Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 120718-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" и в статью 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг",
внесенному членами Совета Федерации Е.В. Бушминым, Н.А. Журавлевым, С.Н. Рябухиным, М.М. Ульбашевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается определить отчетный период для годовой консолидированной отчетности организаций, равный календарному году с 1 января по 31 декабря включительно. Вместе с тем проектом предлагается для организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и не являющихся кредитными организациями, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, управляющими компаниями, клиринговыми организациями и (или) головными организациями банковских холдингов установить исключение, предусматривающее их право самостоятельно определять иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что отчетный год равен календарному году.
Установление отчетного периода, отличного от календарного года, потребует соотнесения с иными нормами законодательства, в которых консолидированная финансовая отчетность входит в годовые отчеты (см, например: статья 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах").
Полагаем также, что проектируемые изменения в части определения отчетного периода для годовой консолидированной финансовой отчетности организаций не являются предметом регулирования статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), предусматривающей правовые основы составления консолидированной финансовой отчетности организаций, и требуют обсуждения в рамках отдельной статьи Федерального закона N 208-ФЗ.
Кроме того, проектируемые изменения в части определения отчетного периода для годовой консолидированной финансовой отчетности организаций равной календарному году нуждаются в обсуждении, поскольку на практике некоторые организации отчитываются за период, превышающий календарный год, что не противоречит положениям Федерального закона N 208-ФЗ и международным стандартам.
В проектируемом абзаце первом части 4 статьи 3 Федерального закона N 208-ФЗ редакцию положения "организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и не являющихся организациями, указанными в пунктах 1-5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) головными организациями банковских холдингов" требуется соотнести с точки зрения единообразия с положением в проектируемом абзаце втором части 4 статьи 3 Федерального закона N 208-ФЗ "организации, за исключением организаций, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов".
В проектируемой части 4 статьи 3 Федерального закона N 208-ФЗ содержится внутреннее противоречие, так как устанавливается, что "настоящее положение не применяется, если другими федеральными законами предусмотрено, что отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является календарный год", при этом этим же положением в качестве отчетного периода для годовой консолидированной финансовой отчетности всех организаций признается календарный год. Кроме того в законодательстве Российской Федерации отсутствует требование о составлении консолидированной финансовой отчетности за календарный год.
Кроме того, полагаем, нуждается в дополнительном обсуждении статья 3 проекта, определяющая общий порядок вступления в силу федерального закона со дня его официального опубликования, применительно к правоотношениям, возникшим до момента вступления в силу федерального закона.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.