенно в зонах перехлеста).
Если износ каната неравномерен по длине, то следует выявить и по возможности устранить причину такого износа.
Причиной износа также могут стать недостаточная смазка, использование в качестве смазки несоответствующего смазочного материала, а также условия окружающей среды (например, абразивная пыль).
Причиной уменьшения диаметра могут стать также внутренние дефекты каната:
- износ или вдавливание внутренних проволочек;
внутренний износ, вызванный трением между внутренними прядями и проволочками (особенно если канат многократно перегибается на блоках);
- повреждение или разрыв металлического или органического сердечника;
- разрыв внутренних прядей некрутящихся канатов.
При оценке состояния каната следует учитывать, что уменьшение эффективной площади сечения ведет к уменьшению его несущей способности.
Г.3 Коррозия
В первую очередь коррозия возникает при работе каната на открытом воздухе (особенно в морском климате) и в химически агрессивных средах.
При оценке степени повреждения следует учитывать, что снижение несущей способности каната происходит не только за счет уменьшения эффективной площади сечения, но и за счет появления дефектов (мелких впадин) на поверхности проволочек, которые становятся концентраторами напряжения. Сильная коррозия может также стать причиной потери гибкости каната.
Чаще всего внутренняя и внешняя коррозия появляются одновременно. Однако в некоторых случаях при визуальном осмотре внутренняя коррозия не выявляется. При наличии признаков внутренней коррозии такой канат должен быть подвергнут проверке методами неразрушающего контроля.
Г.4 Деформации и повреждения
Г.4.1 Волнистость
Волнистость - это деформация каната, при которой продольная ось каната на прямолинейных участках перестает быть прямой под нагрузкой и без нее.
Волнистость каната сама по себе может не снижать прочность каната, однако деформации вызывают перераспределение нагрузок в канате и могут вызвать повышенный износ и обрывы проволочек.
Волнистость каната также может повлиять на состояние оборудования - блоков, подшипников и т.п.
Г.4.2 Корзинообразная деформация
Корзинообразная деформация может стать результатом несовпадения длины каната и его сердечника.
Одна из возможных причин - сдвиг прядей под действием трения, например о реборду барабана или блока, при слишком большом угле набегания каната (трение о реборду вызывает раскручивание наружных прядей каната больше
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.