Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2017 г. N 5-АПГ17-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Горенко А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 7 декабря 2016 года, которым удовлетворён административный иск общества с ограниченной ответственностью "Гостиничный комплекс "Мир" об оспаривании пункта 7150 перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя ООО "Гостиничный комплекс "Мир" Дорохиной Е.Г. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Хрулькова В.А., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы издано постановление N 700-ПП, пунктом 1.1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1.1 указанного постановления исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Названный перечень (приложение 1) изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы mos.ru и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП опубликовано 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы mos.ru и 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Общество с ограниченной ответственностью "Гостиничный комплекс "Мир" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 7150 оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества, согласно которому в данный перечень включено здание с кадастровым номером 77:01:0004028:4600 общей площадью 15663,2 кв.м., расположенное по адресу: город Москва, Большой Девятинский переулок, дом 9.
В обоснование заявленного требования административный истец ссылался на то, что указанное здание, принадлежащее ему на праве собственности, не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 7 декабря 2016 года административный иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы решение суда отменить и принять по административному делу новое решение, ссылаясь на то, что указанное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого позволяет размещать на таких земельных участках офисные здания делового, административного и коммерческого назначения. В соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации возможно отнесение названного объекта к административно-деловому центру. В рамках настоящего административного дела речь идет о включении здания в оспариваемый перечень 2016 года по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено. Ссылка суда первой инстанции на акт государственной инспекции является неправомерной, поскольку акт составлен только 23 мая 2016 года и не может повлиять на исключение здания из перечня объектов недвижимого имущества 2016 года, формирование и утверждение которого реализовано Правительством Москвы принятием постановления от 26 ноября 2015 года N 786-ПП.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункта 1 пункта 3 статьи 378" имеется в виду "подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2"
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "Гостиничный комплекс "Мир" и прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Разрешая заявленное ООО "Гостиничный комплекс "Мир" требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, которым утвержден оспариваемый перечень, а также последующее изменяющее его постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП приняты в пределах полномочий Правительства Москвы с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, однако включение здания с кадастровым номером 77:01:0004028:4600 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, противоречит федеральному законодательству.
Статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 1.1 этого закона города Москвы к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как следует из пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 (в редакции 2011 года, действовавшей на момент включения здания в перечень объектов недвижимого имущества) которого было предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Названными методическими указаниями определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Как следует из материалов административного дела, ООО "Гостиничный комплекс "Мир" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0004028:4600 общей площадью 15663,2 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, Большой Девятинский переулок, дом 9.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004028:111, который принадлежит на праве аренды ОАО "Олимп" и имеет вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для эксплуатации существующих административных зданий на земельном участке площадью 3,8808 га и для проектирования и строительства до конца 2016 года многофункционального комплекса зданий с подземно-наземными автостоянками на земельном участке 0,58 га".
Как установлено судом первой инстанции, указанное здание включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, принадлежащее административному истцу.
Вместе с тем, поскольку такой вид разрешенного использования земельного участка, как "земельные участки, предназначенные для эксплуатации существующих административных зданий на земельном участке площадью 3,8808 га и для проектирования и строительства до конца 2016 года многофункционального комплекса зданий с подземно-наземными автостоянками на земельном участке 0,58 га", не соответствует пунктам 1.2.5 и 1.2.7 по классификации видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель и однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение офисных зданий административного назначения, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что включение принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень должно быть обусловлено фактическим использованием этого объекта недвижимости.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2002 года N 763-ПП "О строительстве многофункционального комплекса зданий с подземно-наземными автостоянками по адресу: ул. Новый Арбат, вл. 36/9" предусматривался снос здания с кадастровым номером 77:01:0004028:4600, в котором размещается гостиница "Мир", со строительством на его месте многофункционального комплекса зданий. Во исполнение указанного постановления проведен комплекс организационных мероприятий по сокращению штата работников, отчуждению имущества, расторжению договоров аренды и размещению в прессе объявлений о прекращении деятельности гостиницы "Мир".
В рамках инвестиционного контракта для сноса здания гостиницы "Мир" был заключен договор от 29 ноября 2007 года между заказчиком ОАО "Олимп" и подрядчиком ООО "Экопроект-Плаз". По акту приема-передачи от 15 июня 2009 года указанное здание было передано ООО "Экопроект-Плаз" для выполнения строительно-монтажных работ по организации сноса гостиничного комплекса.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В соответствии с названным порядком Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москва составлен акт обследования фактического использования здания от 23 мая 2016 года N 9010209, согласно которому здание длительное время закрыто, 100% площади здания и нежилые помещения фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав имеющиеся в административном деле доказательства, правильно установил, что помещения в указанном здании не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения. Административным ответчиком не представлено доказательств, опровергающих установленные обстоятельства.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы Правительства Москвы о том, что акт государственной инспекции от 23 мая 2016 года не подлежал оценке судом первой инстанции, поскольку формирование и утверждение перечня объектов недвижимого имущества реализовано ранее Правительством Москвы принятием постановления от 26 ноября 2015 года N 786-ПП. Данный акт государственной инспекции оценивался судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как доказательство, содержащее сведения о фактическом использовании названного здания, в совокупности с иными доказательствами по административному делу.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Правительства Москвы, выводы суда не опровергают; данные доводы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в решении суда дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 7 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2017 г. N 5-АПГ17-26
Текст определения официально опубликован не был