Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Характеристики авиационных средств МЧС России
1 Самолет RRJ-95LR-100
Самолеты являются мобильными пунктами управления, оснащенными современными системами спутниковой связи, обеспечивающими бесперебойную телефонную и видео-конференц-связь для контроля, координации и взаимодействия сил специального реагирования во время аварийно-спасательных работ.
ВПУ позволяют осуществлять поиск очагов пожаров, а также обнаружение, идентификацию и определение координат наземных и надводных объектов, посредством специального поискового бортового оборудования, управляемого с рабочего места оператора в пассажирской кабине.
Таблица А.1 Летно-технические характеристики самолета RRJ-95LR-100
Двигатели |
|
2xSaM146-1S18 (взлетная тяга каждого 79 кН) |
Габариты самолета: |
|
|
размах крыла |
м |
27,8 |
длина |
м |
29,94 |
высота |
м |
10,28 |
диаметр фюзеляжа, |
м |
3,24 |
Площадь несущих поверхностей, |
|
77 |
Масса самолета: |
|
|
пустого, |
т |
24,25 |
максимальная взлетная, |
т |
49,45 |
максимальная посадочная |
т |
41 |
Запас топлива, |
л |
15 805 |
Полезная нагрузка: |
|
|
максимальная коммерческая, |
т |
12,245 |
пассажировместимость, |
чел. |
98 (до 108) |
Скорость: |
|
|
максимальная, |
км/ч |
860 / М = 0,78 |
крейсерская, |
км/ч |
830 / М = 0,81 |
Дальность полета, |
км |
4 578 |
Практический потолок, |
м |
12 200 |
Экипаж (пилоты + бортпроводники), |
чел. |
2 + 2 |
2 Самолет Ан-148-100ЕМ.
Таблица А.2 Летно-технические характеристики самолета Ан-148-100ЕМ
Двигатели |
|
2хД-436-148 (макс. тяга каждого - 6 830 кг) |
Габариты самолета: |
|
|
размах крыла, |
м |
28,91 |
длина, |
м |
29,13 |
высота, |
м |
8,19 |
диаметр фюзеляжа, |
м |
3,5 |
Площадь крыла, |
|
87,32 |
Габариты салона: |
|
|
ширина, |
м |
3,13 |
высота, |
м |
2,0 |
Максимальная взлетная масса, |
т |
43,7 |
Запас топлива, |
т |
11,7 |
Полезная нагрузка: |
|
|
грузоподъемность, |
т |
9,68 |
пассажировместимость, |
чел. |
80 |
Крейсерская скорость, |
км/ч |
800-870 |
Дальность полета с 75 пассажирами, |
км |
4400 |
Практический потолок, |
м |
12 200 |
Экипаж (пилоты + бортпроводники), |
чел. |
2 + 2(3) |
3 Самолет Ил-76ТД.
На самолёте устанавливается выливной авиационный прибор ВАП-2, состоящий из двух резервуаров, расположенных по всей длине грузовой кабины, и имеющий системы заправки и слива. Два цилиндрических резервуара ВАП-2, объемом по 21000 литров каждый, изготовлены из алюминиевого сплава с толщиной стенки 5 мм. Общая масса конструкции ВАП-2 с водой составила около 45 т. В передней части резервуаров, сверху, размещены заливные горловины с двумя заливными узлами под стандартные пожарные шланги. Там же находятся и шланги перелива, которые выводятся за борт самолета через передние двери и предотвращают перелив жидкости в кабину при заправке. В задней части резервуаров на петлях подвешены крышки слива, закрепляющиеся специальным прижимным замком. Открытие крышек производят два оператора, открывая рукоятками замки крышек через систему тяг и качалок. Рукоятки размещены вблизи от сливной части системы, а операторы слива получают команду на открытие крышек от штурмана по внутрисамолетному переговорному устройству. Жидкость при сливе попадает из резервуаров в желоба, установленные на рампе, по ним стекает к обрезу рампы и выливается наружу. Вся конструкция ВАП-2 крепится к полу грузовой кабины штатными швартовочными цепями. Для перемещения ВАП по земле предусмотрен съемный колесный ход и водило. Четыре человека, используя передвижные тельферы на потолочной части самолетов, загружают и швартуют ВАП за 1,5-2 ч.
Таблица А.3 Лётно-технические характеристики Ил-76ТД
Двигатели |
|
4хД-30КП-II (взлетная тяга каждого 12000 кг) |
Габариты самолета: |
|
|
размах крыла |
м |
50,5 |
длина |
м |
46,59 |
высота |
м |
14,76 |
Площадь крыла, |
|
300 |
Габариты грузовой кабины: |
|
|
длина грузовой кабины без рампы, |
м |
20 |
длина грузовой кабины с рампой, |
м |
24,5 |
длина рампы, |
м |
5 |
ширина рампы, |
м |
3,45 |
ширина грузовой кабины, |
м |
3,45 |
высота грузовой кабины, |
м |
3,4 |
стояночный угол наклона рампы, |
градус |
14 |
расстояние от земли до пола грузовой |
м |
2,2 |
кабины, |
мм |
1900x860 |
размеры входных дверей, |
мм |
1000x600 |
размеры аварийных выходов, |
мм |
600x600 |
размеры верхнего аварийного люка, |
мм |
9000x1400x650 |
размеры багажного отсека, |
мм |
1135x1050 |
размеры бокового и нижнего багажных люков |
мм |
550x500 |
Масса: пустого самолета, |
т |
95 |
взлетная максимальная, |
т |
187 |
Запас топлива, |
т |
90 |
Масса огнегасящей жидкости, |
т |
42 |
Скорость: максимальная, |
км/ч |
850 |
крейсерская, |
км/ч |
750-800 |
Дальность полета с максимальной нагрузкой, |
км |
4400 |
Практический потолок, |
м |
12 000 |
Экипаж |
чел. |
7 |
Самолёт может принимать на борт 42 т воды или специальной огнегасящей жидкости и сбросить её на очаг пожара за 7 секунд с высоты 40-50 м, накрывая площадь размером в 6 га (100x600 м), производя при этом мощное ударное воздействие на всей площади сброса. Скорость самолёта при этом равна 280 км/ч. Заправка системы водой на земле занимает 10-12 минут.
В варианте тяжелого транспортного самолета Ил-76ТД способен взять на борт до 50 т чрезвычайного груза и доставить его в район ЧС на дальность до 3500 км.
В десантном варианте с использованием больших грузовых платформ типа П-7 и П-17 самолет Ил-76ТД может быть использован для десантирования крупногабаритных грузов с высот 1500-2000 м (до 40000 кг), а с использованием малых грузовых платформ типа ПГС-500 или ПГС-1000 с высот 200-300 м десантировать серией в 26 единиц вес грузом до 30000 кг на площадки размером 200х500 м, что особенно важно для горной местности.
4 Самолет-амфибия Бе-200ЧС.
Таблица А.4 Лётно-технические характеристики Бе-200ЧС
Силовая установка |
|
2х1Д-436ТП (тягой по 7500 кг) и вспомогательная силовая установка ТА-12-60 |
Габариты самолета: |
|
|
размах крыла |
м |
32,78 |
длина |
м |
31,43 |
высота |
м |
8,9 |
Площадь крыла, |
|
117,44 |
Максимальная взлетная масса самолета, |
т |
42 |
Полезная нагрузка |
|
|
масса огнегасящей жидкости, |
т |
12 |
масса воды, забираемой на глиссировании |
т |
6-12 |
груз, |
т |
7,5 |
пассажиров, |
чел. |
72 |
Скорость: |
|
|
максимальная, |
км/ч |
850 |
крейсерская, |
км/ч |
750-800 |
минимальная скорость при сбросе воды, |
км/ч |
250 |
скорость глиссирования при заборе воды, |
км/ч |
160-190 |
Дальность полета с максимальной нагрузкой, |
км |
3300 |
Статический потолок, |
м |
8 000 |
Экипаж |
чел. |
2 |
Самолет-амфибия Бе-200ЧС может эксплуатироваться с аэродромов, имеющих твердое покрытие, или водоемов глубиной не менее 3 м при высоте волны до 1,3 м.
Грузовая кабина оснащена иллюминаторами и двумя блистерами для визуального поиска целей, возле которых оборудованы рабочие места наблюдателей. Передняя часть грузовой кабины составляет приемный отсек, используемый для спуска/подъема бортовых плавсредств и погрузки/выгрузки различных грузов. Приемный отсек оснащен по правому борту грузовым люком размерами 2050х1750 мм, а также оборудован утками для швартовки плавсредств у борта самолета и сливными устройствами системы сбора и откачки воды на грузовом полу. В задней части грузовой кабины располагаются задние входная и эксплуатационная двери. Двери и люки герметизируются надувными шлангами. Пол грузовой кабины выполнен водонепроницаемым и оснащен узлами для швартовки грузов.
Противопожарное оборудование самолета включает две группы водяных баков, расположенных под полом грузовой кабины. Каждая группа состоит из правого и левого баков, разделенных продольными перегородками на две секции. Каждая секция оснащена створкой для сброса воды и дренажным патрубком, соединяющим бак с атмосферой. В межбаковом отсеке за реданом лодки имеются устройства для забора воды на глиссировании, связанные трубопроводами с водяными баками. В этом же отсеке расположены агрегаты системы заправки водой на аэродроме, устройства для управления водозаборниками и приготовления огнегасящих растворов.
Время забора воды массой 12 т на глиссировании - 12-14 с. Максимальная взлетная масса после забора воды на глиссировании - 43000 кг. Масса воды сбрасываемой за одну заправку - 12000 кг. Сброс огнегасящей жидкости на очаг пожара производится с высоты 20-40 м на скорости 250-270 км/ч за 1-2 с. За одну топливную заправку в пределах 8 т самолет способен сбросить на очаг пожара до 270 т воды при удалении от аэродрома взлета до 100 км.
5 Самолет Ан-74П.
Таблица А.5 Лётно-технические характеристики Ан-74П
Двигатели |
|
4хД-30КП-II (тяга каждого 12000 кг) |
Габариты самолета: |
|
|
размах крыла |
м |
31,89 |
длина |
м |
28,07 |
высота |
м |
8,65 |
диаметр фюзеляжа, |
м |
3,1 |
Площадь крыла, |
|
98,62 |
Габариты грузовой кабины: |
|
|
длина, |
м |
10,5 |
максимальная ширина, |
м |
2,15 |
максимальная высота |
м |
2,2 |
Масса: |
|
|
пустого снаряженного самолета, |
т |
19,5 |
взлетная максимальная, |
т |
34,5 |
Запас топлива, |
т |
12,95 |
Масса полезной нагрузки, |
т |
10 |
Крейсерская скорость, |
км/ч |
700 |
Дальность полета: |
|
|
с максимальным запасом топлива, |
км |
4800 |
с максимальной полезной нагрузкой, |
км |
800 |
с нагрузкой 7,5 т, |
км |
2 000 |
Эксплуатационная высота полета, |
м |
11 800 |
Экипаж |
чел. |
3-5 |
6 Вертолеты Ми-8.
Находящиеся на вооружении подразделений авиации МЧС вертолеты Ми-8МТ и Ми-8МТВ предназначены для выполнения следующих основных задач:
тушение крупных лесных пожаров, а также пожаров в населённых пунктах и на промышленных объектах;
доставка в города и поселки страны все необходимое для нормальной жизнедеятельности людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
осуществление поисково-спасательных работ;
участие в гуманитарных и эвакуационных операциях;
ведение инженерной, радиационной, химической и биологической разведки;
осуществление трансляции и ретрансляции информации в опасных для человека чрезвычайных ситуациях;
ведение патрулирования лесных массивов и торфяников и т.д.
Вертолеты не требуют специальных аэродромов, могут обслуживать труднодоступные территории.
Противопожарное оборудование вертолетов Ми-8МТ (МТВ) состоит из двух пусковых установок (по левому и правому борту) с импульсными средствами пожаротушения, мягкого ВСУ на внешней грузовой подвеске и регулируемых спусковых устройств (СУ-Р), обеспечивающих беспарашютное десантирование шести пожарных.
Таблица А.6 Характеристики противопожарного оборудования
Суммарное количество стволов пусковой установки |
26 (13x2) |
Масса огнетушащего состава в одном стволе |
10 кг |
Время перезарядки стволов |
10-20 минут |
Вместимость водосливного устройства |
3.5 |
Минимальная глубина водоёма для забора воды |
1.5 м |
Время забора воды |
не более 20 с |
Время слива воды |
не более 14 с |
Скорость доставки воды к очагу пожара |
не более 170 км/ч |
Высота разгрузки пожарной техники, оборудования в режиме зависания |
более 45 м |
Тушение ландшафтных пожаров может осуществляться при помощи ВСУ-5 емкостью до 5 . ВСУ-5, транспортируемое на внешней подвеске Ми-8, обеспечивает забор воды 5 тонн в режиме висения из водоемов глубиной не менее 3 м. При скорости распыления 1 тонна в секунду система позволяет ликвидировать огонь средней интенсивности на площади 0,05 га (5x100 м).
На внешней подвеске вертолета Ми-8 может быть установлена подвесная корзина для транспортировки пострадавших до 10 человек. Корзина представляет собой сборно-разборную конструкцию, которая предназначена для спасения (эвакуации) людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, на крышах высотных горящих домов, на островках твердой земли при селях и наводнениях, то есть в условиях, когда посадка вертолета не представляется возможной.
При использовании вертолетов Ми-8 применяется технология борьбы с ледовыми заторами. Дистанционная система уничтожения ледовых заторов с фюзеляжным раскладчиком зарядов размещается в грузовой кабине Ми-8 и предназначена для раскладки в полете зарядов взрывчатого вещества на поверхность льда без посадки вертолета и последующего их дистанционного подрыва с целью дробления льда и уничтожения ледовых заторов.
Высота полета при раскладке зарядов составляет 3-5 м, скорость полета при сбросе - 5-10 км/час (в зависимости от заданного "шага" раскладки зарядов от 10 до 20 м). Время раскладки комплекта зарядов из 10 штук общим весом 400 кг - не более 120 с.
Основные характеристики системы:
толщина дробления льда (затора) - 0,5-0,7 м;
площадь дробления льда - 400-500 м;
диаметр воронки - 9-10 м.
Пассажирский вариант рассчитан на перевозку 24 пассажиров. В различных десантно-транспортных модификациях вертолет может вместить около 30-ти солдат или 12 раненых на носилках с сопровождающими.
Таблица А.7 Лётно-технические характеристики вертолета
|
Ми-8Т |
Ми-8МТ |
Ми-8МТВ-1 |
экипаж, человек |
3 |
3 |
3 |
силовая установка |
2хТВ2-117 |
2хТВ3-117МТ |
2хТВ3-117ВМ |
длина, м |
25.31 |
25.31 |
25.31 |
высота, м |
5.54 |
5.54 |
5.54 |
диаметр несущего винта, м |
21,3 |
21,3 |
21,3 |
масса, т |
|
|
|
пустого |
8.934 |
7.2 |
7.381 |
нормальная взлетная |
11.1 |
11.1 |
11.1 |
максимальная взлетная |
12.0 |
13.0 |
13.0 |
максимальная скорость, км/ч |
250 |
250 |
250 |
крейсерская скорость, км/ч |
225 |
220 |
240 |
динамический потолок, м |
4500 |
5000 |
6000 |
практическая дальность, км |
480 |
520 |
590 |
число пассажиров (десантников) |
24 |
24 |
24 |
Существует пожарная модификация вертолета - Ми-8ТЛ. Вертолет оснащён системой массированного сброса воды и водяной пушкой. Он обладает следующими летно-техническими характеристиками.
Таблица А.8 Лётно-технические характеристики вертолета Ми-8ТЛ
Экипаж |
3 человека; |
диаметр главного винта |
21,29 м; |
диаметр хвостового винта |
3,91 м; |
длина |
18,22 м; |
высота |
5,65 м; |
масса пустого вертолета |
7,260 т; |
масса нормальная |
11,1 т; |
масса максимальная взлетная |
12,2 т; |
максимальная скорость |
260 км/ч; |
крейсерская скорость |
225 км/ч; |
практическая дальность полета |
1200 км; |
дальность действия |
465 км; |
практический потолок |
4500 м; |
статический потолок |
1900 м; |
полезная нагрузка |
4 т. |
7 Вертолет Ми-26.
Вертолет Ми-26ТП предназначен для тушения пожаров, в т.ч. промышленных, во всех физико-географических местностях, доставки различной специальной техники и десанта.
Сброс воды осуществляется за 35-45 с, заправка на земле - не более 2 мин. Переоборудование транспортного Ми-26Т в пожарный Ми-26ТП занимает не более часа.
В состав противопожарного оборудования входят:
рабочее место оператора;
4 емкости для воды (суммарным объемом 15 );
2 емкости для химических добавок (0,9 );
система их наддува до 1,4 ;
система слива огнегасящей жидкости;
система дозировки химдобавок.
При тушении ландшафтных пожаров с применением вертолетов Ми-26 может использоваться ВСУ-15, которое представляет собой специальный бак объемом 15 , транспортируемый вертолетом на внешней подвеске. Его перевозка на большие расстояния возможна в грузовой кабине Ми-26. Наполнять ВСУ-15 можно из открытого водоема на режиме висения, для чего требуется 10 с. Для слива воды необходимо 15 с.
Применение Ми-26 при тушении пожаров с использованием бэмби-бакета ("Bamby-Bucket") обеспечивает за один заход доставку 19600 л воды со сбросом баков как залпом, так и раздельно. При условии выполнения одного цикла тушения за 5 мин стоимость доставки одного 1 л воды (0,05 цента) дешевле доставки самолетами в 6,6-11 раз.
Таблица А.9 Лётно-технические характеристики Ми-26
силовая установка |
2хГТД Д-136 (мощностью по 8 380 кВт); |
диаметр главного винта |
32 м; |
диаметр хвостового винта |
7.61 м; |
длина |
33.73 м; |
высота |
8.145 м; |
ширина |
3.12 м; |
масса: |
|
пустого |
28.6 т; |
нормальная взлетная |
49.65 т; |
максимальная взлетная |
56.0 т; |
максимальная скорость |
295 км/ч; |
крейсерская скорость |
255 км/ч; |
практическая дальность |
2000 км; |
дальность действия: |
|
с заправкой основных баков |
670 км; |
с заправкой основных и доп. баков |
1800 км; |
практический потолок |
6500 м; |
статический потолок |
1520 м; |
экипаж |
5 человек; |
8 Вертолет Ка-32А.
Вертолет среднего класса Ка-32А используется преимущественно для транспортировки спасателей и грузов, а также тушения лесных и торфяных пожаров (при помощи ВСУ-5 емкостью до 5000 л).
ВСУ-5, транспортируемое на внешней подвеске вертолета, обеспечивает забор воды 5 тонн в режиме висения из водоемов глубиной не менее 3 м. При скорости распыления 1 тонна в секунду система позволяет ликвидировать огонь средней интенсивности на площади 0,05 га (5x100 м).
В базовую комплектацию противопожарного вертолёта Ка-32А1 входят:
водяной пластиковый бак;
электрические водяные насосы;
емкости для пенообразователя;
горизонтальная водопенная пушка;
вертикальная водопенная пушка;
водяная помпа;
спасательная лебёдка;
десантно-спусковое устройство.
Таблица А.10 Лётно-технические характеристики Ка-32А
диаметр несущих винтов |
15,9 м, |
высота вертолёта |
5,45 м, |
д |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.