Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 119575-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака",
внесенному членами Совета Федерации В.В. Рязанским, Л.Н. Тюриной, Э.В. Исаковым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и в несколько статей Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон) в целях "совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий использования электронных устройств, продуцирующих аэрозоль, пар и дым, а также кальянов".
По изменениям в Кодекс в части установления административной ответственности за использованием "электронных курительных изделий" и "кальянов" (статья 1 законопроекта) сообщаем следующее.
На наш взгляд, для достижения целей административного наказания целесообразно уточнить, что именно будет являться объектом административного правонарушения, в частности, об употреблении каких вредных для здоровья человека веществ идет речь, поскольку из смысла статьи 2 законопроекта не понятно, имеется ли в виду вдыхание пара любого происхождения посредством вышеуказанных приспособлений или же никотина, вредных химических веществ, паров алкоголя (так называемый "авол").
Кроме того, для установления административной ответственности за использование "электронных курительных изделий" и "кальянов", по нашему мнению, соответствующие изменения должны быть предусмотрены также в Федеральном законе от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", которым установлены требования к табачной продукции, а также правилам ее идентификации.
Следует также учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 17 апреля 2017 года N 69-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях" внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Что касается проектируемых изменений в Федеральный закон (статья 2 законопроекта) сообщаем следующее.
Пунктом 3 предлагается расширить понятийный аппарат Федерального закона за счет понятий "электронного курительного устройства" и "кальяна", из определения которых следует, что они могут не содержать табак (никотин). Обращаем внимание, что изменяемый Федеральный закон принят в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, в связи с чем концептуально законопроект противоречит положениям Федерального закона, в частности, его статье 1.
Кроме того, учитывая отсутствия табака (никотина) в указанных изделиях, говорить о возможности нанесения вреда жизни и здоровью человека при их потреблении, с нашей точки зрения, проблематично. В этой связи положения законопроекта, связанные с минимизацией негативных последствий на здоровье человека, например, возмещение вреда здоровью, запрет на рекламу таких изделий, установление ответственности и другие вопросы, нуждаются в дополнительном обсуждении.
В статье 1 законопроекта используется термин "электронные курительные изделия", который не корреспондируется с изменениями в Федеральный закон, в нем не встречается и в законопроекте его значение не поясняется.
В пункте 2 предлагаются изменения в статью 1 Федерального закона, тем самым определяя новую сферу правового регулирования, что влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений как в статью 3 Федерального закона, так и в другие статьи Федерального закона, в которых упоминается сфера правового регулирования.
Некоторые из предлагаемых изменений требуют внесения соответствующих изменений в другие статьи Федерального закона, которые не нашли своего отражения в законопроекте. Так, например, проектируемые положения подпункта "б" пункта 5 требуют внесения соответствующих изменений в статью 21 Федерального закона в части осуществления государственного контроля (надзора) последствий использования "электронных курительных изделий".
По нашему мнению, требует дополнительного пояснения вопрос о том, почему не во всех статьях законопроекта наряду с использованием "электронных курительных изделий" регулируется потребление "кальянов", и каким образом в таком случае должно регулироваться их потребление.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.