Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 апреля 2017 г. N 03-03-06/1/20487
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу определения статуса задолженности перед государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) и сообщает следующее.
Критерии отнесения непогашенной задолженности налогоплательщика - российской организаций но долговым обязательствам к контролируемой задолженности для целей налогообложения прибыли организаций установлены пунктом 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом в случае если размер контролируемой задолженности налогоплательщика более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств этого налогоплательщика (собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов этого налогоплательщика, применяются правила, установленные пунктами 4 - 6 статьи 269 НК РФ.
Статьей 269 НК РФ предусмотрены случаи, когда непогашенная задолженность не признается контролируемой в целях главы 25 НК РФ.
Пунктом 9 статьи 269 НК РФ определено, что непогашенная задолженность, указанная в подпункте 3 пункта 2 статьи 269 НК РФ, не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью при одновременном выполнении следующих условий:
долговое обязательство возникло перед организацией, являющейся банком (включая организации, признаваемые банками в соответствии с законодательством иностранных государств), не признаваемым взаимозависимым лицом как с налогоплательщиком - российской организацией, так и с лицами, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство налогоплательщика; с момента возникновения долгового обязательства налогоплательщика не происходило прекращения (исполнения) указанного долгового обязательства как в части суммы основного долгам так и в части уплаты процентов иностранным лицом, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 269 НК РФ, и (или) его взаимозависимым лицом, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 269 НК РФ, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися обеспечить исполнение указанного долгового обязательства.
Однако применительно к задолженности перед Внешэкономбанком названные положения НК РФ неприменимы, поскольку на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития" на Внешэкономбанк не распространяются положения законодательства о банках небанковской деятельности, регулирующие порядок государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций.
Таким образом, правовой статус Внешэкономбанка не позволяет применять вышеуказанные положения НК РФ в части признания задолженности налогоплательщика - российской организации перед Внешэкономбанком неконтролируемой.
Вместе с тем сообщается, что в настоящее время разрабатывается проект федерального закона, целью которого является урегулирование вопроса признания неконтролируемой для целей главы 25 НК РФ непогашенной задолженности российской организации - налогоплательщика перед Внешэкономбанком.
После проведения процедур, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации", указанный проект федерального закона будет внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации.
Заместитель директора |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что в целях налогообложения прибыли задолженность налогоплательщика - российской организации перед Внешэкономбанком не может быть признана неконтролируемой.
Однако в настоящее время по данному вопросу готовится законопроект.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 апреля 2017 г. N 03-03-06/1/20487
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 5 мая 2017 г. N 17