Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
(справочное)
Общие соображения относительно появления дефектов канатов и критериев их выбраковки
Г.1 Обрывы проволочек
Г.1.1 Наиболее часто встречающийся вид дефекта - это обрывы проволочек, произвольно располагающиеся вдоль всей длины каната.
У канатов однослойной и многослойной односторонней свивки обрывы проволочек располагаются чаще всего на внешней части наружных прядей и обычно совпадают с зонами износа.
У некрутящихся канатов большее количество обрывов проволочек может находиться на внутренних прядях, и их визуальное обнаружение затруднено. По этой причине допустимое число обрывов проволочек некрутящихся канатов меньше, чем для стандартных (см. таблицы 3 и 4).
Если запасовка каната такова, что основной причиной появления обрывов проволочек является усталость от изгиба и их количество зависит от количества циклов работы механизма, следует учитывать, что скорость появления обрывов со временем начинает резко увеличиваться. Поэтому проверки следует начинать заранее и учитывать скорость появления обрывов проволочек.
Г.1.2 Зоны перехлеста при многослойной навивке на барабан
Как показывает практика, наибольшее количество обрывов проволочек при многослойной навивке встречается в зонах перехлеста. При проведении проверок эти зоны требуют повышенного внимания.
Г.1.3 Локализованные обрывы
Оценить допустимое количество обрывов проволочек в случае их расположения на ограниченном участке одной пряди довольно сложно. При этом такие локальные участки могут повторяться по длине каната. В подобных случаях решение о допустимом количестве обрывов должен принять компетентный специалист. Это количество в любом случае должно быть меньше, чем указано в таблицах 3 и 4.
Г.1.4 Обрывы проволочек в углублениях между прядями
При выявлении обрыва проволочки в углублении между прядями данный участок каната подлежит детальному осмотру. У канатов малого диаметра такие обрывы можно обнаружить, согнув полностью разгруженный канат.
При обнаружении двух или более подобных обрывов можно сделать вывод о том, что внутренняя структура каната и/или сердечник повреждены и канат подлежит выбраковке.
Г.2 Уменьшение диаметра каната
Г.2.1 Внешний износ
Внешний износ может быть равномерным по всей длине каната, а может быть локальным - на отдельных участках. Причиной износа является контакт каната с барабаном и блоками, а при многослойной навивке - контакт витков каната между собой (особенно в зонах перехлеста).
Если износ каната неравномерен по длине, то следует выявить и по возможности устранить причину такого износа.
Причиной износа также могут стать недостаточная смазка, использование в качестве смазки несоответствующего смазочного материала, а также условия окружающей среды (например, абразивная пыль).
Причиной уменьшения диаметра могут стать также внутренние дефекты каната:
- износ или вдавливание внутренних проволочек;
внутренний износ, вызванный трением между внутренними прядями и проволочками (особенно если канат многократно перегибается на блоках);
- повреждение или разрыв металлического или органического сердечника;
- разрыв внутренних прядей некрутящихся канатов.
При оценке состояния каната следует учитывать, что уменьшение эффективной площади сечения ведет к уменьшению его несущей способности.
Г.3 Коррозия
В первую очередь коррозия возникает при работе каната на открытом воздухе (особенно в морском климате) и в химически агрессивных средах.
При оценке степени повреждения следует учитывать, что снижение несущей способности каната происходит не только за счет уменьшения эффективной площади сечения, но и за счет появления дефектов (мелких впадин) на поверхности проволочек, которые становятся концентраторами напряжения. Сильная коррозия может также стать причиной потери гибкости каната.
Чаще всего внутренняя и внешняя коррозия появляются одновременно. Однако в некоторых случаях при визуальном осмотре внутренняя коррозия не выявляется. При наличии признаков внутренней коррозии такой канат должен быть подвергнут проверке методами неразрушающего контроля.
Г.4 Деформации и повреждения
Г.4.1 Волнистость
Волнистость - это деформация каната, при которой продольная ось каната на прямолинейных участках перестает быть прямой под нагрузкой и без нее.
Волнистость каната сама по себе может не снижать прочность каната, однако деформации вызывают перераспределение нагрузок в канате и могут вызвать повышенный износ и обрывы проволочек.
Волнистость каната также может повлиять на состояние оборудования - блоков, подшипников и т.п.
Г.4.2 Корзинообразная деформация
Корзинообразная деформация может стать результатом несовпадения длины каната и его сердечника.
Одна из возможных причин - сдвиг прядей под действием трения, например о реборду барабана или блока, при слишком большом угле набегания каната (трение о реборду вызывает раскручивание наружных прядей каната больше, чем раскручивание сердечника).
Другая причина образования деформации - слишком узкий ручей блока (при прохождении такого ручья наружные пряди каната сжимаются и становятся длиннее внутренних прядей или сердечника).
Со временем разница длин внешних прядей и сердечника накапливается в одном месте каната и появляется корзинообразная деформация.
Г.4.3 Выдавливание сердечника или пряди
Фактически выдавливание сердечника или пряди (чаще всего у некрутящихся канатов) является частным случаем корзинообразной деформации, при которой разница в длине сердечника (или внутренней пряди) и наружных прядей становится слишком большой.
Г.4.4 Выдавливание проволочки из пряди
Чаще всего выдавливаются проволочки, расположенные на поверхности каната противоположной поверхности, соприкасающейся с ручьем блока или барабана.
Г.4.5 Увеличение диаметра каната
Увеличение диаметра каната происходит из-за нарушения внутреннего состояния каната - разбухания органического сердечника под действием влаги или из-за внутренней коррозии (накопления частиц ржавчины внутри каната).
Г.4.6 Сплющивание каната
Сплющенные участки каната, проходя через блок, быстро выходят из строя, так как на них увеличивается скорость появления обрывов проволочек. Кроме того, сплющенные участки каната могут повредить блок, через который они проходят.
Г.4.7 Повреждения от нагрева или электрического разряда
Повреждения от нагрева или электрического разряда могут определяться по наличию цветов побежалости на проволочках и отсутствию в этих местах смазки.
Г.4.8 Уменьшение гибкости каната
Уменьшение гибкости каната чаще всего происходит под действием окружающей среды. Потеря гибкости может привести к невозможности использования каната.
О потере гибкости каната могут свидетельствовать:
- уменьшение диаметра каната;
- увеличение длины каната;
- отсутствие зазоров между прядями и/или проволочками;
- наличие в углублениях между прядями и/или проволочками мелкого коричневого порошка (результат коррозии при трении);
- уменьшение диаметра каната в большей степени, чем это может быть в результате износа отдельных проволочек;
- заметная жесткость каната при работе с ним.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.