Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение F
(справочное)
Пример расчета
эквивалентного уровня звука за 8-часовой рабочий день при использовании стратегии измерения на основе рабочего дня
F.1 Общие положения
В примере рассматривается использование стратегии измерения на основе рабочего дня (см. раздел 11) для определения эквивалентного уровня звука за 8-часовой рабочий день на рабочем месте водителя вилочного автопогрузчика предприятия, занимающегося изготовлением и хранением проволочных канатов.
F.2 Этап 1. Анализ рабочей обстановки
Рабочие функции водителя вилочного автопогрузчика включают в себя транспортировку материалов-полуфабрикатов и готовой продукции на участках производства, хранения и отгрузки. В большой степени работа, выполняемая работником, зависит от заданий, которые ему дает мастер. Передвижения автопогрузчика осуществляются при разной нагрузке (полной, частичной, без груза) и по разным поверхностям. Большую часть времени водитель проводит в кабине автопогрузчика, но периодически покидает ее для получения инструкций от мастера и обсуждения производственных вопросов с другими работниками. Автопогрузчик имеет систему звукового оповещения о движении задним ходом, применение которой является обязательным.
На производстве занято три водителя вилочных автопогрузчиков, рабочая смена которых длится 10 ч, включая три перерыва по 20, 45 и 20 мин. Два коротких перерыва могут быть использованы водителем в любое удобное для него время и в любом месте в пределах производственной зоны. Большой перерыв является обеденным, и водитель проводит его в столовой предприятия. Эффективная длительность рабочего дня составляет, таким образом, 9,25 ч.
Описание рабочей обстановки было составлено по наблюдениям и беседам с водителями и их мастерами. Принято решение, что три водителя вилочных автопогрузчиков составляют группу равного шумового воздействия (см. 7.2).
F.3 Этап 2. Выбор стратегии измерения
Поскольку картина рабочего дня водителя вилочного автопогрузчика является относительно сложной и малопредсказуемой, наиболее подходящей была признана стратегия измерения на основе рабочего дня.
F.4 Этап 3. Проведение измерений
F.4.1 План измерений
Вначале для каждого из водителей были проведены измерения в течение полного рабочего дня.
Измерения проводились с помощью калиброванного персонального дозиметра шума, в начале рабочей смены прикрепляемого к плечу водителей. Водители были проинструктированы о проводимых измерениях и предупреждены о необходимости выполнять работу обычным образом, не допуская прикосновений и иных воздействий на микрофон и дозиметр, и избегая ведения во время рабочего дня разговоров, не вызванных производственной необходимостью.
Во время двух коротких перерывов персональные дозиметры шума оставались на работниках и продолжали работать в установленном режиме. Воздействие шума во время обеденного перерыва было признано не относящимся к оценке шума на рабочем месте водителя, поэтому в начале обеденного перерыва оператор останавливал запись сигнала, переводя работу персонального дозиметра шума в режим паузы.
В конце рабочей смены оператор снимал персональный дозиметр шума с работника и вновь выполнял процедуру калибровки.
Поскольку установка и снятие персонального дозиметра шума в начале и в конце смены, а также проведение инструктажа работника требовали определенного времени, время, отведенное на измерения, было нескольким меньшим, чем эффективная длительность рабочего дня. Тем не менее, длительность измерений была достаточной, чтобы охватить все события, значимые с точки зрения шумового воздействия на работника.
После первых трех измерений выяснилось, что расхождение в результатах составляет более 3 дБ. В связи с этим были проведены три дополнительных измерения, вновь в течение полного рабочего дня каждое, с использованием вышеописанной процедуры. Таким образом, общее число измерений было равно шести.
F.4.2 Наблюдение за действиями работников и контроль измерений
Чтобы оценить источники неопределенности, которые могли повлиять на результаты измерений, оператор периодически наблюдал за поведением каждого водителя и делал соответствующие записи.
Кроме того, в конце рабочей смены после снятия с работника персонального дозиметра шума оператор опрашивал работника с целью установить, в какой степени рабочий день можно было считать представительным, и выявить, выполнялись ли работником в течение рабочего дня какие-либо нетипичные задания и не случилось ли каких-либо происшествий, которые могли бы повлиять на полученный результат.
F.5 Этап 4. Проверка на ошибки
Потенциальных источников ошибок выявлено не было.
F.6 Этап 5. Вычисления и представление результата измерения
F.6.1 Результаты измерений
Результаты шести измерений показаны в таблице F.1.
Таблица F.1 - Результаты измерений
Водитель/День |
Эквивалентный уровень звука , дБ |
Длительность измерения, t |
1/1 |
88,0 |
8 ч 15 мин |
2/1 |
91,8 |
8 ч 10 мин |
3/1 |
87,6 |
8 ч 15 мин |
1/2 |
90,4 |
8 ч 00 мин |
2/2 |
89,0 |
8 ч 05 мин |
3/2 |
88,4 |
8 ч 10 мин |
F.6.2 Расчет эквивалентного уровня звука за 8-часовой рабочий день
Эквивалентный уровень звука при эффективной длительности рабочего дня 9,25 ч для группы равного шумового воздействия, составленной из водителей вилочных автопогрузчиков, рассчитан по формуле (11) усреднением по шести результатам измерений (см. таблицу F.1), что дало = 89,5 дБ.
Расчет эквивалентного уровня звука за 8-часовой рабочий день по формуле (13) дал
.
F.6.3 Расчет неопределенности измерения
Расширенная неопределенность U для стратегии измерения на основе рабочего дня была определена в соответствии с разделом С.3 (приложение С) следующим образом.
По формуле (С.12) определена стандартная неопределенность для
.
Определение по таблице С.4 вклада данной неопределенности при N = 6 и = 1,65 дБ дало = 1,0 дБ.
Для инструментальной составляющей неопределенности значение было взято из таблицы С.5: = 1,5 дБ (для персонального дозиметра шума).
Стандартная неопределенность, связанная с положением микрофона, согласно разделу С.6 была взята равной = 1,0 дБ.
Соответствующие коэффициенты чувствительности согласно таблице С.3 = = 1.
По формуле (С.9) была рассчитана суммарная стандартная неопределенность
,
.
F.6.4 Заключение
Три водителя вилочных автопогрузчиков на своем рабочем месте подвергаются шумовому воздействию с эквивалентным уровнем звука за 8-часовой рабочий день 90,1 дБ со стандартной неопределенностью 2,06 дБ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.