Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Министерства сельского хозяйства РФ
от 12 апреля 2017 г. N 24-р
Методические рекомендации
по разработке государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в целях методического обеспечения формирования и установления общих требований к государственным программам субъектов Российской Федерации по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Методические рекомендации, региональные программы).
1.2. Формирование региональных программ осуществляется исходя из принципов:
учета долгосрочных целей развития сельского хозяйства и смежных отраслей экономики и показателей (индикаторов) их достижения, а также положений соответствующих стратегических документов федерального и регионального уровня в этой области;
доступности и адресности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции;
сбалансированности региональных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции;
измеримости достижения результатов реализации региональных программ;
определения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию и достижение конечных результатов региональной программы (далее - ответственный исполнитель региональной программы);
обеспечения объема финансовых ресурсов у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации региональной программы, достаточных для достижения целей и выполнения показателей (индикаторов) региональной программы;
проведения регулярной оценки эффективности реализации региональной программы с возможностью ее корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации региональной программы.
1.3. Региональные программы должны основываться на положениях Федеральных законов, Концепций и документов стратегического планирования в области развития агропромышленного комплекса, включая:
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации";
Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве";
Федеральный закон "О племенном животноводстве";
Федеральный закон "О семеноводстве";
Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120;
Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную - распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 559-р;
Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р;
Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р;
Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Государственная программа).
1.4. Ответственный исполнитель региональной программы обеспечивает ее разработку, координацию деятельности соисполнителей и участников региональной программы, а также мониторинг ее реализации и предоставление отчетности о достижении целевых показателей (индикаторов) региональной программы.
1.5. В составе региональной программы должны быть выделены мероприятия, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, предоставляемые в рамках соответствующих мероприятий Государственной программы.
Региональная программа согласовывается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.
Внесение в региональную программу изменений, затрагивающих целевые показатели (индикаторы) и объемы финансирования из регионального бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, без одобрения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не допускается.
2. Общие требования к содержанию региональной программы
Региональная программа должна содержать:
а) титульный лист, включающий:
наименование региональной программы;
наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого реализуется региональная программа;
сроки и этапы реализации региональной программы в целом;
номер и дату нормативного правового акта об утверждении региональной программы;
б) текстовую часть региональной программы, включающую:
характеристику текущего состояния сельского хозяйства и смежных отраслей субъекта Российской Федерации;
описание приоритетов региональной агропродовольственной политики, формулировку целей и постановку задач региональной программы;
прогноз ожидаемых результатов реализации региональной программы, характеристику вклада субъекта Российской Федерации в достижение результатов Государственной программы;
перечень и краткое описание подпрограмм и основных мероприятий, включенных в региональную программу;
объем средств, необходимых на реализацию региональной программы за счет всех источников финансирования по годам реализации;
анализ рисков реализации региональной программы и описание мер управления рисками;
в) приложения к региональной программе, в том числе:
паспорт региональной программы по форме согласно приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям;
паспорта подпрограмм (целевых программ) региональной программы по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям;
сведения о показателях (индикаторах) региональной программы по форме согласно приложению N 3 к настоящим Методическим рекомендациям;
сведения об основных мероприятиях региональной программы по форме согласно приложению N 4 к настоящим Методическим рекомендациям;
сведения о ресурсном обеспечении региональной программы за счет всех источников финансирования с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации по форме согласно приложению N 5 к настоящим Методическим рекомендациям;
основные меры правового регулирования в сфере развития сельского хозяйства и смежных отраслей в субъекте Российской Федерации, направленные на достижение целей региональной программы, по форме согласно приложению N 6 к настоящим Методическим рекомендациям;
план реализации региональной программы по форме согласно приложению N 7 к настоящим Методическим рекомендациям;
г) дополнительные обосновывающие материалы по формированию региональной программы, отражающие:
обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию программы и включенных в нее подпрограмм и основных мероприятий, а также ожидаемые непосредственные результаты реализации подпрограмм (целевых программ) и основных мероприятий;
обоснование необходимости применения налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов государственного регулирования для достижения цели и (или) ожидаемых результатов региональной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации;
методику оценки эффективности региональной программы, в том числе оценку степени достижения ожидаемых непосредственных результатов реализации подпрограмм и основных мероприятий; степени достижения показателей (индикаторов) подпрограмм и региональной программы в целом; степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств;
основные параметры потребности в трудовых ресурсах для реализации региональной программы.
3. Требования к содержанию текстовой части региональной программы
3.1. Характеристика текущего состояния
сельского хозяйства и смежных отраслей субъекта Российской Федерации
В данном разделе проводится анализ функционирования сельского хозяйства и смежных отраслей экономики в субъекте Российской Федерации в ретроспективе не менее чем за 3 года, предшествующих году начала реализации региональной программы (году корректировки региональной программы). Оптимальным считается горизонт ретроспективного анализа в течение 5 предшествующих лет.
Рекомендуется проводить оценку по следующим показателям:
сложившаяся специализация региона, доля основных видов сельскохозяйственной продукции в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства в субъекте Российской Федерации (в натуральном и стоимостном выражении);
специфичные и перспективные с учетом особенностей региона направления развития (подотрасли) сельского хозяйства;
количество сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации в разрезе организационно-правовых форм (организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, прочие), характеристика структуры производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств;
площадь сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации, в том числе пашня, пастбища, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
структура посевных площадей, разработанная с учетом индикаторов региональной программы, научно-обоснованных севооборотов и конъюнктуры рынка;
основные показатели производства продукции растениеводства, производимые в регионе различными организационно-правовыми формами, включая среднюю урожайность и валовые сборы сельскохозяйственных культур (в том числе зерновых и зернобобовых в весе после доработки, из них пшеницы озимой и яровой, ржи озимой и яровой, кукурузы на зерно, ячменя, гречихи, риса, зернобобовых; льноволокна и пеньковолокна; сахарной свеклы; маслосемян, из них подсолнечника, сои, горчицы, рапса; картофеля; овощей, из них овощей закрытого грунта; плодово-ягодных культур; винограда; иных видов продукции растениеводства, имеющих существенное значение для региона);
наличие мощностей по хранению и переработке продукции растениеводства (в том числе зерна, маслосемян, овощной и плодово-ягодной продукции, семян сельскохозяйственных растений) и животноводства;
динамика и структура поголовья сельскохозяйственных животных в субъекте Российской Федерации в различных категориях хозяйств (в том числе поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров; поголовье иных видов сельскохозяйственных животных и птицы, имеющих существенное значение для региона, в том числе традиционных);
динамика племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, в том числе количество племенных стад сельскохозяйственных животных;
самообеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей племенной продукцией (материалом) отечественной репродукции;
основные виды продукции животноводства, производимые в регионе по категориям хозяйств (в том числе производства скота и птицы на убой в живом весе, производство молока, производство шерсти, производство яиц,
производство иных видов продукции животноводства, имеющих существенное значение для субъекта Российской Федерации);
наличие мощностей по переработке и хранению продукции животноводства;
баланс производства и потребления сельскохозяйственной продукции в регионе по основным видам продукции, включая описание основных каналов движения продукции (ввоз, вывоз, основные потребители и т.п.); расчет потребности в основных видах сельскохозяйственной продукции и продовольствия исходя, из санитарных норм и уровня покупательной способности населения; уровень, самообеспечения региона по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
основные показатели производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, выпускаемой в регионе различными организационно-правовыми формами, включая объем производства основных видов продукции, в том числе муки из зерновых и зернобобовых культур, крупы, хлебобулочных изделий диетических, обогащенных микронутриентами, сахара белого свекловичного, масла сливочного, масла подсолнечного, плодоовощных консервов и иных видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, имеющих существенное значение для региона (при наличии в региональной программе целей и задач по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности);
финансово-экономические показатели функционирования сельского хозяйства и смежных отраслей, в том числе финансовый результат и рентабельность производства и реализации основных видов сельскохозяйственной продукции; расчет и анализ показателей финансовой устойчивости деятельности в области сельского хозяйства; динамика объема инвестиций в сельское хозяйство и смежные отрасли, в том числе за счет собственных средств и кредитных ресурсов банков; иные показатели, имеющие существенное значение для региона.
В данном разделе также дается характеристика основных проблем развития отраслей агропромышленного комплекса и смежных отраслей в регионе, в том числе:
экологические проблемы (состояние почв, уровень загрязнения окружающей среды, сокращение биоразнообразия; эпизоотическая и фитосанитарная обстановка на территории субъекта Российской Федерации; иные проблемы, имеющие существенное значение для развития сельского хозяйства в регионе);
социально-демографические проблемы (уровень заработной платы и безработицы на селе; состояние социальной инфраструктуры; показатели миграции населения из сельской местности; уровень кадрового обеспечения; иные проблемы, имеющие существенное значение для развития сельского хозяйства в регионе);
экономические проблемы (уровень и структура издержек производства; потребность в оборотных средствах и инвестиционных ресурсах; состояние сбыта сельскохозяйственной продукции; уровень производительности труда; иные проблемы, имеющие существенное значение для развития сельского хозяйства в регионе);
инфраструктурные проблемы (транспортное сообщение между сельскими населенными пунктами; подключение к электросетям, газо- и водоснабжению; инфраструктура сервисного обслуживания техники и оборудования; инфраструктура сферы обращения и переработки сельскохозяйственной продукции в регионе; иные проблемы, имеющие существенное значение для развития сельского хозяйства в регионе).
3.2. Приоритеты региональной аграрной политики,
формулировка целей и постановка задач региональной программы
В текстовой части региональной программы приводится описание приоритетов государственной политики в сфере развития сельского хозяйства субъекта Российской Федерации и смежных отраслей экономики, характеристика вклада субъекта Российской Федерации в достижение результатов Государственной программы, осуществляется постановка целей и задач региональной программы.
Основные приоритеты государственной политики в сфере развития сельского хозяйства субъекта Российской Федерации должны соответствовать приоритетам, отраженным в стратегических документах по развитию сельского хозяйства федерального уровня, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, иных документах стратегического планирования.
Наряду с основными приоритетами развития сельского хозяйства в региональной программе должны быть отражены приоритеты развития сельского хозяйства в разрезе подотраслей, видов продукции, направлений развития исходя из:
сложившейся специализации региона с учетом природно-климатических условий, традиционного уклада жизни сельского населения;
наличия транспортной и иной обеспечивающей инфраструктуры;
необходимости максимально эффективного использования имеющихся природных ресурсов региона с учетом возможностей их воспроизводства;
самообеспеченности региона сельскохозяйственным сырьем и продовольствием собственного производства, а также сбалансированности региональных аграрных рынкову;
обеспечения вовлечения в хозяйственную деятельность оптимального количества трудовых ресурсов;
обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и повышения уровня доходов сельского населения;
необходимости развития малых форм хозяйствования в сельской местности.
Кроме того, анализируются потенциальные возможности региона по развитию подотраслей сельского хозяйства (например, наличие необрабатываемых земель и потенциальные возможности по их вводу в оборот; степень загрузки имеющихся мощностей по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции и т.п.).
В данном разделе также приводится информация о доле региона в суммарных показателях развития сельского хозяйства и Государственной программы в целом по Российской Федерации (доля в валовой продукции растениеводства и животноводства, доля в посевных площадях и поголовье сельскохозяйственных животных и т.п.). Дается анализ изменений регионального вклада в общий объем целевых показателей развития сельского хозяйства и Государственной программы в ретроспективе за три года и в период реализации Государственной программы.
Цели региональной программы определяются как планируемый конечный результат решения проблем развития подотраслей агропромышленного комплекса и смежных отраслей в регионе посредством реализации региональной программы или как ожидаемое (планируемое) состояние дел в агропромышленном комплексе региона.
Цели региональной программы должны иметь конкретный, определенный - характер, подразумевать количественную измеримость результата, быть адекватными сложившейся ситуации и ресурсному обеспечению, а также достижимыми в определенном отрезке времени.
Формулировка цели должна быть краткой и ясной. Она не должна содержать указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели. Формулировка цели региональной программы должна иметь связь с формулировкой соответствующей цели Государственной программы.
При формулировании целей лучше всего использовать описание характера изменений, осуществляемых в ходе реализации региональной программы (например, повышение, ускорение, улучшение, развитие, снижение, укрепление и т.п.) и не использовать формулировки, характеризующие процесс, текущую деятельность (например, реализация задач, создание условий, проведение политики и т.п.).
В процессе формирования региональной программы для каждой из стратегических целей рекомендуется сформировать перечень задач, увязанных друг с другом и направленных на достижение стратегической цели. Комбинация задач должна обеспечивать наилучшую отдачу от вложенных финансовых и иных ресурсов. Формулировка и состав задач должны обеспечивать достижение поставленной цели. Задачи региональной программы должны трансформироваться в цели соответствующих подпрограмм. Оптимально, когда одной задаче региональной программы соответствует одна подпрограмма, направленная на ее реализацию.
Например:
цель региональной программы: |
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках |
задачи региональной программы (=цели подпрограмм): |
увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции; улучшение материально-технического состояния подотраслей сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции; внедрение новых технологий сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции; улучшение показателей продуктивности сельскохозяйственных животных и повышение плодородия почв; и т.п. |
Задачи могут быть структурированы по следующим группам:
направленные на стабилизацию состояния в определенной подотрасли на заданном уровне (например, объемов валовых сборов сельскохозяйственных культур или производства продовольственных товаров; показателей динамики их производства и т.п.);
направленные на ограничение в заданных границах целевых переменных (например, уровня себестоимости производства сельскохозяйственной продукции и минимального уровня рентабельности, и т.п.);
направленные на получение экстремального результата (например, удвоение объемов производства, введение качественно новых видов продукции, изменение специализации региона и т.п.).
Важно, чтобы в формулировке задач подпрограмм не дублировались цели, а было отражено одно из направлений региональной программы, обеспечивающее достижение цели. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
Формулировка задач региональной программы должна отражать измеримый конечный результат и не быть сформулированной как мероприятия, поскольку в этом случае она будет отражать процесс достижения целей.
Например:
формулировка задач в виде: "создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения" или "стимулирование производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов" не несет в себе конечного результата, поэтому рекомендуется переформулировать задачи следующим образом: "повышение плодородия почв, увеличение площади мелиорируемых земель, сокращение площади залежных земель"; "увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов" и "рост обеспеченности страховой защитой сельскохозяйственных товаропроизводителей".
В составе региональной программы и включенных в нее подпрограмм должны быть выделены цели и задачи, направленные на достижение значений показателей результативности и целевых индикаторов, которые должны соответствовать показателям и индикаторам Государственной программы.
3.3. Прогноз ожидаемых результатов
реализации региональной программы и характеристика вклада, субъекта Российской Федерации в достижение результатов Государственной программы
В данном разделе указываются основные ожидаемые результаты реализации региональной программы, проводится оценка их влияния на функционирование экономики и социальной сферы региона.
Оценку конечных результатов региональной программы рекомендуется проводить по основным показателям (индикаторам), указанным в разделе "Требования к характеристике текущего состояния сельского хозяйства и смежных отраслей субъекта Российской Федерации".
При оценке конечных результатов региональной программы приводится также оценка ее влияния на экономические, демографические, социальные показатели, в том числе оценка дополнительного прироста рабочих мест; оценка ускорения темпов роста производства и роста производительности труда; оценка изменения параметров качества жизни населения; оценка финансово-экономических последствий реализации государственной программы, в том числе оценка динамики поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
При описании прогноза ожидаемых результатов региональной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социально-экономической сферы, необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в области развития подотраслей агропромышленного комплекса и смежных отраслей экономики.
Кроме того, в данном разделе приводится описание основных рисков, оказывающих влияние на конечные результаты реализации мероприятий региональной программы, к числу которых относятся:
макроэкономические риски, обусловленные снижением темпов роста экономики и уровня, инвестиционной активности, ростом государственного долга, ускорением инфляции, колебаниями обменного курса рубля, ростом безработицы, кризисными явлениями в финансовом секторе и т.д.;
природно-климатические риски, обусловливающие зависимость функционирования отрасли (в том числе инвестиционную привлекательность) от природно-климатических условий;
социальные риски, обусловленные возможностью усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе; ростом безработицы в сельской местности; сокращением объема и качества бюджетных услуг в социальных секторах;
законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы, а также в недостаточной оценке последствий регулирующего воздействия от законодательных инициатив и действий регуляторов, наличии побочных эффектов от принятых решений либо в несвоевременном принятии решений;
управленческие (внутренние) риски, связанные с неэффективным управлением реализацией региональной программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем за ходом реализации запланированных мероприятий и т.д.
В рамках мер по предотвращению рисков описывается комплекс мероприятий и способов снижения вероятности возникновения неблагоприятных последствий в целях обеспечения бесперебойности реализации мероприятий региональной программы.
3.4. Состав подпрограмм неосновных мероприятий,
а также показатели результативности региональной программы
В региональной программе должно быть приведено обоснование набора целевых программ и подпрограмм, а также основных мероприятий с указанием целевых показателей (индикаторов) и сроков их реализации.
Формирование подпрограмм региональной программы и включение в нее основных мероприятий целесообразно осуществлять исходя из необходимости комплексного решения поставленных задач и достижения целей, направленных на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, развитие подотраслей сельского хозяйства и обеспечивающей инфраструктуры, а также на диверсификацию производства и развитие малого предпринимательства в сельской местности.
Рекомендуемый набор подпрограмм региональной программы включает в себя подпрограммы, соответствующие подпрограммам Государственной программы, в рамках которых предоставляются межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, с детализацией подпрограмм и мероприятий, имеющих существенное значение для развития агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации.
При этом субъектом Российской Федерации может применяться различная детализация подпрограмм и основных мероприятий.
Пример 1. Детализация подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" по подотраслям
Подпрограмма (основное мероприятие - ОМ) региональной программы |
Подпрограмма (основное мероприятие - ОМ) Государственной программы |
Подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" |
Подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" |
ОМ "Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей" |
ОМ "Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей" |
ОМ "Достижение целевых показателей региональной программы в области растениеводства" |
ОМ "Содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса" |
ОМ "Достижение целевых показателей региональной программы в области животноводства (кроме КРС молочного и мясного направления)" | |
ОМ "Достижение целевых показателей региональной программы в области КРС мясного и молочного направления" | |
ОМ "Достижение целевых показателей региональной программы в области традиционных подотраслей сельского хозяйства, имеющих существенное значение для региона" | |
ОМ "Достижение целевых показателей региональной программы в области традиционных подотраслей сельского хозяйства, имеющих существенное значение для региона" | |
ОМ "Достижение целевых показателей региональной программы в области развития малых форм хозяйствования" | |
и иные мероприятия. |
Пример 2. Детализация подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" по подотраслям и приоритетным направлениям.
Подпрограмма (основное мероприятие) региональной программы |
Основное мероприятие Государственной программы |
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства" |
|
ОМ "Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (несвязанная поддержка)" |
ОМ "Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей" |
ОМ "Стимулирование использования высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур (элитное семеноводство) " |
ОМ "Содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса" |
ОМ "Стимулирование расширения (сохранения) площадей под сельскохозяйственными культурами, имеющими существенное значение для региона (закладка многолетних насаждений, в том числе садов, виноградарство, овощеводство и т.п.)" | |
ОМ "Оптимизация структуры посевных площадей в соответствии с зональными системами земледелия, повышение эффективности используемых земель (внедрение современных агротехнических мероприятий, применение современных средств защиты растений и т.п.)" | |
ОМ "Обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (краткосрочное кредитование, страхование)" | |
и иные мероприятия | |
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства" |
|
ОМ "Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области молочного скотоводства (на 1 кг реализованного молока)" |
ОМ "Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей" |
ОМ "Возмещение затрат, связанных с ведением селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными (племенное животноводство)" |
ОМ "Содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса" |
ОМ "Стимулирование сохранения (увеличения) поголовья скота мясных и молочных пород" | |
ОМ "Стимулирование развития традиционных подотраслей животноводства (овцеводство и козоводство, северное оленеводство, мясное табунное коневодство, производство шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец и т.п.)" | |
ОМ "Обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в области животноводства (краткосрочное кредитование, страхование)" | |
и иные мероприятия | |
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" |
|
ОМ "Поддержка начинающих фермеров" |
ОМ "Содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса" |
ОМ "Развитие семейных животноводческих ферм" | |
ОМ "Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы" | |
и иные мероприятия |
|
Пример 3. Формирование подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" (без разбивки по подотраслям)
Цель Подпрограммы |
увеличение (сохранение оптимального уровня) объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также продуктов ее переработки |
достижение уровня самообеспечения субъекта Российской Федерации сельскохозяйственной продукцией и продовольствием | |
Задачи |
увеличение (сохранение оптимального уровня) валовых сборов сельскохозяйственных культур (зерновых и зернобобовых, сахарной свеклы, льноволокна и пеньковолокна, картофеля, овощей открытого грунта, иных культур); |
увеличение (сохранение оптимального уровня) объемов производства продукции животноводства (скота и птицы на убой, молока, шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец, яиц, иных видов продукции); | |
повышение плодородия почв; | |
обеспечение сохранности поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, в том числе маточного; | |
повышение продуктивности скота и птицы; | |
вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения; | |
развитие малых форм хозяйствования и кооперации на селе (крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов) | |
повышение (сохранение приемлемого уровня) финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; | |
рост обеспеченности страховой защитой сельскохозяйственных товаропроизводителей | |
и т.п. | |
Целевые индикаторы |
валовые сборы сельскохозяйственных культур (зерновых и зернобобовых, сахарной свеклы, льноволокна и пеньковолокна, картофеля, овощей открытого грунта, иных культур); |
площадь закладки многолетних насаждений; | |
площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте; | |
площадь кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; | |
площадь подготовки низкопродуктивной пашни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; | |
доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов (по перечню культур, утвержденному Минсельхозом России); | |
размер застрахованных посевных площадей в субъекте Российской Федерации; | |
размер посевных площадей, занятых под зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, в субъекте Российской Федерации; | |
производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе); | |
производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; | |
сохранность племенного условного маточного поголовья сельскохозяйственных животных к уровню предыдущего года; | |
реализация племенного молодняка крупного рогатого скота молочных и мясных пород на 100 голов маток; | |
производство шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; | |
численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей | |
маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; | |
поголовье северных оленей и маралов в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; | |
поголовье мясных табунных лошадей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; | |
численность застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в субъекте Российской Федерации; | |
количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств грантовой поддержки; | |
прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, получившими грантовую поддержку, к году, предшествующему году предоставления субсидии; | |
количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства грантовой поддержки для развития материально-технической базы; | |
прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими средства грантовой поддержки; | |
показатели, характеризующие состояние пищевой и перерабатывающей промышленности субъекта Российской Федерации (производство сахара, масла подсолнечного, муки, крупы, хлебобулочных изделий и др.); | |
уровень самообеспечения региона основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия; | |
производство сахара белого свекловичного в твердом состоянии;* | |
производство масла подсолнечного нерафинированного и его фракций;* | |
производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них;* | |
производство крупы; | |
производство хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, и диетических хлебобулочных изделий;* | |
производство плодоовощных консервов;* | |
производство масла сливочного;* | |
производство сыров и сырных продуктов;* | |
иные показатели. | |
Основные мероприятия |
повышение уровня использования высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур (элитное семеноводство); |
расширение (сохранение), площадей под сельскохозяйственными культурами, имеющими существенное значение для региона (закладка многолетних насаждений, в том числе садов, виноградарство, овощеводство и т.п.); | |
оптимизация структуры посевных площадей в соответствии с зональными системами земледелия, повышение эффективности используемых земель (внедрение современных агротехнических мероприятий, применение современных средств защиты растений и т.п.); | |
возмещение затрат, связанных с ведением селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными (племенное животноводство); | |
сохранение (увеличение) поголовья скота мясных и молочных пород; | |
развитие традиционных подотраслей животноводства (овцеводство и козоводство, северное оленеводство, мясное табунное коневодство, производство шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец и т.п.); | |
поддержка доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей (несвязанная поддержка в области растениеводства и поддержка в области молочного скотоводства); | |
грантовая поддержка малых форм хозяйствования; | |
поддержка финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей (страхование); | |
иные мероприятия. |
_____________________________
* - при наличии в региональной программе целей и задач по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности.
Пример 4. Формирование подпрограммы "Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса"
Цель Подпрограммы |
развитие инфраструктуры региональных агропродовольственных рынков; |
улучшение фитосанитарной и противоэпизоотической обстановки в регионе. | |
Задачи |
увеличение (сохранение на оптимальном уровне) объемов переработки сельскохозяйственного сырья; |
развитие транспортно-логистической инфраструктуры регионального агропродовольственного рынка; | |
расширение межрегиональных торговых связей; | |
проведение на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; | |
проведение на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения болезней, общих для человека и животных. | |
Целевые индикаторы |
Целевыми индикаторами подпрограммы являются показатели, отражающие реализацию мероприятий подпрограммы |
Основные мероприятия |
строительство, реконструкция и модернизация сети оптово-распределительных и производственно-логистических центров для хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции; |
стимулирование увеличения объема закупок сельскохозяйственной продукции перерабатывающими предприятиями региона; | |
проведение выставочно-ярмарочных мероприятий для продвижения излишков продукции на межрегиональные рынки; | |
развитие биржевой и оптовой торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием; | |
оптимизация объемов закупок сельскохозяйственного сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд; | |
иные мероприятия. |
Пример 5. Формирование подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие подотраслей сельского хозяйства и смежных отраслей"
Цель Подпрограммы |
улучшение материально-технического состояния подотраслей сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции; |
внедрение ресурсосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия; | |
Задачи |
увеличение объемов приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями, осуществляющими переработку сельскохозяйственной продукции, высокотехнологичных машин и оборудования; |
повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая внедрение новых технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции; | |
улучшение информационного, консультационного и кадрового обеспечения агропромышленного комплекса; | |
Целевые индикаторы |
количество приобретенных сельскохозяйственными товаропроизводителями единиц сельскохозяйственной техники и оборудования (зерно- и кормоуборочных комбайнов, тракторов, сельскохозяйственных машин и т.п.); |
энергообеспеченность сельскохозяйственного производства на 100 га пашни; | |
количество реализованных сельскохозяйственными товаропроизводителями инновационных проектов (в том числе ресурсосберегающих технологий, биотехнологий улучшения почв и производства биоудобрений, биотехнологий в животноводстве по производству кормов, биоэнергетики, биотехнологий в пищевой и перерабатывающей промышленности и т.п.); | |
увеличение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к государственным информационным ресурсам; | |
повышение уровня консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей; | |
повышение квалификации работников сельского хозяйства и смежных отраслей; | |
иные показатели. | |
Основные мероприятия |
модернизация и обновление машинно-тракторного парка подотраслей сельского хозяйства; |
внедрение инноваций в сельскохозяйственное производство и переработку сельскохозяйственной продукции; | |
расширение информационных ресурсов в области функционирования и развития агропромышленного комплекса; | |
расширение сети информационно-консультационных центров; | |
проведение обучающих семинаров на базе научных, учебных учреждений, распространение лучших практик ведения сельскохозяйственного производства; | |
иные мероприятия. |
Пример 6. Формирование подпрограммы "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе"
Цель Подпрограммы |
увеличение объема кредитных ресурсов, привлекаемых в агропромышленный комплекс на цели модернизации и развития производства; |
стимулирование ввода новых производственных мощностей в агропромышленном комплексе. | |
Задачи |
улучшение условий доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам; |
повышение инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса. | |
Целевые индикаторы |
объем ссудной задолженности по субсидируемым инвестиционным кредитам (займам), выданным на развитие агропромышленного комплекса; |
ввод в действие построенных и модернизированных мощностей по хранению плодов и ягод; | |
ввод в действие построенных и модернизированных мощностей по хранению картофеля и овощей открытого грунта; | |
ввод в действие мощностей единовременного хранения оптово-распределительных центров; | |
количество скотомест на строящихся, модернизируемых и введенных в эксплуатацию животноводческих комплексах молочного направления (молочных фермах); | |
ввод в действие построенных и модернизированных площадей теплиц; | |
количество введенных в действие селекционно-генетических центров; | |
ввод в действие построенных и модернизированных мощностей селекционно-семеноводческих центров; | |
иные показатели. | |
Основные мероприятия |
снижение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на обслуживание инвестиционных кредитов (займов); |
снижение инвестиционных издержек при модернизации и создании объектов агропромышленного комплекса; | |
снижение административных и финансовых барьеров при кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса; | |
иные мероприятия. |
Количество показателей (индикаторов) региональной программы формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения поставленных задач.
Также при формировании региональной программы субъекту Российской Федерации необходимо обеспечить соответствие показателей (индикаторов) региональных программ и соглашений, заключаемых с Минсельхозом России.
Используемая система показателей (индикаторов) региональной программы (подпрограммы) должна обеспечить возможность оценки достижения всех целей и решения всех задач программы (подпрограммы), охватывать существенные аспекты достижения цели и решения задач и иметь запланированные по годам количественные значения. При этом система показателей (индикаторов) региональной программы и установление их значений должны соотноситься с показателями документов стратегического планирования федерального и регионального уровня, обеспечивая преемственность в наименованиях показателей различных уровней, и методикой их расчета (в том числе с Государственной программой).
Информация о ресурсном обеспечении региональной программы приводится по источникам финансирования (федеральный бюджет, региональный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные средства) по главным распорядителям, подпрограммам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации программы.
4. Требования к правилам
предоставления средств государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса
Правила предоставления - средств государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса (далее - Правила субсидирования) рекомендуется приводить в соответствие с общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление. субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887.
Правила субсидирования рекомендуется формировать отдельно в отношении каждого основного мероприятия подпрограммы региональной программы и (или) вида субсидии в случае, если основное мероприятие включает в себя разные виды субсидий.
Общими для всех видов субсидий (кроме грантовой поддержки малых форм хозяйствования) документами, предоставляемыми получателями уполномоченному органу субъекта Российской Федерации для получения субсидий, являются:
заявление о предоставлении средств государственной поддержки;
расчет размера средств, причитающихся получателю субсидии;
документы, подтверждающие целевое использование субсидии (платежные документы об оплате приобретаемых материальных ценностей, документы, подтверждающие поставку и получение приобретенных ценностей, документы, подтверждающие использование в производственном процессе приобретенных ценностей);
Для каждого вида субсидий в Правила субсидирования может быть включен перечень специфичных документов, необходимых для получения субсидии, который должен быть исчерпывающим.
Рекомендуется разработать отдельные Правила субсидирования для следующих видов субсидий:
на поддержку доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе в области растениеводства и молочного скотоводства;
на поддержку инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе, в том числе на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов агропромышленного комплекса в области растениеводства, животноводства, мясного и молочного скотоводства, переработки и реализации продукции растениеводства и животноводства, на развитие селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров в подотраслях животноводства и растениеводства;
на развитие оптово-распределительных центров, на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования;
на снижение, инвестиционных, издержек при модернизации и создании объектов агропромышленного комплекса, в том числе на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.
В рамках субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональной программы, целесообразно выделить следующие виды субсидий:
на поддержку племенного животноводства;
на поддержку элитного семеноводства;
на поддержку отдельных подотраслей животноводства, в том числе на возмещение части затрат по сохранению и наращиванию маточного поголовья овец и коз, поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей, товарного поголовья коров специализированных мясных пород;
на поддержку производства и реализации шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец;
на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, в том числе на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками, многолетними насаждениями;
на выращивание кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
на производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
на поддержку малых форм хозяйствования на селе (крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), в том числе на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым, малыми формами хозяйствования; гранты на поддержку начинающих фермеров; гранты на развитие семейных животноводческих ферм; гранты для развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
на обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в том числе на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства;
на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;
на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства, на развитие молочного скотоводства, на развитие селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров в подотраслях животноводства и растениеводства, на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров.
При этом субъект Российской Федерации вправе предусматривать в региональной программе иные виды мер поддержки агропромышленного комплекса, направленные на достижение целей региональной программы.
5. Рекомендации по формированию
направлений государственной поддержки, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета
В рамках региональной программы необходимо выделять мероприятия по оказанию поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на:
содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса;
оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
Сроки рассмотрения органами управления агропромышленным комплексом документов, необходимых для получения субсидий, и принятия ими решения о предоставлении средств не могут превышать 15 рабочих дней, а перечисление средств сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об их предоставлении.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации выплата субсидий регионами осуществляется в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, доведенных до субъекта Российской Федерации в текущем году.
5.1. Мероприятия в области развития растениеводства
В рамках мероприятий в области развития растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляемая субъекту Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональной программы, рекомендуется предусматривать бюджетные ассигнования на:
поддержку элитного семеноводства;
выращивание кормовых, культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для выращивания кормовых культур по перечню, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых не производятся семена в связи с природно-климатическими условиями. Под районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями понимаются районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029";
производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями, орехоплодными насаждениями, эфиромасличными насаждениями, ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар), хмельниками до начала периода их товарного плодоношения, а также на закладку и уход за плодовыми и ягодными питомниками и чайными плантациями;
возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками до начала периода их товарного плодоношения.
К числу получателей субсидий в правилах субсидирования рекомендуется относить сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).
В качестве требований к получателям субсидий рекомендуется указать:
а) для получения возмещения части затрат на закладку многолетних насаждений - осуществление закладки, многолетних насаждений площадью не менее 1 гектара в год;
б) для получения возмещения части затрат на работы по уходу за многолетними насаждениями - наличие на начало текущего финансового года не менее 1 гектара площади указанных насаждений;
в) для получения возмещения части затрат на закладку садов - наличие проекта закладки сада.
Также в качестве требований к получателям субсидий рекомендуется указать следующие критерии (требования), относящиеся к соответствующему виду субсидий:
а) наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории субъекта Российской Федерации посевных площадей под сельскохозяйственными культурами, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (при условии, что элитные семена сельскохозяйственных культур относятся к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону допуска (для защищенного грунта - по световой зоне);
б) наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории субъекта Российской Федерации, отнесенной к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, посевных площадей под кормовыми культурами;
в) наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории субъекта Российской Федерации, отнесенной к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, низкопродуктивной пашни, составляющей не менее 11% общей площади пашни;
г) наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории субъекта Российской Федерации площадей многолетних насаждений;
д) наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории субъекта Российской Федерации площадей виноградников и виноградных питомников.
Рекомендуемый перечень документов для получения субсидий по вышеуказанным мероприятиям, предоставляемых вместе с общими для всех субсидий документами, указанными в разделе 4 настоящих Методических рекомендаций, должен быть следующим:
а) по поддержке элитного семеноводства:
сертификаты на семена, выданные органами по сертификации семян сельскохозяйственных растений, или протокол испытаний;
акт апробации;
акт расхода семян и посадочного материала;
б) по выращиванию кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
сертификаты на семена, выданные органами по сертификации семян сельскохозяйственных растений, или протокол испытаний;
акт апробации;
акт расхода семян и посадочного материала;
в) по поддержке производства продукции - растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
справка о затратах на подготовку низкопродуктивной пашни;
акт выполненных работ по подготовке низкопродуктивной пашни (чистых паров) под урожай будущего года;
г) по поддержке виноградарства:
копия проектно-сметной документации на закладку виноградников, заверенная получателем;
копии документов, удостоверяющих качество посадочного материала (сертификат соответствия), который используется при закладке виноградников, заверенные соответствующим органом по сертификации посадочного материала;
д) по поддержке закладки многолетних насаждений:
проект на закладку многолетних насаждений;
акт приема многолетних насаждений (форма N 404-АПК);
сведения о наличии площадей многолетних насаждений (формы федерального статистического наблюдения 29-СХ и 2-фермер; форма 9-АПК "Отчет о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса"; технологические карты; сертификаты на посадочный материал, выданные органами по сертификации, аккредитованными в Национальной системе аккредитации, и обязательное наличие сертификата соответствия посадочного материала и информации Россельхознадзора о фитосанитарном состоянии питомника-поставщика посадочного материала).
Рекомендуемые сроки предоставления субсидий:
на поддержку элитного семеноводства: до 1 августа для яровых культур, до 1 декабря для озимых культур;
на возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности: до 1 августа под урожай текущего года;
на производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 1 октября (чистые пары).
Рекомендованные ставки предоставления субсидий:
а) на закладку виноградников - 346 423 рубля на 1 га;
б) на закладку виноградников в виноградных питомниках - 423 340 рублей на 1 га;
в) на уход за виноградниками до начала периода их товарного плодоношения, в том числе:
на уходные работы за виноградниками в виноградных питомниках - 81 830 рублей на 1 га;
на установку шпалеры виноградниками в виноградных питомниках - 551 140 рублей на 1 га;
на раскорчевку выбывших из эксплуатации виноградников, с последующей рекультивацией раскорчеванных площадей - 60 000 рублей - на 1 га.
В качестве показателей эффективности осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляемая субъекту Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ, должны быть указаны следующие показатели результативности использования субсидии:
посевная площадь кормовых культур по сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (тыс. гектаров);
площадь подготовки низкопродуктивной пашни (чистых паров) (тыс. гектаров);
доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов (процентов);
площадь закладки многолетних насаждений (тыс. гектаров);
площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте (тыс. гектаров).
В рамках мероприятий, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляемая субъекту Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, осуществляется возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением хозяйств населения, в области растениеводства на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади при производстве определенных сельскохозяйственных культур, а также производстве семенного материала и овощей открытого грунта.
Данное мероприятие относится к подпрограмме "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" к основному мероприятию "Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей".
Из федерального бюджета субсидии, предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией государственной программы субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих оказание. несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на проведение вышеперечисленных мероприятий.
При расчете размера субсидий основными расчетными показателями являются: размер посевной площади, коэффициент соотношения уровня интенсивности использования посевных площадей, показатель, характеризующий почвенное плодородие. Кроме того, возможно установление повышающих коэффициентов, увеличивающих долю финансовых средств получателей субсидий, находящихся в сложных условиях производства сельскохозяйственной продукции в сравнении с остальными получателями субсидии.
Основными показателями результативности использования субсидии считаются: показатель сохранения размера посевных площадей, занятых сельскохозяйственными культурами (отсутствие сокращения размера посевных площадей, занятых сельскохозяйственными культурами, за исключением площадей хозяйств населения), и показатели, характеризующие производство семенного материала и производство овощей открытого грунта.
Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий, установленных действующими Правилами и соглашением о предоставлении субсидий, возлагается на уполномоченные органы.
Положения, касающиеся порядка возврата средств субъектами Российской Федерации в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий в части выполнения и (или) достижения значений показателей результативности использования субсидии, в том числе порядок расчета объема средств, подлежащих возврату, сроки возврата, основания для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, а также порядка использования возвращенных средств главным распорядителем средств федерального бюджета, применяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999.
5.2. Мероприятия в области развития животноводства
В рамках мероприятий в области развития, животноводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляемая субъекту Российской Федерации на содействие достижению целевых. показателей региональной программы, рекомендуется предусматривать бюджетные ассигнования на:
возмещение части затрат по сохранению и наращиванию маточного поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах включая индивидуальных предпринимателей;
возмещение части затрат по сохранению и наращиванию поголовья северных оленей и маралов в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;
возмещение части затрат по сохранению и наращиванию поголовья мясных табунных лошадей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;
поддержку производства шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;
возмещение части затрат на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;
поддержку племенного животноводства.
К числу получателей субсидий рекомендуется относить сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители).
При оказании поддержки племенного животноводства субсидии предоставляются племенным организациям, включенным в перечень бюджетополучателей на селекционные мероприятия, способствующие формированию конкурентоспособного отечественного племенного поголовья сельскохозяйственных животных на территории субъекта Российской Федерации:
а) наличие не менее 25 тыс. голов маточного поголовья овец и коз;
б) наличие поголовья северных оленей на территории субъекта Российской Федерации, отнесенной к районам Крайнего Севера и приравненным, к ним местностям;
в) наличие не менее 10 тыс. голов маралов;
г) наличие не менее 9 тыс. голов мясных табунных лошадей;
д) наличие поголовья тонкорунных и полутонкорунных пород овец;
д) осуществление производства шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец и ее реализации на перерабатывающие организации на территории Российской Федерации (наличие сертификата, выданного аккредитованной лабораторией, подтверждающей соответствие качества шерсти);
ж) осуществление разведения крупного рогатого скота специализированных мясных пород не менее 2000 голов товарного поголовья коров специализированных мясных пород;
з) наличие на территории субъекта Российской Федерации племенных стад сельскохозяйственных животных, зарегистрированных в государственном племенном регистре, а также племенных быков-производителей, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям, являющимся организациями по племенному животноводству;
и) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), предусматривающего поддержку отдельных подотраслей животноводства в рамках государственной и (или) муниципальных программ.
Рекомендуемый перечень документов для получения субсидий по вышеуказанным мероприятиям, предоставляемых вместе с общими для всех субсидий документами, указанными в разделе 4 настоящих Методических рекомендаций, должен быть следующим:
а) для получения субсидий на возмещение части затрат по сохранению и наращиванию маточного поголовья овец и коз, поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей:
документы, подтверждающие фактические данные о содержании маточного поголовья овец и коз, поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей;
копия документа, подтверждающего право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования, или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, или право аренды, право пользования земельным участком в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
б) для получения субсидий на поддержку производства и реализации шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец:
документы, подтверждающие фактические данные о производстве шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец, и ее реализации на перерабатывающие организации на территории Российской Федерации;
копия документа, подтверждающего право собственности или право постоянного (бессрочного), пользования, или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, или право аренды, право пользования земельным участком в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
в) для получения субсидий на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород:
копия документа, подтверждающего право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования, или право пожизненного (наследуемого) владения на землю, или право пользования земельным участком на условиях договора аренды в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
документы, подтверждающие фактические данные о наличии товарного маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород.
г) для получения субсидий на поддержку племенного животноводства:
копии свидетельств о регистрации в государственном племенном регистре (для получения субсидий на содержание племенного поголовья сельскохозяйственных животных).
д) для получения средств на приобретение племенных быков-производителей, в том числе по импорту, племенного молодняка крупного рогатого скота, а также семени и эмбрионов (далее - племенная продукция):
копии договоров (контрактов) на приобретение племенной продукции;
копии платежных документов, подтверждающих оплату приобретения племенной продукции;
копии племенных свидетельств (племенных сертификатов) на приобретенную племенную продукцию.
Сроки рассмотрения указанных документов и принятия решения о предоставлении субсидий по вышеуказанным мероприятиям не могут превышать 15 рабочих дней, а средства из бюджета субъекта Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат по наращиванию поголовья сельскохозяйственных животных, источником финансового обеспечения которых является субсидия, перечисляются в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об их предоставлении.
Рекомендуемые ставки субсидий:
на возмещение части затрат по сохранению и наращиванию маточного поголовья овец и коз, поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей, на поддержку производства шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец - до 15% затрат;
на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород - до 30% затрат;
на поддержку племенного животноводства - не менее 30% затрат на содержание 1 головы в год.
Рекомендуемые сроки, предоставления субсидий: до 1 августа текущего года.
В качестве показателей эффективности осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия на содействие достижению целевых показателей региональных п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.