Распоряжение ОАО "РЖД" от 30 декабря 2016 г. N 2817р
"Об утверждении Типового технологического процесса организации доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс"
В целях расширения полигонов курсирования поездов, следующих в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс", развития технологий ускоренной доставки грузов, повышения конкурентоспособности ОАО "РЖД" на рынке транспортных услуг и уровня кпиентоориентированности:
1. Утвердить Типовой технологический процесс организации доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс".
2. Вице-президенту - начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А., вице-президенту - генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Бабаеву С.М. довести настоящее распоряжение до сведения причастных.
Первый вице-президент ОАО "РЖД" |
А. Краснощек |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
N 2817р от 30.12.2016 г.
Типовой технологический процесс организации доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс"
1. Общие положения
1.1. Типовой технологический процесс организации доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс" (далее - Типовой технологический процесс) устанавливает единые требования к перевозкам повагонных, групповых и контейнерных отправок грузов, а также к технологии ускоренной доставки грузов железнодорожным транспортом и порядок взаимодействия участников перевозочного процесса в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс".
1.2. Типовой технологический процесс разработан в целях распределения обязанностей и ответственности между участниками процесса доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс" и создания условий для привлечения дополнительных объемов перевозок грузов на железнодорожный транспорт, повышения уровня клиентоориентированности холдинга ОАО "РЖД" и качества обслуживания клиентов. Внедрение перспективных технологий ускоренной доставки грузов позволит компании создать конкурентные преимущества на рынке транспортных услуг, тем самым повысить привлекательность железнодорожных перевозок и обеспечить получение дополнительных доходов за предоставление услуги "Грузовой экспресс".
1.3. Под услугой "Грузовой экспресс" понимается услуга по резервированию вагоно-мест и доставке на определенном участке в пути следования грузов или порожних вагонов, контейнеров в составе грузового поезда установленного веса и длины на заданном маршруте с повышенной маршрутной скоростью (более 550 км/сут). Перевозка выполняется по графику с согласованным временем (в часах/сутках) отправления со станции формирования поезда и согласованным временем прибытия на станцию расформирования и/или на станцию обмена групп (без учета времени на формирование и расформирование поезда).
1.4. Типовой технологический процесс организации доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс" определяет порядок взаимодействия функциональных филиалов ОАО "РЖД" и их структурных подразделений при оказании клиентам услуги "Грузовой экспресс" согласно заключенным договорам.
1.5. Основными участниками процесса доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс" являются:
- ЦФТО - Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД" и его территориальные подразделения (ТЦФТО);
- ЦД - Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД" и ее структурные подразделения (Д);
- Клиент - грузоотправитель (отправитель), которому оказывается услуга "Грузовой экспресс".
1.6. Взаимодействие ЦД и ее структурных подразделений с ЦФТО и его территориальными подразделениями в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс" базируется на прогнозируемых и заявленных объемах отправления грузов, вагонов, контейнеров и формируемых на их основе специализированных расписаний движения поездов.
1.7. Настоящий регламент охватывает следующие основные функциональные области взаимодействия ЦД, ЦФТО и их подразделений при организации доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс".
По функциям прогнозирования и планирования:
- изучение потребности рынка в предоставлении услуги на существующих и перспективных направлениях;
- планирование объемов перевозок грузов и порожних грузовых вагонов на предстоящий месяц;
- согласование заявок Клиентов на оказание услуги "Грузовой экспресс";
- определение порядка формирования, отправления, проследования и прибытия вагонов в рамках оказания услуги;
- разработка расписаний следования грузовых поездов.
По функциям, связанным с оперативной деятельностью:
- формирование посуточного плана отправления;
- контроль за продвижением по сети железных дорог;
- внесение корректировок в план их отправления.
Технологическое и информационное взаимодействие:
- разработка местной технологии формирования и отправления поезда в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс" по каждому направлению (каждой опорной станции) с учетом местных условий;
- учет груженых и порожних грузовых вагонов, контейнеров, перевезенных в рамках услуги "Грузовой экспресс";
- начисление платы за оказание услуги и учет дополнительных доходов ОАО "РЖД";
- контроль и анализ выполнения обязательств по перевозкам в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс".
1.8. Взаимодействие ЦД, ЦФТО и их подразделений строится на основании внутренних нормативных документов ОАО "РЖД", утвержденных установленным порядком.
1.9. Настоящий типовой технологический процесс охватывает следующие основные функциональные области взаимодействия ЦФТО, его территориальных подразделений с Клиентом при реализации технологии "Грузовой экспресс":
- прием заявок на оказание услуги;
- заключение договоров на оказание услуги;
- резервирование вагоно-мест в составе поезда;
- согласование ежесуточного графика отправления грузов и порожних грузовых вагонов и его корректировок;
- информирование Клиентов по вопросу рассмотрения заявок на оказание услуги "Грузовой экспресс" и процессу оказания услуги.
1.10. Взаимодействие ЦФТО и его территориальных подразделений с Клиентом строится на основе нормативных правовых актов Российской Федерации и в соответствии с заключенными между ОАО "РЖД" и Клиентом договорами.
1.11. Детальный порядок взаимодействия всех участников процесса организации доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс" прописан в соответствующих разделах настоящего Типового технологического процесса.
1.12. Типовой технологический процесс организации доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс" разработан в соответствии с документами, перечисленными в разделе "Нормативные ссылки".
2. Требования к условиям ускоренной доставки грузов грузовыми поездами с использованием услуги "Грузовой экспресс"
2.1. Условия, регламентирующие организацию доставки грузов, порожних вагонов и контейнеров с использованием услуги "Грузовой экспресс".
2.1.1. Для перевозки с использованием услуги "Грузовой экспресс" принимаются любые роды грузов, типы вагонов и контейнеров (кроме живности и негабаритных грузов), обеспечивающие возможность беспрепятственного следования в составе полновесного и/или полносоставного грузового поезда по расписанию.
2.1.2. Маршруты следования, величина состава и даты отправления поездов "Грузовой экспресс" должны быть заранее известны потенциальным Клиентам (оповещение, публикация, в том числе через СМИ). Указывается географическая привязка назначаемых поездов вместе с технологической привязкой к конкретным станциям (Москва - Новосибирск вместе с Бекасово-Сортировочная - Инская).
2.1.3. Информирование Клиентов о возможности резервирования вагоно-мест в составе поезда "Грузовой экспресс" производится силами ТЦФТО с использованием электронных средств связи, телефонных средств связи, а также через публикацию на сайте rzd.ru*.
2.1.4. Поезд "Грузовой экспресс" формируется на опорной станции (станции формирования) из вагонов Клиентов (грузоотправителей), погруженных на станциях погрузки, определенных местной технологией формирования и отправления поезда в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс" в соответствии с техническими и технологическими особенностями данной станции.
2.1.5. Доставка груза и вагонов до станции формирования "Грузовой экспресс", а также от станций обмена поездными группами и расформирования производится в соответствии с местной технологией формирования и отправления поезда в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс".
2.1.6. Упрощение процедуры взаимодействия Клиента со структурными подразделениями ОАО "РЖД" в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс" с учетом реализации принципа одного окна (в том числе через электронные сервисы), в том числе при предоставлении Клиенту комплексного транспортного обслуживания.
2.1.7. Перевозчик несет ответственность за исполнение обязательств, указанных в договоре на оказание услуги "Грузовой экспресс", касающихся времени нахождения груза, вагона или контейнера в пути в составе поезда "Грузовой экспресс". Ответственность за нарушение договорных обязательств ложится на подразделение, виновное в их нарушении.
2.2. Услуга доставки груза, вагона или контейнера с использованием услуги "Грузовой экспресс" предлагается Клиентам с возможностью заказа дополнительных услуг-опций. Возможные отдельные опции или объединенные в стандартные пакеты, реализуемые в дополнение к перевозке вагона от станции погрузки до станции выгрузки, осуществляемые силами представителей Перевозчика:
- поиск, подбор и организация подвода порожних вагонов под погрузку;
- погрузка груза в вагон;
- выгрузка груза из вагона;
- заполнение комплекта перевозочных документов за Клиента;
- разработка и согласование схем погрузки груза в вагон;
- упаковка и маркировка груза;
- вывоз груза от склада Клиента до мест общего пользования;
- доставка груза от мест общего пользования до склада грузополучателя;
- информирование клиента о продвижении вагонов между станцией назначения поезда "Грузового экспресса" и станцией выгрузки.
2.3. Для наиболее удобного использования предлагаемых пакетов услуг применяется кодировка условий перевозки, шифр которой указывается Клиентом в железнодорожной транспортной накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя", например кодировка ГЭ ЗБ**, где:
ГЭ - минимальный набор услуг, оказываемых в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс", а первая цифра - дополнительный набор услуг, предоставляемых представителями Перевозчика при отправлении груза;
0 - Клиент самостоятельно обеспечивает подготовку груза и вагона к отправлению в установленное договором время;
1 - поиск и подбор порожних вагонов, погрузка груза в вагон на местах общего пользования, оформление перевозочных документов;
2 - поиск и подбор порожних вагонов, упаковка груза, нанесение транспортной маркировки, погрузка груза в вагон на местах общего пользования, оформление перевозочных документов;
3 - поиск и подбор порожних вагонов, вывоз груза со склада Клиента в места общего пользования, упаковка груза, нанесение транспортной маркировки, погрузка груза в вагон в местах общего пользования выбранной перевозчиком станции;
- буква - дополнительный набор услуг, предоставляемых представителями Перевозчика по прибытии поезда на станцию назначения вагона:
О - грузополучатель самостоятельно организует прием прибывших грузов или вагонов;
А - выгрузка груза на местах общего пользования станции, очистка вагона;
Б - выгрузка груза на местах общего пользования, очистка вагона, доставка груза на склад грузополучателя;
В - доставка прибывшего вагона со станции расформирования поезда "Грузовой экспресс" (или станции обмена поездными группами) на станцию выгрузки в составе местных поездов или диспетчерских локомотивов, выгрузка груза на местах общего пользования, очистка вагона;
Г - доставка прибывшего вагона со станции расформирования поезда "Грузовой экспресс" (или станции обмена поездными группами) на станцию выгрузки в составе местных поездов или диспетчерских локомотивов, выгрузка груза в местах общего пользования, очистка вагона, доставка груза на склад грузополучателя.
3. Принципы формирования клиентской базы пользователей услуги ускоренной доставки грузов
3.1. Формирование клиентской базы потенциальных пользователей услуги "Грузовой экспресс" осуществляется структурными подразделениями ЦФТО с учетом конкурентных преимуществ услуги "Грузовой экспресс" (главным образом скорости доставки грузов).
3.2. Для формирования актуальных сведений о перспективных полигонах внедрения услуги "Грузовой экспресс" и перечней потенциальных пользователей данных услуг силами ТЦФТО проводится мониторинг рынка транспортных услуг, задачами которого являются:
- определение сферы применения и потенциальных объемов в рамках услуги "Грузовой экспресс" на отдельных направлениях;
- сравнение условий доставки грузов железнодорожным транспортом (в том числе в сегментах повагонных, мелких и контейнерных отправок);
- сравнение сроков доставки грузов различных категорий на отдельных направлениях с другими транспортными продуктами;
- выявление неудовлетворенного спроса на ускоренные перевозки грузов железнодорожным транспортом.
3.3. Границы районов проведения мониторинга определяются технологической возможностью доставки грузов, вагонов или контейнеров к перспективным станциями формирования поездов "Грузовой экспресс". В границах районов определяется предполагаемый перечень потенциальных станций погрузки и выгрузки.
3.4. С целью обобщения результатов мониторинга производится построение карты расположения в районе предприятий крупного, среднего и малого бизнеса по отношению к потенциальным станциям погрузки. Затем производится обработка собранной информации о потенциальных Клиентах с описанием каждого района железнодорожной станции (условие: каждый район - одна железнодорожная станция погрузки) и указанием наименования предприятия, рода груза, ежесуточного объема погрузки и типа требуемого подвижного состава. Для потенциальных Клиентов, не имеющих собственных грузовых фронтов погрузки-выгрузки, оценивается возможность и способ доставки груза от пункта отправления до станции погрузки и от станции выгрузки до пункта назначения.
3.5. Информирование потенциальных пользователей услуги ускоренной доставки грузов о развитии технологий ускоренной доставки производится посредством: сайта rzd.ru, рекламы в СМИ, выставочной деятельности, размещения справочных материалов в пунктах работы с клиентами, почтовых рассылок, с использованием электронных средств связи и др.
3.6. Информацию о потенциальных Клиентах услуги "Грузовой экспресс" собирают ТЦФТО в регионе деятельности своих полигонов обслуживания в процессе ежедневной работы, а также от других подразделений холдинга ОАО "РЖД". Примерная информационная форма о действующих и перспективных Клиентах услуг ускоренной доставки грузов приведена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Примерная информационная форма о действующих и потенциальных Клиентах услуги "Грузовой экспресс"
N |
Наименование Клиента (действующего или перспективного) |
Сфера деятельности |
Отправляемый/принимаемый вид груза согл. ETCHГ |
Маршрут перевозки |
Средняя величина партии груза, вагонов, т или |
Частота отправления, неравномерность отправлений, стабильность потока (отправок в месяц) |
Стоимость перевозки железнодорожным транспортом при условии оказания услуги "Грузовой экспресс", срок доставки |
Стоимость альтернативной перевозки автотранспортом, срок доставки автотранспортом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.7. Потенциальными пользователями услуги "Грузовой экспресс" являются существующие Клиенты ОАО "РЖД", а также лица, потенциально заинтересованные в перевозках грузов железнодорожным транспортом.
3.8. При оценке возможностей расширения полигонов курсирования поездов "Грузовой экспресс" прорабатывается перспективность регулярного курсирования групповых поездов с обменом поездными группами по станции обмена групп. Условиями организации групповых поездов являются:
- спрос на перевозки на каком-либо полигоне недостаточен для назначения отдельного поезда "Грузовой экспресс";
- частичное совпадение маршрутов следования нескольких назначений, спрос на перевозки на которых невелик;
- пересечение маршрутов следования групповых поездов "Грузовой экспресс" на станции обмена поездными группами;
- наличие технической возможности осуществления работы с групповыми поездами на станции обмена группами.
4. Особенности заключения договора, приема заявки на ускоренную перевозку груза, перевозочных и сопроводительных документов, необходимых для осуществления ускоренной доставки груза
4.1. Пользователем услуги "Грузовой экспресс" (Клиентом) может стать грузоотправитель (отправитель), заключивший с перевозчиком договор на оказание услуги "Грузовой экспресс" (далее - Договор).
4.2. Условиями Договора регулируются взаимоотношения сторон по оказанию услуги "Грузовой экспресс", маршруты следования (станция погрузки, опорная станция, станция назначения "Грузового экспресса", станция отцепки), номенклатура грузов, количество вагонов, согласованное время отправления и прибытия грузов и порожних вагонов, права и обязанности сторон, ответственность сторон Договора, порядок организации расчетов и оплаты за услугу "Грузовой экспресс" и др.
4.3. Предоставление ОАО "РЖД" услуги "Грузовой экспресс" осуществляется на основании заявки клиента по форме, предусмотренной договором.
4.4. Расчеты за услуги "Грузовой экспресс" осуществляются в соответствии с условиями договора на организацию расчетов с применением ЕЛС, в том числе при выборе Клиентом условий перевозки с расширенными пакетами услуг (ГЭ 1-8 и ГЭ А-Г).
4.5. Перевозчик при наличии свободных мест в поездах "Грузовой экспресс" уведомляет потенциальных Клиентов через используемые каналы связи о возможности отправления груза с использованием услуги "Грузовой экспресс".
4.6. Подача, рассмотрение и согласование заявки на перевозку грузов, вагонов или контейнеров с использованием услуги "Грузовой экспресс" осуществляется в следующем порядке:
- Клиент в соответствии с согласованным графиком отправления со станции формирования поезда "Грузовой экспресс" предоставляет в ТЦФТО дороги отправления график отправления грузов, порожних вагонов на месяц по форме и в сроки, предусмотренные Договором;
- Клиент подает заявки на перевозку грузов формы ГУ-12 на даты отправления и количество вагонов, обеспечивающие наличие на станции формирования поезда "Грузовой экспресс" документально оформленных и готовых к отправлению грузов и/или порожних вагонов в соответствии с согласованным графиком отправления;
- Клиент может подать дополнительный и/или корректировочный график отправления грузов, порожних вагонов на предоставление услуги "Грузовой экспресс" при наличии вагоно-мест в поездах "Грузовой экспресс" в сроки, установленные перевозчиком;
- условия приема и рассмотрения графиков, поданных в срок менее установленного до отправления поезда "Грузовой экспресс", определяются перевозчиком;
- результаты рассмотрения ОАО "РЖД" заявки на оказание услуги "Грузовой экспресс" направляются Клиенту порядком и в сроки, предусмотренные договором.
4.7. В период действия договора на оказание услуги "Грузовой экспресс" Клиент подает в ТЦФТО посуточные графики отправления грузов, вагонов или контейнеров с использованием услуги "Грузовой экспресс" не позднее чем за 7 календарных дней до начала планируемого месяца.
4.8. В заявке на оказание услуги "Грузовой экспресс" указываются:
- предполагаемая дата отправления и объем перевозимого груза (тонн) или вагонов;
- код груза ЕТСНГ (ГНГ);
- код условий перевозки;
- наименование грузоотправителя, станция отправления (погрузки) и станция назначения (выгрузки).
4.9. Если число поданных заявок превышает установленное число вагонов поезда "Грузовой экспресс", то рассматриваются возможные варианты удовлетворения спроса:
- назначение дополнительного поезда "Грузовой экспресс";
- увеличение составности конкретного поезда "Грузовой экспресс" по согласованию с ЦД;
либо Клиенту выдается мотивированный отказ в перевозке с использованием услуги "Грузовой экспресс".
4.10. В случае мотивированного отказа Клиенту в предоставлении услуги "Грузовой экспресс" на конкретную дату или на конкретном направлении перевозчик предлагает Клиенту изменить условия перевозки, дату отправления или осуществить перевозку груза без использования услуги "Грузовой экспресс".
4.11. Взимание сборов за оказание услуги "Грузовой экспресс" производится в порядке, предусмотренном договором.
4.12. Услуга "Грузовой экспресс" считается надлежаще оказанной в случае прибытия грузов, порожних вагонов на станцию расформирования или на станцию обмена групп (без учета времени на формирование и расформирование поезда) поезда "Грузовой экспресс" в согласованное сторонами время в соответствии с договором.
4.13. При оформлении комплекта перевозочных документов на вагоны, грузы или контейнеры, перевозимые с использованием услуги "Грузовой экспресс", в оригинале транспортной железнодорожной накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" и дорожной ведомости под наименованием груза Клиент делает отметки, предусмотренные договором, с обязательной передачей в АСОУП**.
5. Расчет стоимости перевозки
5.1. Общая стоимость перевозки для Клиента складывается из рассчитанных провозных платежей согласно положениям Прейскуранта N 10-01 и ставок сбора за оказание услуги "Грузовой экспресс", при этом ключевым принципом является условие, что ядро доходов составляет провозная плата, плата за пользование услугой "Грузовой экспресс" обеспечивает ОАО "РЖД" формирование дополнительных доходов, а грузовладельцам - экономию по оплате стоимости предоставления вагонов за счет более высокой скорости доставки.
5.2. Величина комплексной стоимости услуг в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс" складывается из базовой платы за оказание услуги "Грузовой экспресс" и стоимости дополнительных опций согласно выбранному пакету услуг.
5.3. Определение базовой платы за оказание услуги "Грузовой экспресс" производится в соответствии с протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 12 сентября 2016 года N 30 (с изменениями и дополнениями, утвержденными установленным порядком [21]).
5.4. Стоимость дополнительных опций в рамках каждого пакета услуг определяется с учетом стоимости оказания этих услуг филиалами ОАО "РЖД" или субподрядчиками.
6. Особенности подготовки груза к перевозке и организация погрузочно-выгрузочных операций для осуществления ускоренной доставки груза
6.1. Упаковка, нанесение транспортной маркировки, погрузка, выгрузка завоз груза со склада Клиента на места общего пользования, вывоз груза с мест общего пользования на склад грузополучателя может осуществляться за дополнительную плату представителями перевозчика. Перевозчик вправе привлекать третьих лиц для выполнения своих обязанностей в рамках оказания услуг в соответствии с условиями договора.
6.2. Клиент в соответствии с выбранными условиями перевозки обеспечивает готовность груза в установленное время к отправлению со станции, погрузке в вагон или к отгрузке со склада.
6.3. Клиент при подготовке груза к перевозке на различных условиях:
- предоставляет комплект заполненных перевозочных документов и груз к погрузке при использовании погрузки силами представителей перевозчика в том виде, который предусматривается условиями перевозки для осуществления погрузки к установленному сроку;
- предоставляет комплект заполненных перевозочных документов и обеспечивает готовность отправляемого вагона к установленному сроку отправления при погрузке силами Клиента.
7. Организация местной работы с вагонами, используемыми для перевозки грузов, требующих ускоренной доставки
7.1. При разработке перспективных маршрутов обращения поездов "Грузовой экспресс" ТЦФТО совместно с Д определяют возможные станции формирования и расформирования таких поездов и оценивают различные их варианты с учетом технических и технологических способностей, а также действующего плана формирования.
7.2. Выбранная станция должна иметь резерв перерабатывающей способности для формирования поездов "Грузовой экспресс", удобное расположение для организации подвоза и развоза вагонов со станций погрузки и до станций выгрузки. Ее выбор делается с учетом действующей технологии работы с местным грузом.
7.3. Железнодорожные участки подходов к станции должны иметь возможность обеспечения беспрепятственного приема местных поездов, в составе которых находятся вагоны, требующие ускоренной доставки в составе поезда "Грузовой экспресс".
7.4. При определении станции формирования поезда "Грузовой экспресс" предпочтение отдается узловым станциям, а для минимизации времени доставки замыкающих поездных групп предпочтение отдается станции расформирования/формирования местных грузовых поездов.
7.5. При выборе станции формирования поездов "Грузовой экспресс" необходимо учитывать технологическую возможность формирования поездов унифицированной длины - 71 условный вагон, при этом возможность формирования длинносоставных поездов устанавливается путем анализа приложения к техническо-распорядительному акту станции, инструкции о порядке маневровой работы с длинносоставными поездами, поездами повышенной длины и соединенными поездами.
7.6. ТЦФТО информирует Д о необходимости разработки расписания в пределах одной железной дороги. При перевозке в пределах нескольких железных дорог ТЦФТО направляет запрос в ЦФТО о необходимости разработки расписания движения поезда "Грузовой экспресс", который в течение трех рабочих дней с момента получения направляется в ЦД.
7.7. До разработки расписания следования поезда "Грузовой экспресс" Д совместно с ТЦФТО разрабатывают местную технологию формирования и отправления поезда в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс" в соответствии с Типовой технологией формирования и отправления поездов в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс" [13].
7.8. Определение окончательного перечня станций погрузки-выгрузки для вагонов, подлежащих перевозке конкретным поездом "Грузовой экспресс", проводится на основе анализа:
- маркетинговых исследований первичного списка станций погрузки и выгрузки силами ТЦФТО, учитывающих их расположение относительно мест зарождения и погашения грузопотока, а также удаленности от опорной станции;
- существующей технологии организации местной работы на поездо-участках, тяготеющих к станции формирования поезда "Грузовой экспресс", станции обмена поездными группами и станции расформирования поезда "Грузовой экспресс";
- возможности ежесуточного отправления и прибытия групп вагонов (в одно и то же время) от станций погрузки до промежуточной сборной станции и далее на станцию формирования поезда "Грузовой экспресс" с учетом времени работы предприятий - отправителей и получателей, способа обслуживания станций участка диспетчерскими (маневровыми) локомотивами, наличия остановок сборных поездов на станциях погрузки и выгрузки для осуществления прицепки и отцепки групп вагонов к ним;
7.9. Вагоны, перевозимые с использованием услуги "Грузовой экспресс", имеют приоритет в расстановке и сборе по фронтам погрузки-выгрузки, маневровой работе по отношению к вагонам, следующим на общих основаниях.
7.10. При организации курсирования групповых поездов "Грузовой экспресс", предполагающих обмен поездными группами на станциях обмена групп, состав поезда формируется по стандартной процедуре формирования групповых поездов. После обмена группами на станции обмена оба поезда готовятся к отправлению согласно разработанному расписанию.
7.11. Для оперативного планирования подвода локомотивов, своевременной явки локомотивных бригад и организации своевременного отправления поездов в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс" ТЦФТО формирует оперативный план отправления на предстоящие 2-3 суток в понедельник, среду и пятницу и направляет его в ЦФТО и Д не позднее 13.00 мск. ЦФТО на основе полученных данных включает график отправления поездов в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс" в сводный сетевой оперативный план отправления грузовых поездов в соответствии с договорами и направляет его в ЦД по 15.00 мск первых предплановых суток.
7.12. К включению в состав поезда "Грузовой экспресс" допускаются только порожние попутные вагоны при следующих условиях:
- число вагонов, перевозимых с использованием услуги "Грузовой экспресс" в составе поезда, должно быть не менее установленной ТГД нормы;
- наличие свободных вагоно-мест в составе поезда "Грузовой экспресс" в пределах установленной нормы веса и длины грузового состава;
- технология работы и загруженность станции обмена поездными группами позволяют организовать работу с поездами "Грузовой экспресс" без существенных потерь времени и влияния на работоспособность станции.
8. Организация пропуска поездов с грузами, требующими ускоренной доставки
8.1. Прибытие сборных поездов (диспетчерских локомотивов) на станцию формирования поезда "Грузовой экспресс" и расформирование производится строго в соответствии с графиком движения поездов и местной# формирования и отправления поезда в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс". Поездной диспетчер и дежурный по станции обязаны обеспечить беспрепятственный прием поезда, в составе которого находятся вагоны, требующие ускоренной доставки с использованием услуги "Грузовой экспресс".
8.2. При разработке маршрута следования и расписания поезда "Грузовой экспресс" минимизируется число его остановок по сортировочным и участковым станциям, а также реализуются мероприятия по увеличению участковой скорости за счет:
- удлинения гарантийных вагонных плеч поездов "Грузовой экспресс";
- работы локомотивных бригад на удлиненных плечах обслуживания.
8.3. Отправление поезда "Грузовой экспресс" производится в соответствии с расписанием его следования (строго на нитку нормативного графика). В нормативном графике движения поезду "Грузовой экспресс" должен быть присвоен номер в соответствии с порядком нумерации грузовых поездов в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 5 апреля 2014 года N 859р.
8.4. Выбор маршрута следования поезда производится в соответствии с действующим планом формирования грузовых поездов, однако если в маршрут следования входят особо грузонапряженные участки, которые могут отрицательно повлиять на надежность продвижения по этому участку, то рассматриваются параллельные направления (кружности).
8.5. По диспетчерским участкам поезда "Грузовой экспресс" следуют согласно разработанному расписанию. При нарушении нормативного графика ДНЦ и ТЧМ принимают меры по вводу в график опаздывающего поезда "Грузовой экспресс". При формировании оперативного плана пропуска поездов по диспетчерскому участку соблюдается приоритетность, указанная в Правилах технической эксплуатации [38], а также по номеру поезда в соответствии с категорией "Ускоренный".
8.6. Станция обмена группами вагонов групповых поездов "Грузовой экспресс" в пути следования должна быть определена планом формирования с учетом местных условий на участках следования.
8.7. Состав группового поезда "Грузовой экспресс" формируется из групп вагонов разных назначений, в который в соответствии с технологией работы станции обмена поездными группами вагоны включаются группами, причем отцепляемая часть ставится в хвост состава для облегчения операций по перецепке поездных групп.
8.8. После обмена группами на станции обмена оба поезда готовятся к отправлению в соответствии с графиком движения поездов (разработанным расписанием).
9. Организация перевозки скоропортящихся грузов на условиях ускоренной доставки
К перевозке с использованием услуги "Грузовой экспресс" могут приниматься скоропортящиеся грузы (СПГ).
9.1. Промывка, ветеринарно-санитарная обработка, обеззараживание крытых и изотермических вагонов (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы), независимо от принадлежности после выгрузки грузов, может обеспечиваться представителями перевозчика за счет грузополучателей по фактическим затратам.
9.2. Представителями перевозчика за счет грузополучателя осуществляется наложение и предоставление запорно-пломбировочных устройств (далее - ЗПУ) или закруток установленного типа на вагоны и рефрижераторные контейнеры после выгрузки грузов, в том числе подлежащие промывке, ветеринарно-санитарной обработке.
9.3. Прием заявок на перевозку СПГ с использованием услуги "Грузовой экспресс" осуществляется на общих основаниях в соответствии с Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
10. Информационное сопровождение перевозочного процесса и контроль за выполнением услуги ускоренной доставки грузов и ответственность участников перевозочного процесса
10.1. ЦД информируют Д дороги отправления об обстоятельствах, которые могут стать причиной значительного опоздания поезда "Грузовой экспресс". ТЦФТО по полученной информации от Д информируют Клиентов о ходе выполнения услуги.
10.2. Информирование Клиента производится по каналам связи, определенным условиями договора на оказание услуги ускоренной доставки груза, а дополнительное информирование, не предусмотренное условиями договора на оказание услуги "Грузовой экспресс", осуществляется согласно действующим условиям и тарифам ОАО "РЖД".
10.3. ТЦФТО информирует Клиента о следующих фактах:
- об ожидаемом времени прибытия на станцию выгрузки вагонов, следовавших в составе поезда "Грузовой экспресс";
- о невозможности оказания услуги "Грузовой экспресс" в полном объеме согласно поданной заявке и о причинах отказа;
- отцепки вагонов Клиента по фактам технических и коммерческих неисправностей;
- проследования поезда "Грузовой экспресс" через пункты, предусмотренные договором на оказание услуги "Грузовой экспресс".
При отцепке вагонов Клиента от состава поезда "Грузовой экспресс" по технической или коммерческой неисправности в пути следования составляется акт общей формы об отцепке в пути следования. После устранения неисправности вагон может быть включен в состав следующего поезда "Грузовой экспресс" или следовать далее в составе поездов, предусмотренных планом формирования грузовых поездов. Время доставки, установленное в рамках услуги "Грузовой экспресс", увеличивается на время ремонта вагона.
10.4. Услуга ускоренной доставки груза или вагона считается надлежаще оказанной в случае прибытия грузов или вагонов на станцию расформирования в срок, указанный в договоре.
10.5. Переадресовка грузов и отцепка вагонов, отправленных с использованием услуги "Грузовой экспресс", возможна только при технической возможности на станциях погрузки, промежуточных сборных станциях, станциях формирования поездов "Грузовой экспресс", станциях обмена групп станциях выгрузки, станциях расформирования поездов "Грузовой экспресс".
10.6. В случае неготовности вагонов, отправляемых с использованием услуги "Грузовой экспресс" на станции погрузки к моменту отправления местного грузового поезда или к моменту отправления поезда "Грузовой экспресс" по вине Клиента, перевозчиком совместно с Клиентом определяется один из трех вариантов отправки груза при взаимном согласии.
10.6.1. Отправка груза с другим аналогичным или попутным поездом "Грузовой экспресс" по условиям поданной заявки на ускоренную доставку с увеличением времени доставки, установленного в рамках услуги "Грузовой экспресс".
10.6.2. Перевозка груза без оказания услуги "Грузовой экспресс", заявка на такую услугу аннулируется.
10.6.3 Отказ от перевозки с аннулированием заявки на услугу "Грузовой экспресс" и заявки ф. ГУ-12.
10.7. При ограничениях движения поездов, связанных с проведением работ по ремонту инфраструктуры или другими объективными причинами, предусмотренными статьей 29 Устава, требующими переноса или отмены поезда "Грузовой экспресс", Д информирует ТЦФТО не позднее чем за 3 (трое) суток до предполагаемого отправления состава со станции формирования поезда "Грузовой экспресс". ТЦФТО совместно с Д определяют возможные новые даты отправления поездов "Грузовой экспресс" и информирует об этом Клиентов в соответствии с условиями договоров.
11. Учетно-отчетная документация и особенности ее составления при осуществлении ускоренной доставки груза
11.1. Статистический учет по исполнению услуги "Грузовой экспресс" ведется по единой методологии на основании первичных документов:
- заявок Клиентов на перевозки с использованием услуги "Грузовой экспресс";
- заявки на перевозку грузов ф. ГУ-12;
- вагонного листа на повагонную отправку ф. ГУ-38а (ГУ-38аВЦ);
- вагонного листа на группу вагонов (повагонная на сцепе, маршрутная или групповая отправки) ф. ГУ-38б (ГУ-38бВЦ);
- натурного листа поезда ф. ДУ-1;
- транспортной железнодорожной накладной ф. ГУ-27в, ГУ-27е, ГУ-27уВЦ, ГУ-28а, ГУ-29-О, ГУ-29уВЦ, ГУ-29б, ГУ-29к;
- памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов ф. ГУ-45 (ГУ-45ВЦ);
- накопительной ведомости ф. ФДУ-92;
11.2. Формирование выходных форм справочно-аналитической информации о поездах "Грузовой экспресс" производится автоматизированным способом на основе данных о станции формирования поезда, номере поезда, станции расформирования и нормативно-справочной информации (НСИ), которая утверждается Центральной дирекцией управления движением, а также Центром фирменного транспортного обслуживания и определяет совокупность заданных признаков по каждому поезду "Грузовой экспресс" и выполнения договорных обязательств:
- количество отправленных поездов "Грузовой экспресс";
- средний состав поезда "Грузовой экспресс";
- количество отправленных вагонов поездом "Грузовой экспресс" (общее и по родам грузов);
- общее количество вагоно-км с распределением по родам грузов;
- число поездов "Грузовой экспресс", не накопившихся на минимальную норму;
- удельный вес перевозок грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс" по станции, железной дороге и сети железных дорог в целом и по родам грузов;
- размер дополнительного грузопотока;
- средняя дальность перевозок грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс" по маршрутам и по родам грузов;
- средний состав поезда (в вагонах);
- средняя загрузка вагонов (в том числе по родам вагонов);
- выполнение задания по перевозкам грузов поездами "Грузовой экспресс";
- полученный дополнительный доход за реализацию услуги "Грузовой экспресс";
- размер тарифа на перевозку груза;
- плата за дополнительную услугу.
Термины и определения:
Д - дирекции управления движением;
Клиент - грузоотправитель, которому оказывается услуга "Грузовой экспресс";
перевозчик - ОАО "РЖД", его структурные подразделения или иное юридическое лицо, взявшее на себя функции по организации перевозок грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс";
поезд "Грузовой экспресс" - грузовой поезд установленного веса и/или длины, сформированный на станции формирования (опорной станции) силами перевозчика из вагонов, требующих ускоренной доставки, и следующий с повышенной маршрутной скоростью (более 550 км/сут) до станции его расформирования (или до станции обмена группами), с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов, и при необходимости пополненный вагонами попутного направления следования;
сборная промежуточная станция - промежуточная железнодорожная станция, на которой предусмотрена остановка сборного поезда для прицепки-отцепки группы вагонов. Станция остановки выбирается на основе плана формирования грузовых поездов и нормативного графика движения поездов;
станция выгрузки - железнодорожная станция назначения вагонов, грузов или контейнеров, перевозимых с использованием услуги поезда "Грузовой экспресс" до станции его расформирования;
станция обмена групп - железнодорожная станция, на которой осуществляется обмен поездными группами между поездами "Грузовой экспресс" разных назначений или пополнение неполносоставного поезда "Грузовой экспресс" до унифицированной длины вагонами, следующими в попутном направлении;
станция погрузки - железнодорожная станция, на которой производится погрузка вагонов, отправляемых местными грузовыми поездами в адрес сборной промежуточной станции для прицепки к сборному поезду и дальнейшей доставки на станцию формирования поезда "Грузовой экспресс";
станция формирования/расформирования поезда "Грузовой экспресс" (опорная станция) - железнодорожная станция узла или участка, выделенная для формирования/расформирования поездов "Грузовой экспресс";
ТЦФТО - территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - структурное подразделение ЦФТО;
ЦД - Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД";
ЦФТО - Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД".
Нормативные ссылки
1. Государственный стандарт ГОСТ 2.105-95 "Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам".
2. Государственный стандарт ГОСТ 7.32-2001 "Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления".
3. Государственный стандарт ГОСТ 71-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание".
4. Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с учетом редакции 503-ФЗ от 31.12.2014 г.).
6. Приказ МПС России от 18.06.2003 г. N 37 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов".
7. Регламент взаимодействия Центра фирменного транспортного обслуживания и Центральной дирекции управления движением, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2013 г. N 224р.
8. Распоряжение ОАО "РЖД" от 12.12.2014 г. N 2983р "О ведении централизованной базы данных расписания движения грузовых поездов".
9. Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами, утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 21.10.2015 г. N 2509р.
10. Распоряжение ОАО "РЖД" от 14.12.2015 г. N 2914р "О вводе в постоянную эксплуатацию отчета "О выполнении расписания движения грузовых поездов, следующих по расписанию на договорной основе" формы ДО-25д".
11. Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозки грузов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 20.04.2016 г. N 705р.
12. Порядок оказания услуги резервирования вагоно-мест в составе грузового поезда с использованием интернет-сервисов, утвержден вице-президентом ОАО "РЖД" С.М. Бабаевым 10.06.2016 г. N 396.
13. Типовая технология формирования и отправления поездов в рамках оказания услуги "Грузовой экспресс", утверждена вице-президентом ОАО "РЖД" П.А. Ивановым 14.06.2016 г. N 401.
14. Типовой технологический процесс управления местной работой, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 15.04.2016 г. N 684р.
15. Типовой технологический процесс управления местной работой, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 15.04.2016 г. N 684р.
16. Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 38).
17. Правила перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 36).
18. Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 34).
19. Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 33).
20. Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 31).
21. Протокол заседания правления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 12 сентября 2016 года N 30.
22. Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 37).
23. Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 27).
24. Правила переадресовки грузов на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 44).
25. Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС России от 29.03.1999 г. N 10Ц).
26. Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов (утв. приказом Минтранса России от 10.04.2013 г. N 119).
27. Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26).
28. Правила составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом" (утв. приказом МПС России от 16.06.2003 г. N 20).
29. Правила приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом Минтранса России от 27.07.2015 г. N 228).
30. Правила хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 47).
31. Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 45).
32. Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 43).
33. Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 39).
34. Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 28).
35. Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 29).
36. Правила пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС России от 17.06.2003 г. N 24).
37. Протокол заседания правления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 11 ноября 2016 года N 43.
38. Приказ Министерства транспорта РФ N 286 от 21.12.2010 г. "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации".
______________________________
* После реализации такой возможности.
** Поэтапное внедрение после доработки ПО и начала применения пакетов услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 30 декабря 2016 г. N 2817р "Об утверждении Типового технологического процесса организации доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс"
Текст распоряжения опубликован в журнале "РЖД-Партнер-Документы", 2017 г., N 8
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение ОАО "РЖД" от 30 августа 2023 г. N 2220/р
Изменения вступают в силу с 30 августа 2023 г.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 16 ноября 2021 г. N 2447/р
Изменения вступают в силу с 16 ноября 2021 г.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 29 октября 2020 г. N 2377/р
Изменения вступают в силу с 29 октября 2020 г.