Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1118796-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за отдельные административные правонарушения на транспорте"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
Законопроектом предлагается усиление административной ответственности за ряд правонарушений на водном транспорте. В указанных целях вносятся изменения в статьи 3.3, 3.5, 11.8, 11.8.1, 11.9 и 11.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие значительное (до 20 раз) увеличение размеров административных штрафов.
Комитетом законопроект не поддерживается по следующим основаниям.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на "устранение дисбаланса" между санкциями указанных статей Кодекса, предусматривающих ответственность за управление судном лицом, не имеющим права управления, или передачу управления судном лицу, не имеющему такого права, управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо передачу управления судном такому лицу, а также за допуск указанных лиц к управлению судном и нарушение правил выпуска судна в плавание, и санкциями за совершение аналогичных правонарушений в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 Кодекса, поскольку совершение этих правонарушений связано с эксплуатацией источника повышенной опасности.
Данное сравнение с целью уравнивания санкций за правонарушения в указанных областях представляется не бесспорным, поскольку степень общественной вредности этих правонарушений неоднозначна в силу несопоставимости интенсивности движения на внутренних водах с интенсивностью движения на автомобильных дорогах, а также степени распространенности правонарушений в данных областях. Статистические данные о количестве таких правонарушений, приведенные в пояснительной записке, также об этом свидетельствуют. Приведенными цифрами не подтверждается и неэффективность установленной ответственности за правонарушения, предусмотренные санкциями статей 11.8, 11.8.1, 11.9 и 11.13 Кодекса, а также необходимость их ужесточения в 15-20 раз.
По законопроекту имеется еще ряд замечаний.
Так, некорректно вносятся изменения в статьи 3.3 и 3.5 Кодекса.
В часть 2 статьи 3.3 Кодекса вносится изменение в части возможности применения лишения специального права в виде права управления транспортными средствами в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 11.9 Кодекса. При этом в проектируемой части 1 указанной статьи данный вид наказания предусмотрен в качестве основного альтернативного наказания.
Статья 3.5 Кодекса дополняется категорией статей с максимальным размером административного штрафа в тридцать тысяч рублей, однако, такая категория статей в статье 3.5 уже имеется.
Не соответствующим степени общественной вредности правонарушений представляется установление в проектируемой редакции статьи 11.9 значительно меньших размеров административного штрафа за управление маломерным судном, не подлежащим государственной регистрации судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, а равно передачу управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, по сравнению с ответственностью, предусмотренной статьей 11.8 за управление судном лицом, не имеющим права управления судном, а также за передачу управления судном лицу, не имеющему права управления этим судном.
Предлагаемая редакция части 2 статьи 11.8.1 об ответственности за передачу управления маломерным судном, не подлежащим государственной регистрации, лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном, также подлежит дополнительному обсуждению. Поскольку законодательством не предусмотрена необходимость получения удостоверения на право управления судном массой менее 200 килограмм и мощностью двигателя менее 8 киловатт, которое не подлежит государственной регистрации в реестре маломерных судов, для установления административной ответственности за передачу управления таким судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления им, отсутствует правовое основание.
В статье 11.9 представляется нецелесообразным выделение ответственности за управление в состоянии опьянения маломерным судном, не подлежащим государственной регистрации, поскольку тяжесть последствий таких противоправных действий как управление в состоянии опьянения не зависит от наличия или отсутствия государственной регистрации судна.
С учетом изложенного, законопроект рекомендуется Комитетом к отклонению.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.