Motor vehicles. Antiskid studs. Technical requirements and test methods
Дата введения - 1 апреля 2017 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48-2015)
За принятие голосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 мая 2016 г. N 437-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33672-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на шипы противоскольжения (далее - шипы) для ошиповки пневматических зимних шин автомобильных транспортных средств (далее - АТС) категорий М, N, О по Сводной резолюции [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.201-80 Единая система конструкторской документации. Обозначение изделий и конструкторских документов
ГОСТ 2.314-68 Единая система конструкторской документации. Указание на чертежах о маркировании и клеймении изделий
ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 577-68 Индикаторы часового типа с ценой деления 0,01 мм. Технические условия
ГОСТ 3882-74 (ИСО 513-75) Сплавы твердые спеченные. Марки
ГОСТ 4754-97 Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия
ГОСТ 5513-97 Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия
ГОСТ 6507-90 Микрометры. Технические условия
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 18833-73 Головки измерительные рычажно-зубчатые. Технические условия
ГОСТ 20017-74 (ИСО 3738-1-82) Сплавы твердые спеченные. Метод определения твердости по Роквеллу
ГОСТ 23667-85 Контроль неразрушающий. Дефектоскопы ультразвуковые. Методы измерения основных параметров
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 выступ износостойкого элемента шипа: Нормальное расстояние от поверхности корпуса шипа, со стороны установки износостойкого элемента, до максимально выступающей точки износостойкого элемента.
3.2 длина шипа: Наибольший размер шипа вдоль его оси, перпендикулярный фланцу шипа.
3.3 зимняя шина: Автомобильная шина, у которой рисунок протектора покрышки, материал протектора или конструкция специально рассчитаны для обеспечения повышенного сцепления с обледенелым или покрытым снегом дорожным покрытием.
3.4 износостойкий элемент шипа: Деталь шипа, непосредственно взаимодействующая с дорожным покрытием.
3.5 корпус шипа: Деталь шипа, удерживающая износостойкий элемент в протекторе покрышки шины.
3.6
протектор покрышки: Наружная резиновая часть покрышки пневматической шины, как правило с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предотвращающая каркас от повреждении. [ГОСТ 22374-77, статья 7] |
3.7 сила удержания износостойкого элемента в корпусе шипа: Сила, направленная вдоль оси износостойкого элемента, обеспечивающая неподвижное соединение износостойкого элемента шипа относительно его корпуса.
3.8 сила удержания шипа в протекторе покрышки шины: Сила, направленная вдоль оси шипа, обеспечивающая неподвижное соединение корпуса шипа относительно элемента протектора покрышки шины, в котором он установлен (без учета упругой деформации материала покрышки шины).
3.9 схема ошиповки: Графическое изображение мест расположения шипов или отверстий под них в элементах протектора покрышки зимней шины.
3.10 фланец шипа: Элемент корпуса шипа, служащий для удержания шипа в протекторе покрышки шины.
3.11 шип противоскольжения (шип): Твердый профилированный стержень, состоящий из корпуса и износостойкого элемента и устанавливаемый в элементе протектора покрышки зимней шины для повышения сцепления шины с обледенелым или покрытым снегом дорожным покрытием.
3.12 элемент протектора покрышки шины: Часть протектора покрышки шины, сформированная его рисунком.
4 Классификация, обозначение и размеры
4.1 Шипы подразделяют:
а) по назначению:
- л - для легковых шин;
- лг - для легких грузовых шин;
- г - для грузовых шин;
б) по количеству фланцев:
- одно-, двух-, трех- и более фланцевые в соответствии с рисунком 1;
в) по материалу корпуса:
- металлические;
- неметаллические;
- комбинированные.
Рисунок 1 - Виды шипов по количеству фланцев
4.2 Обозначение шипов, применяемое в конструкторской документации (далее - КД), утвержденной в установленном порядке, должно соответствовать ГОСТ 2.201 или системе обозначения изделий, установленной в автомобильной промышленности.
4.3 Условное обозначение шипов, применяемое, например, в инструкциях к шипам, в переписке, может иметь следующую структуру:
Условное обозначение материала корпуса шипа:
С - сталь; П - пластик; А - алюминий; К - керамика.
Пример условного обозначения шипа диаметром наибольшего фланца 8 мм, для легких грузовиков, с длиной шипа 12 мм, числом фланцев 2 и материалом комбинированного корпуса шипа - сталь+пластик
8лг-12-2С+П по ГОСТ ________________.
4.4 Рекомендуемые размеры шипов с предельно допустимыми отклонениями и их назначение должны соответствовать рисунку 2 и таблице 1.
Рисунок 2 - Рекомендуемые размеры шипа с предельно допустимыми отклонениями
Таблица 1 - Рекомендуемые размеры шипов и их назначение
Диаметр наибольшего фланца D, мм |
Назначение шипа |
Длина шипа L, мм |
|
6,5 |
л лг |
8 - 12 12 - 15 |
|
8,0 |
л лг г |
10 - 16 11 - 16 12 - 20 |
|
9,0 |
л лг г |
10 - 16 12 - 16 12 - 24 |
|
10,0 |
лг г |
10 - 16 12 - 24 |
|
11,0 |
г |
15 - 30 |
|
12,0 | |||
13,0 | |||
15,0 |
г |
18 - 30 |
|
16,0 |
5 Технические требования
5.1 Шипы предназначены для ошиповки зимних пневматических шин, имеющих характеристики по ГОСТ 4754, ГОСТ 5513 и стандартам*(1), действующим на территории государств - членов Таможенного союза, предназначенных для эксплуатации преимущественно на обледенелых и покрытых снегом дорогах различных категорий во всех климатических зонах.
5.2 Шипы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по КД.
5.3 Износостойкие элементы шипа изготовляют из сплава ВК-8 по ГОСТ 3882 или из материала, аналогичного ему по твердости и пределу прочности на изгиб.
5.4 Корпус стального шипа должен иметь надежную антикоррозионную защиту по ГОСТ 9.301 и ГОСТ 9.303, предотвращающую появление коррозии при хранении и транспортировании.
5.5 На корпусе шипа не допускается наличие острых кромок, трещин, деформаций, сколов, заусенцев и механических повреждений. Допускается наличие следа от разъема пресс-оснастки (пресс-формы), не выводящего шип за предельно допускаемые габаритные размеры. Отслоение и шелушение покрытия шипов не допускаются.
5.6 Выступ износостойкого элемента шипа за пределы протектора покрышки (с обеспечением отсутствия выступа корпуса шипа над протектором покрышки) должен быть:
- (1,20,3) мм - для легковых шин;
- (1,70,3) мм - для легких грузовых шин;
- (2,50,3) мм - для грузовых шин.
5.7 Крепление износостойкого элемента в корпусе шипа должно обеспечивать надежное удержание его во время гарантийного срока эксплуатации по 8.1.
Сила удержания износостойкого элемента в корпусе шипа должна быть не менее 1000 Н (102 кгс).
5.8 Сила удержания шипа в протекторе покрышки шины должна быть не менее:
- 150 Н (15,3 кгс) - для легковых шин;
- 200 Н (20,4 кгс) - для легких грузовых шин;
- 400 Н (40,8 кгс) - для грузовых шин.
5.9 Масса шипа, г, как правило, должна быть не более:
- 1,6 - для легковых шин;
- 2,8 - для легких грузовых шин;
- 3,5 - 10 - для грузовых шин.
Допустимо использование шипов иной массы, если результаты испытаний, проведенных независимой аккредитованной лабораторией, подтвердят, что шины с такими шипами, не вызывают больший износ дорожного покрытия, чем шины с шипами, соответствующие установленному требованию к массе шипа, и при этом не ухудшаются сцепные свойства.
5.10 Маркировка
5.10.1 Маркировка шипов указывается на ярлыке или упаковке, выполняется по стандарту*(2), действующему на территории государств - членов Таможенного союза, или содержит следующие данные:
- конструкторское обозначение шипов;
- дата изготовления (месяц, год).
На ярлыке (упаковке) должны быть приведены:
- отметка о приемке службой технического контроля (далее - СТК) предприятия-изготовителя;
- номер и дата документа соответствия.
5.10.2 Содержание, способ маркировки и место нанесения должны соответствовать ГОСТ 2.314 и устанавливаться в КД на шипы.
6 Правила приемки
6.1 Шипы на соответствие требованиям настоящего стандарта подвергают, в общем случае, проверке СТК, периодическим и типовым испытаниям.
6.2 Шипы для проверки СТК и для периодических испытаний должны быть представлены способом "россыпь" по ГОСТ 18321.
6.3 СТК принимает шипы партиями. Партией считают шипы одного обозначения, в количестве, как правило, не более 500 000 шт. и сопровождаемые одним товаросопроводительным документом, содержащим:
- конструкторское обозначение, наименование и количество шипов в партии;
- номер партии;
- дату изготовления (месяц, год).
6.3.1 СТК при проверке подвергает выборочному контролю: массу шипа, размеры, внешний вид (наличие сколов, выкрашиваний, трещин и деформаций), наличие и однородность защитного покрытия.
6.3.2 Количество шипов, подвергаемых проверке СТК, зависит от объема партии и должно составлять не менее 0,01% от объема партии, но не менее 10 шипов.
6.3.3 Среди шипов, подвергнутых проверке СТК, в зависимости от количества проверенных шипов (объема партии), не должно быть более 4% шипов, но не более 2 шт., не удовлетворяющих требованиям КД на шипы.
6.3.4 При получении неудовлетворительных результатов испытаний при выборочном контроле хотя бы по одному из показателей СТК проводит по нему повторные испытания на удвоенной выборке.
Критерии качества шипов должны соответствовать 6.3.3.
6.4 Периодическим испытаниям подвергают шипы из партии, прошедшей контроль СТК.
6.4.1 Периодические испытания проводит изготовитель, как правило, не реже одного раза в квартал по материалу корпуса и материалу износостойкого элемента (по результатам входного контроля) и по усилию удержания износостойкого элемента.
6.4.2 Для проверки силы удержания износостойкого элемента в корпусе шипа из партии, прошедшей проверку СТК, отбирают шипы в количестве не менее 10 шт.
6.4.3 Среди шипов, подвергнутых периодическим испытаниям, не должно быть более 2 шт., не удовлетворяющих требованиям КД на шипы.
6.4.4 При получении неудовлетворительных результатов испытаний должна быть проведена повторная проверка на удвоенном количестве образцов из той же партии.
Критерии качества шипов должны соответствовать 6.4.3.
6.5 Если шипы не выдержали проверку СТК или периодические испытания, отгрузку шипов приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов и их устранения.
6.6 Типовые испытания изготавливаемых шипов проводят с целью оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений в их конструкцию, материал или технологический процесс их изготовления. Необходимость проведения типовых испытаний и их объем устанавливает предприятие-разработчик шипов в зависимости от степени вносимых изменений.
7 Методы испытаний
7.1 Проверку внешнего вида покрытия шипа проводят визуальным осмотром в сравнении с контрольным образцом и требованиями КД.
7.2 Размеры шипов определяют микрометром по ГОСТ 6507, глубиномером - по ГОСТ 18833 и специальными калибрами или шаблонами, обеспечивающими необходимую точность.
7.3 Качество материала, из которого изготовлены корпус шипа и его износостойкий элемент проверяют в лабораториях*(3), аттестованных в установленном порядке.
7.4 Качество антикоррозионного покрытия проверяют по ГОСТ 9.302.
7.5 Контроль твердости износостойкого элемента проводят по ГОСТ 20017 на приборе по ГОСТ 23667.
7.6 Силу удержания износостойкого элемента в корпусе шипа проверяют по методике, приведенной в приложении А.
7.7 Силу удержания шипа в протекторе покрышки шины проверяют по методике, приведенной в приложении Б.
7.8 Методика измерения выступа износостойкого элемента шипа за пределы протектора покрышки приведена в приложении Г.
7.9 Массу шипа определяют взвешиванием на весах по ГОСТ 29329*(4) и вычисляют как частное от арифметического деления результата взвешивания не менее 20 шипов.
8 Гарантия изготовителя
8.1 Изготовитель шипов гарантирует работоспособность шипов в эксплуатации до износа выступа износостойкого элемента шипа за пределы протектора покрышки не более чем на 30%.
8.2 Гарантийный срок хранения шипов - 12 мес с момента их продажи.
_______________________________
*(1) На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 51893-2002 "Шины пневматические. Общие технические требования безопасности", ГОСТ Р 52899-2007 "Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов. Технические условия", ГОСТ Р 52900-2001 "Шины пневматические для легковых механических автомобилей и прицепов к ним. Технические условия", ГОСТ Р 54916-2012 "Шины пневматические ошипованные. Основные показатели качества".
*(2) На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53602-2009 "Составные части транспортных средств. Маркировка. Общие технические требования".
*(3) Предприятие (организация), испытательный центр, специальная лаборатория, подразделение предприятия (организации) и т.п., осуществляющие испытания.
*(4) На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53228-2008 "Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания".
_______________________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53228-2008 "Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания".
_______________________________
* На территории Российской Федерации регистрация осуществляется в Государственном реестре средств измерений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33672-2015 "Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Технические требования и методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 мая 2016 г. N 437-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2016 г.
Дата введения - 1 апреля 2017 г.