Руководящий документ РД 153-39.0-071-01
"Методические рекомендации по бухгалтерскому учету газа в газораспределительных организациях ТЭК России"
(введен в действие приказом Министерства энергетики РФ от 4 апреля 2001 г. N 100)
Дата введения 1 апреля 2001 г.
Введен впервые
1 Область применения
1.1 Руководящий документ (РД) "Методические рекомендации по бухгалтерскому учету газа в газораспределительных организациях ТЭК России" устанавливает единый порядок проведения работ в системе сбора, регистрации и обобщения информации о газе (в денежном выражении) как составной части имущества организации и его движении, а также формы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом.
1.2 РД действует на всей территории Российской Федерации и применяется в организациях газораспределения топливно-энергетического комплекса России независимо от их принадлежности, форм собственности и организационно-правовой формы.
1.3 На основании данного РД разрабатывается учетная политика организации применительно к местным условиям и согласовывается в финансовых органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части газоснабжения дотационных слоев населения и отклонений фактически потребленного населением объема газа и полученного расчетным способом по нормам, утвержденным региональными органами исполнительной власти.
2 Нормативные ссылки
2.1 Настоящий РД разработан в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 23.07.98 N 123-ФЗ, Собрание законодательства РФ, 25.11.96, N 48, ст. 5369, "Российская газета", N 228, 28.11.96) и с учетом следующих нормативных актов:
- Федерального закона РФ "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 21.08.95, N 34, ст. 4261, "Российская газета" N 164, 24.08.95),
- Федерального закона РФ "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.99 N 69-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 05.04.99, N 14, ст. 1667),
- Постановления Правительства РФ от 05.02.98 N 162 "Правила поставки газа в Российской Федерации",
- Министерства топлива и энергетики РФ и Государственной газовой инспекции 14.10.96, зарегистрированных в Министерстве юстиции России 15.11.96 (peг. N 1198) "Правила учета газа",
- ГОСТа 2939-63 "Газы. Условия для определения объема":
температура - 20°С (293,15 К)
давление 760 мм. рт. ст. (101325 Н/м)
влажность равна 0
3 Термины и определения
3.1 Газ как объект учета выступает в виде:
а) товара (покупного энергоносителя) - части материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи потребителю без дополнительной обработки. Газ как товар может быть продан потребителю только совместно с услугой по его транспортировке по газораспределительным сетям,
б) топлива - части материально-производственных запасов, используемых для технических и управленческих целей организации (на основании ПБУ 5/98 - "Учет материально-производственных запасов", от 15.06.98 N 25н, NN 107н, 31н, приказы Минфина России).
3.2 Бухгалтерский учет газа обеспечивает выполнение следующих задач:
а) правильное оформление документов, своевременное отражение в учете приобретения газа, его реализации и внутреннего потребления на нужды газораспределительной организации,
б) достоверное определение результатов от реализации газа,
в) контроль над расходом газа, принятого к бухгалтерскому учету, и выявление внутрихозяйственных резервов.
3.3 Для выполнения задач п. 3.2 РД газораспределительная организация (далее - ГРО) разрабатывает рациональную систему документооборота и утверждает следующие документы:
- формы первичных учетных документов и учетных регистров, применяемых в организации для учета газа,
- перечень должностных лиц, ответственных за оперативный учет и контроль над поступлением и расходом газа и имеющих право подписи первичных учетных документов,
- коды хозяйственных операций,
- график документооборота.
Система документооборота, применяемая в организации, является составной частью ее учетной политики (в соответствии ПБУ 1/98 - "Учетная политика организации", от 09.12.98 N 60н, N 107н приказы Минфина России).
3.4 все хозяйственные операции с газом, проводимые организацией, должны оформляться первичными учетными документами (оправдательными документами), на основании которых ведется бухгалтерский учет газа.
Первичные учетные документы должны приниматься к учету и соответствовать формам:
- (форма N 1-ГР), акт приемки-передачи газа,
- (форма N 2-ГР), акт подачи-отбора газа организациям,
- (форма N 3-ГР), акт подачи-отбора газа населению, имеющему счетчики,
- (форма N 4-ГР), акт подачи-отбора газа населению, не имеющему счетчиков,
- (форма N 5-ГР), акт отбора газа на проведение регламентных работ,
- (форма N 6-ГР), акт отбора газа на прочие технические цели,
- (форма N 7-ГР), акт отбора газа на управленческие цели,
- (форма N 8-ГР), акт отбора газа в связи с аварийными выбросами,
- (форма N 9-ГР), акт приемки-передачи газа, ГРО - газотранспортная организация,
- (форма N 10-ГР), товарный отчет о движении газа,
- (форма N 11-ГР), материальный отчет о движении газа,
- (форма N 12-ГР), ведомость движения газа. (См. приложения А, Б, В ... М).
3.5 Единицей бухгалтерского учета газа является номенклатурный номер, разрабатываемый ГРО по приобретаемым объемам газа для конкретной категории потребителей.
3.6 Оперативный (первичный) учет газа ведется по материально ответственным лицам организации и разработанным номенклатурным номерам по системе материальных (товарных) отчетов (формы N 10-ГР, 11-ГР). Заполнение материальных (товарных) отчетов производится на основании первичных учетных документов перечисленных в пункте 3.4.
3.7 Аналитический учет газа ведется на основе Ведомости движения газа в денежном выражении по форме N 12-ГР (см. приложение М).
3.8 Синтетический учет газа ведется на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендуемых Министерством финансов Российской Федерации.
3.9 В настоящем РД используются следующие основные понятия:
- организация - собственник газораспределительной системы (ГРО) - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием,
- газ как минеральное сырье - природный, нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтедобывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами,
- транспортировка газа - перемещение и передача газа по газотранспортной системе,
- поставщик - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа ГРО по договорам,
- потребитель газа (абонент, субабонент) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у ГРО и использующее его в качестве топлива или сырья,
- оптовая цена на газ - цена за 1000 газа (с акцизом, без НДС), утверждаемая Федеральной энергетической комиссией для применения при реализации газа потребителям Российской Федерации (кроме населения),
- оптовая цена на природный газ, предназначенная для последующей перепродажи населению - цена за 1000 газа (без НДС), утверждаемая Федеральной энергетической комиссией для применения поставщиками по поставкам газа газораспределительным организациям для последующей реализации населению,
- тариф на транспортировку газа по местным сетям - тариф на услуги ГРО по транспортировке газа по распределительным газопроводам, утверждаемый соответствующими органами исполнительной власти,
- приборы учета - средства измерений и другие технические средства, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе (объеме), температуре, давлении газа и времени работы приборов,
- узел учета - комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров,
- расход газа - объем газа, прошедшего через поперечное сечение трубопровода за единицу времени, приведенный к стандартным условиям, температура 20°С (293,15°К), давление 760 мм рт. ст. (101325 Н/м), влажность равна 0,
- расчетный период - согласованный сторонами договора период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газораспределительной организацией и потребителем за поставленный газ.
- категории потребителей - группы конечных потребителей газа, сформированные по принципу "единой оптовой цены" и коэффициентов, применяемых к поставке сверхдоговорных объемов газа, например: малоимущие слои населения, прочее население, коммунально-бытовые потребители, прочие потребители,
- единица измерения объема газа - тысяча кубических метров , код 114 Общероссийского классификатора единиц измерения (ОК-015-94).
4 Организация системы документооборота
4.1 Первичные документы.
4.1.1 Первичные документы, которыми должны оформляться хозяйственные операции, производимые ГРО с газом, подразделяются на пять групп:
1 - хозяйственные операции, связанные с покупками газа у поставщиков,
2 - хозяйственные операции, связанные с продажами газа конечным потребителям,
3 - хозяйственные операции, связанные с отбором газа на собственные технические и управленческие цели организации,
4 - отбор газа в связи с аварийными выбросами,
5 - хозяйственные операции, связанные с транспортировкой газа от поставщика до конечного потребителя.
4.1.2 Хозяйственные операции, связанные с покупками газа у поставщиков, оформляются Актом приемки-передачи газа (форма N 1-ГР). Акт заполняется не менее чем в двух экземплярах.
Основаниями для заполнения Акта являются:
- договор поставки газа,
- показания приборов учета газа.
Акт приемки-передачи газа оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в "Правилах поставки газа" и за расчетный период, указанный в договоре поставки газа. Данные ежесуточного потребления газа в разрезе узлов учета могут быть приведены в Приложении к Акту приемки-передачи.
Если по договору поставки в расчетном периоде поставлялись объемы газа потребителям, по которым утверждены разные оптовые цены и коэффициенты к ним, то такие объемы должны быть полностью расшифрованы в Акте приемки-передачи.
Объемы газа, принятые газораспределительной организацией к транспортировке, отражаются в Акте в виде справки.
При несогласии одной из сторон с определением объема и стоимости переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение.
Акт оформляет представитель организации - поставщика газа. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон договора поставки газа в сроки установленные договором.
4.1.3 Хозяйственные операции, связанные с продажами газа конечным потребителям, оформляются (см. Приложения Б, В, Г):
- актом подачи-отбора газа организациям (форма N 2-ГР),
- актом подачи-отбора газа населению, имеющему счетчики (форма N 3-ГР),
- актом подачи-отбора газа населению, не имеющему счетчиков (форма N 4-ГР).
Актом подачи-отбора газа (форма N 2-ГР) оформляются хозяйственные операции, связанные с продажами газа организациям. Акт заполняется не менее чем в двух экземплярах. Основанием для заполнения Акта являются:
- договор газоснабжения,
- показания приборов учета газа.
Акт подачи-отбора газа оформляется на основании данных ежесуточного потребления газа в разрезе узлов учета газа за расчетный период, указанный в договоре о газоснабжении. Расчетный период, указанный в договорах о газоснабжении потребителей газа, должен соответствовать расчетному периоду, указанному в договорах поставки газа, заключенными ГРО с поставщиками газа. Данные ежесуточного потребления газа в разрезе узлов учета могут быть приведены в Приложении к Акту. В акте должны быть отдельно выделены объемы газа, поданные сверх согласованных объемов.
Форма Акта предусматривает также информацию об услугах по транспортировке газа, оказанных потребителю газа за расчетный период.
При несогласии одной из сторон с определением объема и стоимости поданного газа, а также стоимости услуг по транспортировке газа, она подписывает Акт, изложив особое мнение.
Акт оформляет ответственное лицо ГРО. Акт подписывают уполномоченные представители сторон договора газоснабжения в сроки установленные договором.
Актом подачи-отбора газа (форма N 3-ГР), оформляются хозяйственные операции, связанные с продажей газа населению, имеющему счетчики. Основанием для заполнения Акта являются:
- договоры газоснабжения, заключенные в письменной форме,
- показания приборов учета газа.
Акт является внутренним итоговым документом ГРО о подаче газа населению, имеющему счетчики. Акт заполняется в одном экземпляре.
Для заполнения Акта может быть использована двухуровневая система группировки информации:
1-й уровень - информация группируется по каждому структурному подразделению организации в разрезе категорий потребителей. Итоговым документом этого уровня будет являться Приложение к Акту.
2-й уровень - информация группируется по категориям потребителей в разрезе всех структурных подразделений организации. Итоговым документом этого уровня будет являться Сводное приложение к Акту. Данные Сводного приложения используются для заполнения соответствующих показателей Акта.
Объем поданного газа определяется за расчетный период. Расчетный период устанавливается договором газоснабжения и должен соответствовать расчетному периоду, указанному в договорах поставки газа, заключенными ГРО с поставщиками газа. Приложения к акту и сам Акт подписываются должностными лицами газораспределительной организации, ответственными за оперативный учет и контроль над подачей газа населению. Акт утверждается руководителем организации.
Актом подачи-отбора газа (форма N 4-ГР, приложение Г) оформляются хозяйственные операции, связанные с подачей газа населению без учета его расхода по приборам учета.
Основанием для заполнения Акта являются:
- договоры газоснабжения, заключенные в публичной форме,
- нормы потребления газа, утвержденные соответствующими органами исполнительной власти.
Акт является внутренним итоговым документом ГРО и составляется в одном экземпляре.
Структурные подразделения ГРО, подающие газ таким потребителям, учитывают объем поданного газа исходя из норм его потребления, утвержденных соответствующими органами исполнительной власти. По окончании расчетного периода по каждому такому подразделению составляется Приложение к Акту подачи-отбора газа по форме N 4-ГР. Приложения подписываются должностными лицами ГРО, ответственными за оперативный учет и контроль над подачей газа населению. На основании Приложений, заполненных по структурным подразделениям, ответственным лицом организации составляется и подписывается сводное Приложение к акту подачи-отбора газа по форме N 4-ГР. Показатели этого документа группируются как в разрезе категорий потребителей, так и в разрезе структурных подразделений ГРО.
Данные об объемах поданного газа приводятся в Акте по двум графам "По норме" и "Фактически", потребленные населением. Фактически потребленные объемы газа определяются в соответствии с действующими нормативными документами, а при их отсутствии в соответствии с порядком, утверждаемым руководителем ГРО.
Акт подачи-отбора газа по форме N 4-ГР подписывается руководителем структурного подразделения ГРО, ответственным за оперативный учет и контроль над подачей газа населению без применения приборов учета газа, и утверждается руководителем организации.
4.1.4 Хозяйственные операции, связанные с отбором газа на собственные технические и управленческие цели, оформляются (см. Приложения Д, Е, Ж):
- актом отбора газа на проведение регламентных работ (форма N 5-ГР),
- актом отбора газа на прочие технические цели (форма N 6-ГР),
- актом отбора газа на управленческие цели (форма N 7-ГР).
Актом отбора газа на проведение регламентных работ (форма N 5-ГР) оформляются хозяйственные операции, связанные с отбором газа ГРО на проведение регламентных работ:
- продувку газопроводов и оборудования при вводе в эксплуатацию объектов газоснабжения,
- продувку газопроводов и оборудования после капитального ремонта объектов газоснабжения,
- регулировку и настройку газового оборудования при вводе в эксплуатацию объектов газоснабжения,
- регулировку и настройку газового оборудования после капитального ремонта объектов газоснабжения,
- по плановому техническому обслуживанию газового оборудования объектов газоснабжения,
- по плановому техническому обслуживанию оборудования котельных и т.д.
Акт является внутренним документом организации и заполняется в одном экземпляре. Данные о расходе газа на проведение регламентных работ приводятся в Акте за установленный в договоре поставки газа расчетный период по двум графам "По расчету" и "Фактически". Фактически израсходованные объемы газа на проведение регламентных работ определяются в соответствии с действующими нормативными актами, а при их отсутствии в соответствии с порядком, утверждаемым руководителем ГРО. Акт предусматривает объяснение причин отклонений фактических данных по сравнению с данными технических расчетов. Акт подписывается руководителем структурного подразделения организации, проверившим технический расчет, и лицами, ответственными за оперативный учет и контроль над расходом газа. Акт утверждается руководителем организации.
Актом отбора газа на прочие технические цели (форма N 6-ГР) оформляются хозяйственные операции, связанные с отбором газа ГРО на собственные нужды:
- для эксплуатации газоиспользующего оборудования ремонтно-механических мастерских (заготовительных цехов),
- для эксплуатации газоиспользующего оборудования технических кабинетов,
- для эксплуатации стендов и макетов учебно-тренировочных центров,
- для эксплуатации приборной техники химических лабораторий и т.д.
Акт является внутренним документом организации и заполняется в одном экземпляре.
Основанием для заполнения Акта являются показатели приборов учета расхода газа. Акт предусматривает объяснение причин отклонений фактических данных по сравнению с утвержденным лимитом. Акт подписывает лицо, установившее лимит, и лица, ответственные за оперативный учет и контроль над расходом газа. Акт утверждается руководителем организации.
Актом отбора газа на управленческие цели (форма N 7-ГР, см. Приложение Ж) оформляются хозяйственные операции, связанные с отбором газа ГРО для эксплуатации:
- собственной(ных) котельной(ных),
- собственных автономных отопительных установок,
- собственной(ными) столовой(выми) и (или) других объектов пищеприготовления и т.д.
Акт является внутренним документом организации и заполняется в одном экземпляре. Основанием для заполнения Акта являются показатели приборов учета газа. Акт объясняет причины отклонений объемов фактического расхода газа по сравнению с установленным лимитом. Акт подписывает лицо, установившее лимит, и лица, ответственные за оперативный учет и контроль над расходом газа. Акт утверждается руководителем организации.
4.1.5 Хозяйственные операции, связанные с отбором газа в связи с аварийными выбросами, произошедшими по вине ГРО, оформляются Актом отбора газа в связи с аварийными выбросами по форме N 8-ГР (см. Приложение З).
Акт является внутренним документом организации и заполняется в одном экземпляре. Данные об объемах газа, отобранных в связи с аварийными выбросами, приводятся в Акте по двум графам "По норме" и "Фактически". Фактический объем газа определяется в соответствии с действующими нормативными актами, а при их отсутствии согласно порядку, утверждаемому руководителем ГРО. Акт предусматривает объяснение причин отклонений фактических данных по сравнению с данными технических расчетов. Акт подписывает руководитель структурного подразделения организации, проверивший технический расчет, и лица, ответственные за оперативный учет и контроль над расходом газа. Акт утверждается руководителем организации.
4.1.6 Хозяйственные операции, связанные с транспортировкой газа ГРО от поставщиков газа конечным потребителям оформляются Актом поставки-транспортировки газа по форме N 9-ГР (см. Приложение И). Основанием для оформления акта являются:
- договор поставки-транспортировки газа, заключенный между поставщиком газа, ГРО и конечным потребителем газа,
- показания приборов учета газа.
Акт составляется не менее чем в 3-х экземплярах и состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В товарном разделе поставщиком газа заполняются данные об объемах поставленного газа. Транспортный раздел заполняется газотранспортной организацией. Показатели ежесуточной поставки-транспортировки газа оформляются в виде приложения к акту.
В случае разногласий, выявившихся в процессе заполнения акта, стороны имеют право выразить особое мнение.
Акт подписывается уполномоченными представителями всех сторон, заключившими договор поставки - транспортировки газа.
4.2 Право подписи первичных учетных документов
4.2.1 Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером по рекомендуемой форме:
Перечень должностных лиц,
имеющих право подписи первичных учетных документов по ОАО "Светлоерайгаз" в 2001 году
Таблица 4.2.1
Наименование документа |
Полномочия лица, которому предоставлено право подписи документа |
Должность и фамилия лица, которому предоставлено право подписи |
Образец подписи |
1 |
2 |
3 |
4 |
Акт приемки-передачи газа (ф. N 1-ГР, прил. А) |
Отбор газа согласно договору поставки газа, контроль над показаниями приборов учета газа у поставщика, а также проверка их работоспособности, наличия действующих свидетельств об их поверке. |
Начальник отдела режимов газоснабжения Лунев А.* |
|
Акт приемки-передачи газа (ф. N 2-ГР, прил. Б) |
Подача газа организациям согласно заключенным договорам о газоснабжении, контроль над показаниями приборов учета газа, а также проверка их работоспособности, наличия действующих свидетельств об их поверке. |
Начальник отдела режимов газоснабжения Лунев А.* |
|
Акт отбора газа на проведение регламентных работ (ф. N 5, см. прил. Д) |
Проверка технического расчета |
Начальник производственного отдела Ипполитов М. |
|
Составление технического расчета и оперативный контроль над проведением регламентных работ |
Начальник участка N 1 Рузаев В.* |
||
И т.д. |
|
|
|
______________________________
* - материально ответственные лица
Главный бухгалтер Лубышева А.В.
4.2.2 Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается приказом руководителя организации.
4.2.3 Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов по операциям покупки и продажи газа, направляется организациям - поставщикам газа и - конечным потребителям газа.
4.3 Кодирование хозяйственных операций
4.3.1 Для автоматизированной обработки информации в ГРО предусматривается система кодирования хозяйственных операций. Система кодирования зависит от особенностей деятельности организации, ее структуры, потребностей в получении информации, необходимой для эффективного управления ГРО.
Например:
Таблица 4.3.1
Хозяйственная операция |
Код первого порядка |
Код второго порядка |
1. Продажа газа - товара конечным потребителям |
4100 |
|
2. Продажа газа - товара организациям |
|
4110 |
3. Продажа газа - товара малоимущим слоям населения |
|
4120 |
4. Продажа газа - товара льготным категориям населения |
|
4130 |
5. Продажа газа - товара прочему населению |
|
4140 |
и т.д. |
|
|
или:
Хозяйственная операция |
Код первого порядка |
Код второго порядка |
Код третьего порядка |
1. Продажа газа - товара конечным потребителям |
4100 |
|
|
2. Продажа газа товара организациям |
|
4110 |
|
3. Продажа газа - товара организациям филиалом N 1 |
|
|
4111 |
и т.д.
Для примера использован следующий принцип построения кода:
две первые цифры кода обозначают счет бухгалтерского учета, на котором учитывается газ, предназначенный для продажи конечным потребителям,
две последние цифры - непосредственно код операции по данному счету бухгалтерского учета.
Решение о разработке и применении кодов при заполнении первичных учетных документов принимается организацией в зависимости от особенностей программных продуктов, используемых при обработке информации.
4.4 График документооборота
4.4.1 График документооборота в организации регламентирует порядок создания или получения от других организаций первичных учетных документов, их проверки, обработки для целей бухгалтерского учета, передачи в архив.
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации. С приказом под роспись должны быть ознакомлены все должностные лица, ответственные за выполнение графика. В приказе предусматриваются меры ответственности исполнителей за несоблюдение своих обязанностей в графике документооборота.
График размещается на отдельном стенде в административном здании организации, в служебных помещениях соответствующих функциональных служб или размещается на центральном сервере компьютерной сети организации.
Главный бухгалтер осуществляет контроль над исполнением графика документооборота в организации.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов по форме и в сроки, предусмотренные Графиком документооборота, являются обязательными для работников организации.
В случаях невыполнения какими-либо работниками этих требований, главный бухгалтер обязан письменно сообщить об этом руководителю организации.
График документооборота рекомендуется составлять в виде следующей таблицы, (см. Приложение Н).
4.5 Хранение первичных учетных документов
4.5.1 Первичные документы по учету газа подлежат обязательной передаче в архив.
4.5.2 Первичные документы по учету газа, до передачи их в архив организации, хранятся в бухгалтерской службе организации в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
4.5.3 Обработанные первичные документы по учету газа, относящиеся к определенному учетному регистру, вместе с другими документами комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива.
4.5.4 Справка для архива содержит следующую информацию:
- наименование учетного регистра, к которому относятся первичные документы,
- период, за который скомплектованы документы,
- перечень скомплектованных первичных документов,
- дату комплектации и передачи в архив,
- подпись ответственного лица.
4.5.5 Срок хранения первичных документов определяется в соответствии с действующим законодательством.
5 Первичный (оперативный) учет газа
5.1 Первичный (оперативный) учет газа осуществляется материально ответственными лицами ГРО, уполномоченными руководителем на осуществление хозяйственных операций, связанных с поступлением и расходом газа и имеющих право подписи первичных учетных документов.
5.2 Перечень таких лиц утверждается приказом руководителя организации (см. пункт 4.2).
5.3 Материально ответственные лица обязаны в установленные сроки оформлять первичные документы о хозяйственных операциях по поступлению и расходу газа, своевременно представлять их в бухгалтерскую службу организации, а также осуществлять оперативный контроль над движением газа.
5.4 Определение объемов поступления и расхода газа осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами, а при их отсутствии в соответствии с порядком утвержденным руководителем ГРО. Порядок, утвержденный руководителем организации, является элементом учетной политики организации.
5.5 Данные оперативного учета газа отражаются в первичных документах, составленных по утвержденным формам (см. пункт 4.1).
5.6 По окончании отчетного месяца материально ответственные лица организации обязаны составлять товарные и материальные отчеты о движении газа по формам N 10-ГР и N 11-ГР (см. Приложения К, Л). В товарных отчетах накапливаются данные о движении газа - товара, а в материальных - данные о движении газа, учитываемого на счете "Материалы".
5.7 Отчеты по формам N 10-ГР и N 11-ГР вместе с оформленными первичными документами представляются материально ответственными лицами организации в бухгалтерскую службу для проверки, таксировки и принятия к бухгалтерскому учету.
5.8 По результатам оперативного учета объема газа составляется товарный баланс газа уполномоченными службами газораспределительной организации.
В товарном балансе отражаются показатели движения объемов газа по двум графам "За отчетный месяц" и "С начала отчетного года".
Форма товарного баланса предусматривает показатели движения газа в разрезе конкретных потребителей.
Товарный баланс газа утверждается руководителем организации по рекомендуемой типовой форме.
Утверждаю: генеральный директор ОАО "Светлоерайгаз" Полукаров В.А. ___________________________ "___" _____________ 200__ г. |
ТОВАРНЫЙ БАЛАНС ГАЗА
по ОАО "Светлоерайгаз"
за ___________ 200__ г.
ПРИХОД |
РАСХОД |
||||
Показатели |
Объем газа, тыс. м3 |
Показатели |
Объем газа, тыс. м3 |
||
за отчетный месяц |
с начала года |
За отчетный месяц |
с начала года |
||
1. Поступило от поставщиков (по показаниям приборов) |
10 000 |
100 000 |
А. Расход газа, определенный по показаниям приборов: |
|
|
1. Подан газ потребителям - организациям |
5000 |
50 000 |
|||
|
|
|
2. Подан газ населению |
1500 |
13 000 |
|
|
|
3. Отобран газ на прочие технические цели ГРО |
100 |
500 |
|
|
|
4. Отобран газ на управленческие цели ГРО |
200 |
1500 |
|
|
|
Итого по разделу А |
6800 |
65000 |
|
|
|
Б. Расход газа, определенный иными способами |
|
|
|
|
|
1. Подан газ населению |
2800 |
29500 |
|
|
|
2. Отобран газ ГРО на проведение регламентных работ |
390 |
4000 |
|
|
|
3. Отобран газ в связи с аварийными выбросами |
10 |
1500 |
|
|
|
Итого |
3200 |
35000 |
Всего |
10000 |
100000 |
Всего |
10000 |
100000 |
Начальник отдела режимов газоснабжения Лунев А.В.
"___" _____________ 200__ г.
6 Оценка газа
6.1 Приобретенный газ принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
6.2 Фактической себестоимостью газа, приобретенного за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение газа могут быть:
- суммы, уплачиваемые поставщику газа в соответствии с договором поставки (подачи) газа,
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением газа,
- невозмещаемые налоги,
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен газ,
- затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит), в т.ч. затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением газа и произведены до даты принятия газа к бухгалтерскому учету,
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением газа.
Не включаются в фактические затраты на приобретение газа общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с его приобретением.
6.3 Фактическая себестоимость газа, внесенного в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из его денежной оценки, согласованной учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
6.4 Фактическая себестоимость газа, полученного ГРО безвозмездно, определяется исходя из его рыночной стоимости на дату оприходования.
6.5 Фактическая себестоимость газа, приобретенного по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
6.6 Фактическая себестоимость газа, в которой он принят к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
6.7 Экономически обоснованными фактическими затратами на приобретение газа газораспределительными организациями (в расчете на 1000 ) в период государственного регулирования цен являются:
- оптовая цена на газ, утверждаемая поставщикам газа Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации для применения при реализации газа конечным потребителям (кроме населения).
- оптовая цена на природный газ, предназначенный для последующей перепродажи населению, утверждаемая поставщикам газа Федеральной энергетической комиссией или (Региональной энергетической комиссией) Российской Федерации для применения по поставкам газа ГРО для последующей реализации населению.
6.8 При отпуске газа и ином выбытии оценка его производится организацией одним из следующих методов:
- по себестоимости каждой единицы запаса,
- по средней себестоимости,
- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО),
- по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).
В период государственного регулирования цен на газ, и учитывая, что переходящих остатков запасов газа в ГРО не образуется, наиболее рациональным является применение методов оценки газа по себестоимости каждой единицы запаса или по средней себестоимости.
В течение отчетного года Организация может применять как элемент учетной политики один метод оценки.
В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
- статьи расходов на приобретение газа, учитываемые при калькулировании покупной цены,
- методы оценки газа.
7 Бухгалтерский учет газа
7.1 Рабочий план счетов (на основании Приказа Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета ...")
ГРО ведут бухгалтерский учет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководящий документ РД 153-39.0-071-01 "Методические рекомендации по бухгалтерскому учету газа в газораспределительных организациях ТЭК России" (введен в действие приказом Министерства энергетики РФ от 4 апреля 2001 г. N 100)
Текст документа официально опубликован не был
1 Разработан ОАО "Росгазификация"
Ответственные исполнители:
Локотунин В.И., Алабушина Н.А., Иванец Н.Е.
2 Принят и введен в действие приказом Минэнерго России от 4 апреля 2001 г. N 100
3 Дата введения 2001-04-01
4 Введен впервые
5 Согласован письмом Минфина России от 22.03. 2001 г. N 16-00-14/137
6 Учтены положения федеральных законов:
о бухгалтерском учете, о естественных монополиях, о газоснабжении в Российской Федерации